Адм. дело №
УИД: 05RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2022 г. <адрес>
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием административного истца Джанболатова Н.С.,
представителя заинтересованного лица Алиева К.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джанболатова Нурмагомеда Солтановича к МРИ ФНС № по РД о признании задолженности по страховым взносам безнадежными к взысканию и списанию указанной задолженности,
установил:
Джанболатов Н.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МРИ ФНС № по РД о признании задолженности по страховым взносам безнадежными к взысканию и списанию указанной задолженности.
В обоснование своих требований Джанболатов Н.С. указал, что он, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а 25.01.2018г. индивидуальная предпринимательская деятельность была прекращена.
Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за ним числится задолженность по страховым взносам до ДД.ММ.ГГГГ в размере взнос 26114,1 и пеня 9266,18 рублей. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 243-ФЭ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1 статьи 5 243-ФЗ).
Поскольку указанная выше задолженность образована в предыдущие годы, к ней до ДД.ММ.ГГГГ применялся порядок взыскания, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», включающий следующие этапы администрирования.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 212-ФЗ.
Требование страховых взносов им не получено.
Решение о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества заявителя органом контроля за уплатой страховых взносов не принималось (подтверждается сведениями с официального сайта ФССП по РД), что, учитывая время образования задолженности, положения части 1 статьи 47 НК РФ (решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога; обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования), и пропуск предельных сроков означает утрату налоговым органом возможности ее взыскания и является основанием для признания данной задолженности безнадежной к взысканию в соответствии со статьей 59 НК РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» установлен перечень случаев, при которых задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам признается безнадежной к взысканию и списывается, в том числе принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
На основании вышеизложенного просит суд признать МРИ ФНС России № по РД утратившей возможность взыскания с него задолженности по уплате по страховым взносам образовавшийся до 01.01.2017г в размере взнос 26114,1 руб. и пеня 9266,18 рублей; обязать МРИ ФНС России № по РД списать задолженность по страховым взносам образовавшийся в размере взнос 26114,1 руб. и пеня 9266,18 руб. и исключить из лицевого счета.
Административный истец Джанболатов Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в нем, при этом пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он прекратил свою предпринимательскую деятельность, однако, об этом не сообщил в налоговую инспекцию.
Представитель административного ответчика МРИ ФНС № по РД в <адрес>, будучи надлежаще извещенным о времени и месте проведения судебного заседания посредством судебного извещения, в суд не явился, с ходатайством об отложении не обращался.
Представитель заинтересованного лица ГУ-ОПФР по РД в <адрес> по доверенности Алиев К.Х. в судебном заседании административное исковое заявление не признал, просил отказать в удовлетворении иска, при этом пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ все материалы были отгружены налоговой инспекции и у них никакой информации по индивидуальным предпринимателям, которые были до 2017 г. уже не имеются.
В соответствии с п.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения сторон, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В статье 45 Налогового кодекса РФ указано на то, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. При этом, пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном этим законом.
В силу части 3 статьи 19 Закона №212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона №212-ФЗ.
Частью 3 статьи 19 Закона №212-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона №212-ФЗ.
Требование об уплате недоимки по страховых взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течении трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 22 Закона №- ФЗ).
При недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскивать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 Закона №212-ФЗ (часть 14 статьи 19 Закона №212-ФЗ).
Принудительное взыскание производится только после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, а так же после установления факта отсутствия денежных средств на расчетных счетах или их достаточности.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов часть 3 статьи 20 Закона №212-ФЗ).
Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, в том случае принятия судом акта, в соответствии с которым орган контроля за платой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно статье 2 вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации N820 решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 данного Постановления №.
Названной статьей предусмотрен в частности случай принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пункт "г").
Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом положений статьи 23 Закона о страховых взносах, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).
Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Процедура и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика пени установлены нормами НК РФ. В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ при наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога либо не позднее 10 дней в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налогов и пеней не является пресекательным, однако он влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате, по не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ недоимка, а также штрафы и пени, числящиеся за налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.
Как усматривается из материалов дела, ни налоговый орган, ни орган Пенсионного фонда в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию сумм, указанных в справке, требования об уплате недоимки и пени истцу не выставлял.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом №212-ФЗ.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Возможность взыскания пени, начисленных на задолженность, срок взыскания которых истек, может возникнуть у фонда лишь в случае своевременного принятия им мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению к исполнению судебного акта.
При этом, необходимо учитывать, что уплату пени следует рассматривать как дополнительную обязанность страхователя, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по плате пени не может рассматриваться е отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
Исходя из системного толкования положений статей 16, 18, 19, 20, 21 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» суд приходит к выводу, что до момента прекращения истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, у Управления ПФ ГУ- ОПФР по РД имелось оснований для принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, однако, он этим не воспользовался в течение шести месяцев со дня истечения срока для добровольного исполнения обязанности по уплате страховых взносов с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. указанный срок пропущен.
Как отмечалось выше, истец предпринимательской деятельностью в данное время не занимается. Прекращение предпринимательской деятельности зарегистрировал в Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (выписка из ЕГРИП). Требование об уплате по данному налогу и пени ни от кого он не получал. В том случае, если в отношении недоимки пропущены сроки бесспорного и судебного взыскания, или возможность ее взыскания утрачена по иным основаниям, она не может в дальнейшем обеспечиваться начислением пени, которые следует судьбе основного обязательства и с этого момента не подлежат дальнейшему начислению и взысканию.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ 26114,1 ░░░. ░ ░░░░ 9266,18 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ 26114,1 ░░░. ░ ░░░░ 9266,18 ░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░