Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7654/2023 ~ М-6249/2023 от 26.09.2023

05RS0-86

Дело а-7654/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                 <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи ФИО2, при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом    судебном заседании    дело    по

административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС по <адрес> о признании задолженности за 2016 год по транспортному налогу и начисленной на данную задолженность сумм пени безнадежной ко взысканию и ее списании,

установил:

ФИО1 обратился к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу за 2016 год по транспортному налогу и начисленной на данную задолженность сумм пени безнадежной ко взысканию и списании. В обоснование исковых требований указывает, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>. У него образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 20160 руб. и пеня в размере 237,38 руб. В нарушение требований налогового законодательства налоговым органам не было направлено в его адрес требования об уплате налогов, а также решения (постановления) о взыскание налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.

В связи с тем, что налоговым органом нарушена процедура взыскания, никаких мер для взыскания задолженности налоговым органом не предпринято, просит суд удовлетворить административные исковые требования.

Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили, об уважительности неявки не сообщили, об отложении не ходатайствовали.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Возникшие между участниками настоящего процесса отношения регулируются нормами    Главы    32 Кодекса административного

судопроизводства Российской Федерации, Налогового кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации    органы    государственной власти, иные

государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ " 1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание    налога с организации или    индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным     предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 1 ст. 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец является плательщиком транспортного налога с физических лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ч. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.При решении вопроса об обоснованности формирования задолженности и сохранения возможности ее принудительного взыскания исследованию и установлению подлежит соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания, своевременность принятия указанных мер, сохранение возможности принудительного взыскания невыплаченного налога.

Согласно представленным суду данным ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> и за ним числится задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 160 руб., которые истец просит признать безнадежными к взысканию.

При этом ИФНС России по <адрес> доказательств направления требований в адрес налогоплательщика ФИО1 суду не представлено.

Из материалов дела следует, что налоговый орган обращался в суд о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 160 рублей, однако определением Советского районного суда <адрес> от 11.08.2023г. административное исковое заявление оставлено без рассмотрения, однако после не представлено каких-либо доказательств того, что налоговым органом ставился вопрос принудительного взыскания с ФИО1 недоимок по транспортному налогу за 2016г. в размере 20 397,38 руб.

Таким образом довод административного истца о том, что налоговый орган не предпринял никаких мер по взысканию недоимки по транспортному налогу, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, частично нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, судом установлено, что налоговым органом вопрос принудительного взыскания с ФИО1 недоимок по транспортному налогу на общую сумму 20 397,38 руб., о признании безнадежной к взысканию которой заявлено административным истцом, не ставился, доказательства проведения процедуры принудительного взыскания налоговым органом суду не представлено.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в отношении спорной задолженности налоговым органом не представлены достоверные допустимые доказательства проведения процедуры принудительного взыскания.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством порядка и сроков взыскания налогов является основанием для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию.

Согласно статье 62 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку налоговым органом не представлены какие-либо сведения об инициировании в полной мере процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности (направления налогоплательщику налогового требования, обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа, в суд с соответствующим административным иском) в отношении задолженности по транспортному налогу в размере 20 160 руб. и пени в размере 237,38, суд приходит к выводу, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания указанной налоговой задолженности, данная задолженность подлежит признанию безнадежной, рассматриваемый административный иск -удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС России по <адрес> о признании задолженности за 2016 год по транспортному налогу безнадежной ко взысканию - удовлетворить.

Признать задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 160 руб. и пени, начисленной на указанную задолженность, безнадежной к взысканию в связи с истечением установленных законом сроков для взыскания указанных сумм в принудительном порядке.

Признание судом налоговой задолженности безнадежной к взысканию является основанием для списания указанной задолженности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Судья                                 Гаджиев Х.К.

2а-7654/2023 ~ М-6249/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кантаев Шамиль Тажутдинович
Ответчики
ИФНС по Советскому району г.Махачкалы
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Гаджиев Хабиб Курбангаджиевич
Дело на сайте суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация административного искового заявления
27.09.2023Передача материалов судье
02.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Подготовка дела (собеседование)
25.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее