05RS0№-86
Дело №а-7654/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи ФИО2, при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС по <адрес> о признании задолженности за 2016 год по транспортному налогу и начисленной на данную задолженность сумм пени безнадежной ко взысканию и ее списании,
установил:
ФИО1 обратился к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу за 2016 год по транспортному налогу и начисленной на данную задолженность сумм пени безнадежной ко взысканию и списании. В обоснование исковых требований указывает, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>. У него образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 20160 руб. и пеня в размере 237,38 руб. В нарушение требований налогового законодательства налоговым органам не было направлено в его адрес требования об уплате налогов, а также решения (постановления) о взыскание налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
В связи с тем, что налоговым органом нарушена процедура взыскания, никаких мер для взыскания задолженности налоговым органом не предпринято, просит суд удовлетворить административные исковые требования.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили, об уважительности неявки не сообщили, об отложении не ходатайствовали.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Возникшие между участниками настоящего процесса отношения регулируются нормами Главы 32 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, Налогового кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ " 1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 1 ст. 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец является плательщиком транспортного налога с физических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ч. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.При решении вопроса об обоснованности формирования задолженности и сохранения возможности ее принудительного взыскания исследованию и установлению подлежит соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания, своевременность принятия указанных мер, сохранение возможности принудительного взыскания невыплаченного налога.
Согласно представленным суду данным ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> и за ним числится задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 160 руб., которые истец просит признать безнадежными к взысканию.
При этом ИФНС России по <адрес> доказательств направления требований в адрес налогоплательщика ФИО1 суду не представлено.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обращался в суд о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 160 рублей, однако определением Советского районного суда <адрес> от 11.08.2023г. административное исковое заявление оставлено без рассмотрения, однако после не представлено каких-либо доказательств того, что налоговым органом ставился вопрос принудительного взыскания с ФИО1 недоимок по транспортному налогу за 2016г. в размере 20 397,38 руб.
Таким образом довод административного истца о том, что налоговый орган не предпринял никаких мер по взысканию недоимки по транспортному налогу, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, частично нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, судом установлено, что налоговым органом вопрос принудительного взыскания с ФИО1 недоимок по транспортному налогу на общую сумму 20 397,38 руб., о признании безнадежной к взысканию которой заявлено административным истцом, не ставился, доказательства проведения процедуры принудительного взыскания налоговым органом суду не представлено.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в отношении спорной задолженности налоговым органом не представлены достоверные допустимые доказательства проведения процедуры принудительного взыскания.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством порядка и сроков взыскания налогов является основанием для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию.
Согласно статье 62 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку налоговым органом не представлены какие-либо сведения об инициировании в полной мере процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности (направления налогоплательщику налогового требования, обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа, в суд с соответствующим административным иском) в отношении задолженности по транспортному налогу в размере 20 160 руб. и пени в размере 237,38, суд приходит к выводу, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания указанной налоговой задолженности, данная задолженность подлежит признанию безнадежной, рассматриваемый административный иск -удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС России по <адрес> о признании задолженности за 2016 год по транспортному налогу безнадежной ко взысканию - удовлетворить.
Признать задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 160 руб. и пени, начисленной на указанную задолженность, безнадежной к взысканию в связи с истечением установленных законом сроков для взыскания указанных сумм в принудительном порядке.
Признание судом налоговой задолженности безнадежной к взысканию является основанием для списания указанной задолженности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Судья Гаджиев Х.К.