Дело №а-393-24 (2а-3724/2023) |
УИД: 05RS0№-89 |
РЕШЕНИЕ
(в окончательной формулировке)
Именем Российской Федерации
23 января 2024 г. <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Яшиной Н.С.,
с участием помощника военного прокурора 315 военной прокуратуры гарнизона Мухамадеева Р.Р.
при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора 315 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
военный прокурор 315 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд и неопределенного круга лиц с требованиями, которые приведены во вводной части решения суда, мотивировав тем, что в ходе мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявлен факт размещения на сайте с адресом: https://culgaz.ru информации о пропаганде одурманивающего вещества-закиси азота и его продаже.
Так в сети «Интернет» на названном сайте предоставляется свободный доступ пользователям неопределенного круга лиц к информации о пропаганде о закиси азота и ее продаже не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров, продуктов питания, а также не для медицинского, промышленного или технического применения.
Доступ на указанный Интернет-ресурс неопределенного круга лиц не имеет возрастных ограничений, не требует предварительной регистрации и пароля, любой Интернет-пользователь может без какого-либо программного обеспечения в свободном доступе ознакомиться с содержанием страниц указанного Интернет-ресурса, а также скопировать его без каких-либо ограничений.
Представитель административного истца помощник военного прокурора 315 военной прокуратуры гарнизона Мухамадеев Р.Р. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по <адрес> представили в адрес суда письменное объяснение в котором указано, что обозначенная в администратором исковом заявлении информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на страницах сайта в сети «Интернет» https://culgaz.ru – не доступна, и просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ), (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 149-ФЗ).
На основании ст. 9 Закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. п. 1, 2, 6 ст. 3 Закона № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Согласно пп. 1, 6 ст. 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 6.13.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за пропаганду, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», использования (потребления) закиси азота либо распространение информации о реализации (сбыте) закиси азота не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров или продуктов питания либо не для медицинского, промышленного или технического применения.
Согласно требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 472-ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации», в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации ограничивается оборот закиси азота.
Производство, изготовление, закупка, поставка, хранение, перевозка, пересылка закиси азота, а равно её реализация (сбыт), пропаганда, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», использования (потребления) закиси азота, распространение информации о реализации (сбыте) закиси азота не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров, продуктов питания, а также не для медицинского, промышленного или технического применения запрещены.
Распространение информации о пропаганде закиси азота и её продаже не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров, продуктов питания, а также не для медицинского, промышленного или технического применения, побуждает граждан к приобретению и использованию (потреблению) физическими лицами закиси азота, являющейся одурманивающим веществом, не по назначению в целях изменения состояния организма человека, не связанного с медицинским вмешательством и медицинской помощью.
Закись азота является одурманивающим веществом, в связи с чем его использование и потребление гражданами не по назначению «в целях изменения состояния организма человека, не связанного с медицинским вмешательством и медицинской помощью» запрещено.
Обеспечение доступа к информации, пропагандирующей употребление одурманивающего вещества - закиси азота, а также способе её приобретения, противоречит защите здоровья граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в Реестр сведений, указанных в п. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из материалов дела следует, что 315 военной прокуратурой в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявлен интернет-сайт с адресом: https:// culgaz.ru с информацией, в связи с получением которой у неопределенного круга лиц имеется возможность приобрести одурманивающее вещество - закиси азота.
Из анализа информации, размещенной по указанному электронному адресу, следует, что закись азота предлагается использовать в качестве средства для улучшения настроения и расслабления, и для дистанционного заказа закиси азота необходимо, позвонить по указанному номеру телефона и сделать соответствующий заказ, после чего ожидать его доставки. Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют. Таким образом, указанный сайт содержит информацию о предложениях на приобретение и использование одурманивающего вещества - закиси азота неопределенному кругу потребителей не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров, продуктов питания, а также не для медицинского, промышленного или технического применения.
На момент проверки вышеуказанный интернет-ресурс в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории РФ не внесен, установить информацию о владельце сайта, его местонахождении, не представляется возможным. Информация на сайте не ограничена к копированию и распространению любым пользователем.
Употребление закиси азота может оказывать на организм человека негативное воздействие, в связи с этим представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья человека.
Распространение информации о реализации, использовании и потреблении закиси азота, являющимся одурманивающим веществом, гражданами не по назначению в целях изменения состояния организма человека, не связанного с медицинским вмешательством и медицинской помощью нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе противоречит защите здоровья граждан Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания информации, запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных военным прокурором административных требований, направленных на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В целях ограничения свободного доступа к интернет-странице: https:// culgaz.ru, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В части 2 статьи 188 КАС РФ указано, что в случае отсутствия в настоящем кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд полагает, что поскольку распространение подобной информации в Российской Федерации запрещено, запрет на размещение направлен на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, имеются все основания для немедленного исполнения решения суда.
Поскольку на момент вынесения решения сведений об ограничении доступа к данной информации представлено не было, то суд считает возможным заявленные требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 315 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: https://culgaz.ru ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: