Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1665/2024 ~ М-927/2024 от 19.03.2024

Дело № 2а-1665/2024

64RS0043-01-2024-001858-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.06.2024 года г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Федотове А.П., с участием помощника Саратовского транспортного прокурора ФИО рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУ МЧС России по Саратовской области об обязании исключить плавучий объект из реестра маломерных судов,

установил:

административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику в обоснование своих требований ссылается на то, что Саратовской транспортной прокуратурой в результате анализа исполнения законодательства о безопасности судоходства установлены нарушения названного законодательства, выразившиеся в незаконном нахождении на государственном учете в реестре маломерных судов несамоходного плавучего объекта - понтона.

Как закреплено ч. 1 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании п. 2 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и формы судового билета» государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которую возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - подразделение ГИМС МЧС России). Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ.

Надзорными мероприятиями установлено, что в реестре маломерных судов Центра ГИМС ГУ МЧС России по Саратовской области на государственном регистрационный учете состоит несамоходный плавучий объект типа «понтон», регистрационный №, зарегистрированный в реестре ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «Агро-Транс» (ИНН 6449040659, ОГРН 1066449025037) (по данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, указанное лицо ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ.

Учет в реестре маломерных судов плавучего объекта - понтона — противоречит закону, нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц, исходя из следующего.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 367-ФЭ статья 3 КВВТ РФ дополнена понятием плавучего объекта, под которым понимается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.

В соответствии пп. «в», «г», «д», «ж» п. 6 Положения, ГИМС МЧС России проводит классификацию, освидетельствование, оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов, осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

Таким образом, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов.

Плавучие объекты, в соответствии с ч. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ, подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Так, в соответствии с п. 3 приказа Минтранса России от 01.11.2017 № 470 «Об утверждении Правил учета плавучих объектов» (далее - Правила учета плавучих объектов), учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта.

Пунктом 4 Правил учета плавучих объектов установлено, что плавучие объекты подлежат учету в реестре плавучих объектов. Реестр ведется органом учета на бумажных и электронных носителях. Учету подлежит каждый плавучий объект.

Учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Правил учета плавучих объектов).

Изложенное свидетельствует о том, что государственный учет несамоходного плавучего объекта - понтона, регистрационный № - в реестре маломерных судов Центра ГИМС ГУ МЧС России по Саратовской области противоречит действующим положениям законодательства, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью неопределенного круга лиц ввиду того, что подразделения ГИМС МЧС России не уполномочены на осуществление освидетельствования и классификации плавучих объектов, в связи с чем названный плавучий объект подлежит исключению (снятию с учета) из реестра маломерных судов.

Аналогичная правовая позиция выражена судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в кассационном определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 88а-12932/2023.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Просят суд обязать ГУ МЧС России по Саратовской области исключить из реестра маломерных судов несамоходный плавучий объект - понтон с регистрационным номером 8454СА, зарегистрированный в реестре ДД.ММ.ГГГГ, в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Представитель административного истца поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить.

Представитель ФБУ «Администрации Волжского бассейна» о времени и месте рассмотрения дела извещена, надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве заинтересованных лиц привлечены ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», ООО «Агро-Транс».

Иные участники процесса о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание участники процесса не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся, также подлежащие регистрации суда внутреннего плавания, в том числе маломерные.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.

Согласно понятиям данным в статье 3 КВВТ РФ плавучий объект - это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.

Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

В силу части 1.2 статьи 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Как указано в части 4 статьи 35 КВВТ РФ, плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.

В силу части 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.

Согласно части 1 статьи 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» статьями 3, 16 КВВТ РФ дополнены понятием плавучего объекта, который подлежит учету в администрации бассейна внутренних водных путей.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона судовые документы, выданные до 01 января 2018 года, продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы.

В силу части 3 статьи 35 КВВТ РФ, подпункта «в» пункта 6 Положения о ГИМС, пункта 2 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2022 года № 132 (далее Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов), маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченными подразделениями ГИМС МЧС России в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно пункту 5 Положения о классификации и освидетельствовании, классификация и освидетельствование маломерного судна включают комплекс мероприятий, проводимых для присвоения маломерному судну категории сложности района плавания, а также установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с присвоенной категорией сложности района плавания.

Согласно пункту 7 Положения о классификации и освидетельствовании классификация и освидетельствование маломерного судна проводятся не реже чем 1 раз в 5 лет. Пятилетний срок классификации и освидетельствования маломерного судна исчисляется со дня проведения последних классификации и освидетельствования.

В соответствии с пунктом 3 «Разъяснения управления ГИМС МЧС России в связи с вступлением в силу Федерального закона № 36-ФЗ» при поступлении заявления владельца судна, которое перестало относиться к маломерным судам, о его очередном освидетельствовании заявителю должно быть разъяснено, что его судно, в соответствии с Законом, освидетельствованию в органах ГИМС не подлежит. Заявителю должно быть предложено, выполнить процедуру снятия судна с государственного учета в органах ГИМС и обратиться в орган регистрации согласно Закону. В силу части 1 статьи 21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно, в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов.

Как закреплено ч. 1 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 № 132 (далее - Положение), Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании п. 2 Приказа МЧС России от 27.07.2023 № 777 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и формы судового билета» государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которую возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - подразделение ГИМС МЧС России). Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 17 КВВТ РФ.

Учет в реестре маломерных судов плавучего объекта - понтона — противоречит закону, нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что в реестре маломерных судов Центра ГИМС ГУ МЧС России по Саратовской области на государственном регистрационный учете состоит несамоходный плавучий объект типа «понтон», регистрационный №, зарегистрированный в реестре ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «Агро-Транс» (ИНН 6449040659, ОГРН 1066449025037) (по данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, указанное лицо ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений единого государственного реестра юридических лиц сведения об ООО «Агро-Транс» согласно которых сведения о юридическом лице исключены из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.

Поскольку правообладатель исключен из сведений ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, то Саратовский транспортный прокурор имеет право обратиться с настоящим исковым заявлением в суд, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения судом установлено, что административным ответчиком, прав неопределённого круга лиц в рамках заявленных требований.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в связи с чем, отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1665/2024 ~ М-927/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Саратовский транспортный прокурор
Ответчики
ГУ МЧС России по Саратовской области
Другие
ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»
ООО «Агро-Транс»
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Суд
Волжский районный суд г. Саратова
Судья
Кондрашкина Юлия Алексеевна
Дело на сайте суда
volzhsky--sar.sudrf.ru
19.03.2024Регистрация административного искового заявления
20.03.2024Передача материалов судье
21.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2024Подготовка дела (собеседование)
17.04.2024Рассмотрение дела начато с начала
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее