Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1145/2023 ~ М-1110/2023 от 20.06.2023

Дело № 2а-1145/2023

УИД 12RS0001-01-2023-001349-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волжск 18 июля 2023 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Сумкиной В.А.,

С участием помощника прокурора Алиева Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц

к администрации Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл

о признании незаконным бездействия в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг,

об обязании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг,

установил:

Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в полном объеме посредством портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru», а также двух и более услуг при однократном обращении заявителя через многофункциональные центры; об обязании Администрации Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в полном объеме, предоставляемых Администрацией Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл, в электронной форме, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru», а также двух и более услуг при однократном обращении заявителя через многофункциональные центры.

В обоснование иска указано, что Волжской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее - Администрация) законодательства о порядке предоставлении муниципальных услуг, соблюдения прав предпринимательства.

Не оказание муниципальных услуг в электронном виде, а также через многофункциональные центры влекут нарушение прав и законных интересов лиц, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, через многофункциональные центры, на доступность их получения.

Указанные нарушения были отмечены в представлении межрайонной прокуратуры от 04.05.2023, внесенном на имя главы администрации.

Администрацией в нарушение указанных требований законодательства возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» возможность предоставления муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 №1993-p, предоставляемых в электронном виде администрацией района, в электронной форме в полном объеме не обеспечена,

В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Алиев Э.Э. требования поддержал, пояснил соответствующе изложенному в административном иске.

Представитель административного ответчика Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл не явился извещен надлежащим образом.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Принимая признание иска, суд считает необходимым указать следующее.

По результатам проверки установлено, что вопреки требованиям Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ), администрацией не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности, получение муниципальных услуг в электронном виде в полном объеме.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются в том числе, разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Федеральный закон № 210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ, одним из принципов предоставления муниципальных услуг является возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В силу подпунктов 1,2 пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

В соответствии с этапом № 5, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо было обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и другое.

При этом, пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной автоматизированной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, администрацией не организовано оказание услуг в многофункциональных центрах, в том числе двух и более услуг при однократном обращении заявителя, что повлекло нарушение ст. 15-18 Федерального закона 210-ФЗ.

Не оказание муниципальных услуг в электронном виде, а также через многофункциональные центры влекут нарушение прав и законных интересов лиц, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, через многофункциональные центры, на доступность их получения.

Судом установлено, что Волжской межрайонной прокуратурой вынесено представление от 04.05.2023 года на имя главы администрации, где указанные нарушения были отмечены.

Кроме того, указанные обстоятельства также свидетельствуют о ненадлежащей реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации».

Из письма главы Обшиярской сельской администрации Волжского муниципального района Николаева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что Обшиярская сельская администрация имеет доступ к платформе государственных сервисов (ПГС), где оказываются услуги в электронном виде. За истекший период 2023 года через ПГС, в связи с отсутствием обращений. Оказаны не были. Также заключено соглашение с АУ «Дирекция многофункциональных сервисов в Республике Марий Эл» по оказанию пока одной услуги. В ближайшее время планируется заключение еще дополнительных соглашений по оказанию ряда услуг.

Администрацией в нарушение указанных требований законодательства возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не обеспечена. В частности, на федеральном портале государственных услуг «www.gosuslugi.ru» возможность предоставления муниципальных услуг, в том числе предусмотренных сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, утверждённым Распоряжением от 17.12.2009 №1993-p, предоставляемых в электронном виде администрацией района, в электронной форме в полном объеме не обеспечена,

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При этом, целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» («Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности протоколом от 28.05.2019 № 9 являются: предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

На основании выше изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг, об обязании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 46, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл

о признании незаконным бездействия в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг,

об обязании обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в полном объеме посредством портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru», а также двух и более услуг при однократном обращении заявителя через многофункциональные центры.

Обязать Администрацию Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл в течении 1 (Одного) года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в полном объеме, предоставляемых Администрацией Обшиярского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл, в электронной форме, посредством федерального портала государственных услуг «www.gosuslugi.ru», а также двух и более услуг при однократном обращении заявителя через многофункциональные центры.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Б.Емельянова

В окончательной форме решение

принято 19 июля 2023 года

2а-1145/2023 ~ М-1110/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волжская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Обшиярского сельского поселения
Суд
Волжский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Емельянова Елена Борисовна
Дело на сайте суда
volzhkiy--mari.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация административного искового заявления
20.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее