Дело № 2а-253/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Покровск 26 мая 2022 года
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Аммосовой С.М.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по РС(Я) к Ефремову Андрею Александровичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
Административный истец Управление ФНС по РС(Я) обратился с иском в суд к Ефремову А.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц. В обоснование заявленных требований указав, что согласно сведений в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, предоставленных регистрирующими органами, осуществляющих регистрацию объектов налогооблажения, за Ефремовым А.А. зарегистрирован объект налогообложения: квартира по адресу: <адрес>, доля в праве <данные изъяты> налоговый период 2016. Налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование об уплате сумм налога, в котором сообщалось о наличии задолженности по налогу на имущество физических лиц. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности. Просит взыскать с Ефремова А.А. недоимку в общей сумме 2223 руб. 74 коп., из них налог на имущество физических лиц в размере 2 184 руб., пени в размере 39 руб. 74 коп.
Административный истец – Управление ФНС, административный ответчик – Ефремов А.А. надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Административным ответчиком Ефремовым А.А. подано возражение, согласно которому он просит отказать в иске в связи с тем, что он является инвалидом № группы с детства.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика, его законного представителя в порядке ст.289 КАС РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 4 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно положениям статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Пунктом 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно положениям ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Пунктом 1 ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ, пункту 1 статьи 397 НК РФ, статье 5 Закона РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-01 «О налоге на имущество физических лиц» сумма имущественных налогов уплачивается физическими лицами на основании налоговых уведомлений.
Судом установлено, что за Ефремовым А.А. согласно сведений, полученных Управление ФНС по РС (Я) в порядке п. 4 ст.85 НК РФ от органа, осуществляющего ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрирован объект налогообложения по адресу: <адрес>
Из материалов дела усматривается, что ответчику направлялось налоговое уведомление № от 06.07.2017г. об уплате налога на имущество физических лиц в размере 2 054 руб., требование № по состоянию на 06.02.2018г., № по состоянию на 13.11.2019г. об уплате налога на имущество физических лиц.
Однако, требования налогового органа оставлены налогоплательщиком без исполнения, по настоящее время требования об уплате налога не исполнены.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Кроме того, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
Согласно возражения против удовлетворения административных исковых требований, Ефремов А.А. ссылается на наличие льготы, освобождающей его от уплаты налога на имущество, поскольку он является инвалидом с детства.
Из справки МСЭ № следует, что Ефремов А.А. является инвалидом № группы по причине инвалидности с детства.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют инвалиды с детства, дети - инвалиды.
Пунктом 2 ст. 407 НК РФ предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
На основании п. 3 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Перечень объектов налогообложения перечислен в п. 2 ст. 407 НК РФ, в которую включена квартира, часть квартиры.
Учитывая вышеуказанные положения НК РФ, право ответчика на предоставление налоговой льготы по оплате объекта недвижимости (квартиры), суд приходит к выводу, что начисление налога на данный объект недвижимости было произведено налоговой инспекцией неправомерно, в связи с чем, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
(░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░ 2022░.