№ 2а-75/2024
УИД 39RS0021-01-2023-000871-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года г. Светлый
Светловский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Янч О.В.
при секретаре Лукас О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления федеральной налоговой службы России по Калининградской области к Козлову Анатолию Васильевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Калининградской области обратилось в суд с иском к Козлову А.В. с требованием о взыскании транспортного налога за 2019 год в сумме 37 396,52 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Козлов А.В. в спорный период времени являлся налогоплательщиком транспортного налога. Расчет транспортного налога физических лиц за 2019 год исчислен инспекцией согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом было выставлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, однако в добровольном порядке указанное требование исполнено не были. Административный истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа, вместе с тем 01.12.2021года мировым судьей судебного участка Светловского судебного района Калининградской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Козлова А.В. задолженности по налоговым платежам. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим иском.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, согласно письменному заявлению настаивал на удовлетворении административного иска с учетом уточнения требований, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Административный ответчик Козлов А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу п. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст. 45 Налогового кодекса РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в спорный период времени административный ответчик являлся налогоплательщиком транспортного налога, поскольку в собственности последнего находилось транспортное средство: автомобиль марки <данные изъяты>, № года выпуска, гос.рег.знак №, дата регистрации права 18.09.2010 года; <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, гос.рег.знак №, дата регистрации 20.07.2011 года.
Направленное в адрес административного ответчика требование налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до 12.04.2021 года, административным ответчиком исполнено не было.
В связи с неуплатой Козловым А.В. задолженности по транспортному налогу, 24.11.2021 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка Светловского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика.
Определением мирового судьи судебного участка Светловского судебного района Калининградской области от 01 декабря 2021 года налоговому органу было отказано в принятии указанного заявления; 17 ноября 2023 года административный истец обратился в Светловский городской суд Калининградской области с данным административным иском.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, административный истец указывал, что до настоящего времени задолженность по транспортному налогу ответчиком Козловым А.В. не погашена.
Вместе с тем, суд, проверив сроки на обращение административным истцом в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогу, установленные в статье 48 Налогового кодекса РФ, приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок на обращение с указанными требованиями, поскольку административный истец вправе был обратиться с указанными требованиями до 12 октября 2021 года.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Административным истцом в суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в качестве уважительных причин пропуска данного срока указаны: реорганизационные мероприятия, а также существенная загруженность сотрудников по указанным обстоятельствам.
Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться в суд, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса РФ). Обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу, административным истцом не представлено.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с пропуском срока для обращения в суд и отсутствием возможности восстановления пропущенного срока, оснований для взыскания задолженности налогам и сборам за спорный период отсутствует, следовательно, право взыскания данной недоимки налоговым органом утрачено.
Таким образом, несоблюдение Управлением Федеральной налоговой службы России по Калининградской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.02.2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░