УИД 68RS0002-01-2024-002173-50
2а-1640/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2024 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Судьи Бабкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Сарычевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калинушкина Анатолия Михайловича к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Кулешовой Дине Сергеевне, Ленинскому РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области, УФССП России по Тамбовской области о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам,
УСТАНОВИЛ:
Калинушкин А.М. обратился с административным иском в суд к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Тамбова УФССП по Тамбовской области с требованием о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству №4561/23/68033-ИП.
В обоснование административного иска указано, что 03.04.2024г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области вынесено постановление о расчете задолженности в рамках исполнительного производства №4561/23/68033-ИП, согласно которому за Калинушкиным А.М. числится задолженность по алиментам в размере 123411, 48 руб.
Не согласен с представленным судебным приставом-исполнителем расчетом, поскольку какой-либо задолженности в рамках исполнительного производства на конец 2023 года не имелось. Судебному приставу-исполнителю были представлены документы о финансовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Дохода кроме сдачи в аренду нежилого помещения, расположенного в р.п. Мордово, административный истец не имеет.
Определением суда от 27.06.2024г. привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков Ленинское РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области, УФССП России по Тамбовской области, в качестве заинтересованных лиц – Мордовское РОСП УФССП России по Тамбовской области, Сутормина Н.С.
В судебное заседание административный истец Калинушкин А.М. не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Ранее в судебном заседании поддержал требования административного иска по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что до 03.04.2024г. сведения о наличии у него дохода судебному приставу-исполнителю не предоставлял, последний раз предоставлял такие сведения в конце 2023 года.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП по Тамбовской области Кулешова Д.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддерживала позицию, изложенную в письменных возражениях.
Представители административного ответчика УФССП России по Тамбовской области, заинтересованного лица Мордовского РОСП УФССП России по Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области, заинтересованное лицо Сутормина Н.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силуст.2Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статья102Закона об исполнительном производстве устанавливает порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.
Так, в силу ч. 2 указанной статьи размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» следует, что расчет задолженности относится к полномочиям судебного пристава-исполнителя, размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (п. 3 ст. 113Семейного кодекса Российской Федерации,ч. 2 ст. 102Федерального закона № 229-ФЗ).
Статья 121 Закона об исполнительном производстве определяет, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В силу статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется, исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или, если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 30.01.2024г. на основании выданного Мордовским районным судом Тамбовской области исполнительного листа ФС № 042153444 (л.д.25-26) с предметом исполнения: алименты на содержание детей, с периодическими платежами: доли доходов ежемесячно в размере 1/6 дохода должника в отношении Калинушкина А.М. возбуждено исполнительное производство № 4561/23/68033-ИП (л.д.33).
03.04.2024г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области вынесено постановление о расчете задолженности в рамках исполнительного производства №4561/23/68033-ИП и определена должнику Калинушкину А.М. задолженность по алиментам за период с 01.01.2024г. по 31.03.2024г. по состоянию на 01.04.2024г. в размере 123 411,48 руб. (л.д.29).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области от 03.04.2024г. исполнительное производство передано в Мордовское РОСП УФССП России по Тамбовской области (л.д.31).
Согласно ч.ч. 3, 7, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной вчасти 6настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемое постановление направлено Калинушкину А.М. 03.04.2024г. посредством ЕПГУ (л.д.59).
В соответствии сч. 2.1 ст. 14Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленнойквалифицированной электронной подписьюсудебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый порталгосударственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
В силуп. 4 ч. 2 ст. 29Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленнойквалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии сп. 1Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утв.постановлениемПравительства РФ от 29.06.2016 N 606, извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренноепунктом 4 части 2 статьи 29Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Согласноп. 3указанных Правил извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству. В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии спунктом 4настоящих Правил, извещение считается недоставленным, и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
В связи с тем, что Калинушкин А.М. не осуществил вход на ЕПГУ и не прочитал уведомление, о чем свидетельствуют данные АИС ФССП (л.д.59), постановление о расчете задолженности по алиментам от 03.04.2024г. считается недоставленным, и исходя из пояснений Калинушкина А.М. о том, что о данном постановлении он узнал только 29.05.2024г., суд полагает возможным восстановить срок для подачи административного иска.
Изучив все представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административного ответчика нарушений положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» при производстве расчета по алиментам и вынесении обжалуемого постановления.
Так, осуществляя указанный расчет, судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Тамбова УФССП по Тамбовской области Кулешова Д.С. исходила из размера среднемесячной заработной платы в РФ на момент расчета.
Административным истцом не отрицалось, что какие-либо сведения о своем доходе в 2024 году он судебному приставу-исполнителю не предоставлял, вместе с тем, в силучасти 5 статьи 98Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ именно на должнике лежит обязанность сообщать судебному приставу-исполнителю о смене места работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов.
Вместе с тем, действующее законодательство не исключает возможности перерасчета задолженности по алиментам, в том числе в случае предоставления должником судебному приставу-исполнителю сведений о доходах.
Отсутствие задолженности на конец 2023 г., что подтверждается распиской Суторминой Н.С. от 26.01.2024г. (л.д.30), не влияет на законность оспариваемого постановления, поскольку расчет произведен за иной период с 01.01.2024г. по 31.03.2024г.
Оспариваемый расчет судебного пристава-исполнителя включает актуальные на момент вынесения постановления сведения, в постановлении приведены численные данные, математическая точность которых, проверена судом, как в части исходных данных слагаемых, так и итоговых результатов.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление о расчете задолженности по алиментам от 03.04.2024г. соответствует требованиям Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а доводы, изложенные в административном иске, суд находит несостоятельными.
Поскольку судом не установлены неправомерные действия судебного пристава-исполнителя, а соответственно, нарушения прав и свобод административного истца, административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░