Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-170/2023 ~ М-184/2023 от 17.07.2023

                     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2023 года пгт Кумены

                                        Кировская область

Куменский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,

при секретаре Милковой Е.А.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Куменского района Кировской области Шиляева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 43RS0016-01-2023-000238-96, производство № 2а-170/2023) по административному исковому заявлению прокурора Куменского района Кировской области, поданному в порядке статьи 39 КАС РФ, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вожгальское сельское поселение» Куменского района Кировской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения,

установил:

Прокурор Куменского района Кировской области, действуя в порядке, установленном статьей 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Куменский районный суд Кировской области с административным исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вожгальское сельское поселение» Куменского района Кировской области (далее по тексту администрация Вожгальского сельского поселения) о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения.

В обоснование административного иска прокурор указал о том, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Куменского района Кировской области по вопросу соблюдения администрации Вожгальского сельского поселения в своей деятельности требований федерального законодательства, установлено, что в силу положений п.5 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.1,2 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления реализуют полномочия по исполнению и применению законов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ч.1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 г. №443—ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» документация по организации дорожного движения подлежит разработке в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативно-правовых актов и должна соответствовать требованиям законодательства РФ о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, а также требованиям законодательства о пожарной, транспортной безопасности, об охране окружающей среды и о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.

Состав документации по организации дорожного движения предусмотрен положениями ч.4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 г. №443-ФЗ «Об организации дорожного движения», а порядок подготовки, согласования и утверждения проектов и схем организации дорожного движения установлены одноименными Правилами, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 г. №274.

С учетом изложенного административным истцом сделан вывод о том, что обеспечение безопасности дорожного движения напрямую зависит от разработки органами местного самоуправления документации по организации дорожного движения, в том числе, проектов организации дорожного движения. Непринятие мер по утверждению данного проекта препятствует снижению аварийности при эксплуатации транспортных средств, смертности и травматизма при ДТП, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В целях устранения выявленных нарушений в адрес административного ответчика прокуратурой Куменского района ДД.ММ.ГГГГ г. было внесено представление, однако, содержащиеся в нем требования не устранены, в связи с чем, состоялось обращение с административным иском в суд.

Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, положения приведенного выше в решении суда законодательства, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вожгальское сельское поселение» Куменского района Кировской области в части непринятия мер по подготовке проекта организации дорожного движения в с.Вожгалы Куменского района Кировской области и обязать административного ответчика утвердить проект организации дорожного движения в с.Вожгалы Куменского района Кировской области в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 г. №274.

В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Шиляев О.В. административный иск и доводы, изложенные в нем, поддержал.

Представитель административного ответчика – администрации МО Вожгальское сельское поселение в судебное заседание, о дате, времени и месте которого был своевременно и надлежаще извещен, не явился, в суд представил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

В отзыве административного ответчика указано об отсутствии возражений по заявленным требованиям, а также сведения о том, что в целях разработки и утверждения проекта организации дорожного движения с июля 2023 г. проводятся переговоры с потенциальным исполнителем- ИП Крыловым И.В., которым в адрес органа местного самоуправления направлен запрос о предоставлении необходимой информации для составления проекта. Кроме того, внесены изменения в решение Вожгальской сельской Думы в части выполнения бюджетного финансирования для оплаты работ по подготовке, согласованию и утверждению проекта организации дорожного движения.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Куменский»

в судебное заседание, о дате, времени и месте которого был своевременно и надлежаще извещен, не явился. Об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.

При изложенных обстоятельствах суд вынес определение о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица.

Выслушав прокурора, изучив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии со ст.ст.1,2 которого задачами в сфере безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Безопасность дорожного движения обеспечивается деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Главой IV указанного выше Федерального закона установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, согласно положений которой мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (п.1 статьи 21, п.п. 1,2 ст.22 ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

В развитие правовых норм об организации дорожного движения и в целях регулирования общественных отношений, возникающих в процессе организации дорожного движения, осуществления парковочной деятельности был принят и действует Федеральный закон №443-ФЗ от 29.12.2017 г. «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В указанном Федеральном законе дано понятие организация дорожного движения, под которой понимается деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения (статья 3).

Кроме того, статьей 7 этого же Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в данной сфере деятельности, перечень которых не является исчерпывающим, а потому, определяя круг таких полномочий, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч.3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено право субъекта Российской Федерации своими законами закреплять за сельскими поселениями полномочия по решению тех вопросов, которые не отнесены к их числу в соответствии с названным Федеральным законом.

Так, частью 2 статьи 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 г. №292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесен, помимо прочих, вопрос по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, приведенное законодательство свидетельствует о том, что организация дорожного движения является полномочием сельских поселений и подлежит осуществлению на территориях, относящихся к ним.

Согласно ч.5 статьи 9 Федерального закона «Об организации дорожного движения» разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также муниципальных правовых актов.

Общие требования к документации об организации дорожного движения установлены статьей 16 указанного выше Федерального закона, в соответствии с частью 4 которой состав такой документации включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения, которые разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. (статья 18 Федерального закона «Об организации дорожного движения»)

Этой же правовой нормой установлены объекты, относительно которых подлежат разработке указанные выше проекты, порядок их согласования и утверждения, а также периодичность последующих утверждений.

Кроме того, Правила подготовки, согласования и утверждения проектов и схем организации дорожного движения в соответствии с ч.5 статьи 16 названного Федерального закона утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 № 274.

Из изложенного следует, что помимо того, что на органы местного самоуправления, в том числе, на сельские поселения, законодательством возложены обязанности по организации дорожного движения, в законодательном же порядке установлены и обязательные требования к разработке, составу и утверждению документации по организации дорожного движения, в том числе к проектам организации дорожного движения.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что администрация муниципального образования «Вожгальское сельское поселение Куменского района Кировской области» является действующим муниципальным учреждением, основной вид деятельности которого – деятельность органов местного самоуправления городских округов.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Куменского района Кировской области в адрес данного органа местного самоуправления было внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере организации дорожного движения, ввиду отсутствия разработанного в соответствии с требованиями законодательства проекта организации дорожного движения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования, содержащиеся в представлении прокурора, не были исполнены, в связи с чем, состоялось обращение с административным иском в суд. Суду не представлено доказательств принятия администрацией поселения в добровольном порядке, в том числе, до внесения представления прокурором, зависящих от нее и исчерпывающих мер к разработке проекта организации дорожного движения. При этом следует учесть, что требования об организации дорожного движения действуют с ДД.ММ.ГГГГ; Правила по подготовке, согласованию и утверждению проектов организации дорожного движения введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ

Изложенные обстоятельства в полной и доказательственной мере свидетельствуют о противоправном бездействии административного ответчика, которым в добровольном порядке не исполняются требования действующего законодательства о разработке и утверждении проекта организации дорожного движения, что необходимо в целях обеспечения безопасности дорожного движения в с.Вожгалы Куменского района Кировской области, сохранности жизни, здоровья и имущества граждан, предупреждения совершения ДТП, снижения тяжести их последствий. Круг лиц, чья защита прав и законных интересов будет обеспечена в результате разработки и утверждения проекта организации дорожного движения, является неопределенным, что подтверждает полномочие прокурора на обращение в суд с ныне рассматриваемым административным иском, в порядке, установленном статьей 39 КАС РФ.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств, отсутствия на дату вынесения судебного решения разработанного и утвержденного проекта об организации дорожного движения, суд приходит к выводу о наличии фактических и правовых оснований для удовлетворения административного иска.

В целях определенности сроков исполнения судебного решения и обеспечения принципа разумности и своевременности такого исполнения, суд в соответствии с ч.2 статьи 178 КАС РФ полагает необходимым установить срок исполнения возлагаемых на административного ответчика обязанностей до 01.12.2023 г., что согласуется с условиями договора, заключенного органом местного самоуправления на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск прокурора Куменского района Кировской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вожгальское сельское поселение» Куменского района Кировской области в части непринятия мер по подготовке проекта организации дорожного движения в с.Вожгалы Куменского района Кировской области.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Вожгальское сельское поселение» Куменского района Кировской области» (ОГРН 1054308512719) выполнить мероприятия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения в с.Вожгалы Куменского района Кировской области в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 № 274, в срок до 01.12.2023 г..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме, в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Куменский районный суд Кировской области.

Мотивированное решение составлено 09.08.2023 г.

    

Судья      Н.В.Дербенёва

2а-170/2023 ~ М-184/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Куменского района
Ответчики
Администрация Вожгальского сельского поселения
Другие
МО МВД России Куменский
Суд
Куменский районный суд Кировской области
Судья
Н.В. Дербенёва
Дело на сайте суда
kumensky--kir.sudrf.ru
17.07.2023Регистрация административного искового заявления
17.07.2023Передача материалов судье
19.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
19.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Судебное заседание
09.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Дело оформлено
23.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее