Дело № 2а-2264/2023
УИД 51RS0001-01-2023-001726-10
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при помощнике судьи Мисуно О.Н.
с участием административного истца Мухортова Д.В.,
представителя административных ответчиков УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области Малиновской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мухортова Д.В. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области,
установил:
Административный истец Мухортов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе, в обоснование которого указал, что в период с 27.01.2022 по 10.03.2022, а также с 20.04.2022 по 07.06.2022 содержался в камерах № 325, 323, 213, КО-2, 316 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области (далее – СИЗО-1, следственный изолятор).
В камерах, в которых он находился, отсутствовал подвод горячей воды к умывальникам, в камерах были размещены двухъярусные кровати, не обеспеченные ступенькой или лестницей для подъема, не выдавались губка и средство для мытья посуды. Спускающийся с верхнего яруса кровати доставлял ему дискомфорт, наступая на истца. Мытье посуды в холодной воде также доставляло дискомфорт в желудке, поскольку посуда от жирного не отмывалась, умываться и соблюдать личную гигиену приходилось холодной водой, что влекло за собой боли в зубах. Данные нарушения не соответствовали санитарным правилам и нормативам и нарушали его права, гарантированные законом, причиняли страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы. В настоящее время он отбывает наказание в исправительном учреждении.
Ссылаясь на нормы СП 308.132.5800.2017 и Правила проектирования, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, постановление Главного врача РФ от 10.06.2010 № 64, просил суд взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 150 000 рублей, восстановить пропущенный срок обращения в суд, указав, что с административным исковым заявлением обратился сразу же, как ему стало известно от других осужденных о возможности судебной защиты нарушенных прав, нарушение прав считает длящимся.
Определением судьи от 04.04.2023 к участию в деле привлечены административные ответчики УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России.
Протокольным определением суда от 03.05.2023 к участию в деле привлечен административный ответчик начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области Зубов А.В.
В судебном заседании административный истец уточнил административные исковые требования, указал, что у него до помещения в СИЗО-1 диагностирован пародонтоз, в СИЗО-1 от холодной воды у него началось воспаление десен, стали выпадать зубы. Стоматологический кабинет не работал. Кроме того, указал, что в окнах камер №325, 323, 213 были щели, из окон дуло, в камере № 325 не было отопления, в камере №323 имелось плохое освещение, лампы по 36 Вт, из-за чего его зрение ухудшилось до -3. Просил критически отнестись к пояснениям представителя СИЗО-1, поскольку документы, представленные административным ответчиком, являются фиктивными. На удовлетворении административных исковых требований с учетом уточнения настаивал.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым согласно электронной базе данных «ПТК АКУС» административный истец содержался в следственном изоляторе с 27.01.2022 по 04.02.2022 в камере №КО-2; с 04.02.2022 по 17.02.2022 - №316; с 17.02.2022 по 04.03.2022 - №323; с 04.03.2022 по 18.03.2022 - №213; с 18.03.2022 убыл для дальнейшего содержания в ПФРСИ при ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области.
Согласно справке отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения во всех камерах, за исключением камеры № КО-2, отсутствует горячее водоснабжение.
Обращает внимание, что обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в камерах, горячей водой для стирки и гигиенических целей, а также кипяченой водой для питья осуществлялось в спорный период в соответствии с пунктом 43 главы V «Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189 (далее – Правила внутреннего распорядка), согласно которому при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды для стирки и гигиенических целей и кипяченой воды для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребностей, что носит компенсационный характер.
Прямой обязанности администрации СИЗО-1 по оборудованию камер централизованным горячим водоснабжением требованиями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка, не предусмотрено.
В период нахождения административного истца в учреждении он обеспечивался горячей водой и кипятком с пищеблока, в камерах, где содержался административный истец, имелись кипятильники для приготовления необходимого объема горячей воды и кипятка, один раз в неделю истец в соответствии с установленным распорядком для осуществления помывки в бане, в которой имеется горячее водоснабжение. Несмотря на отсутствие централизованного горячего водоснабжения в камерах, административный истец обеспечивался администрацией горячей водой без ограничений.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка, не запрещено использование подозреваемыми и обвиняемыми бытовых электрокипятильников заводского исполнения или чайника электрического мощностью не более 0,6 кВт, данным правом мог пользоваться при необходимости и административный истец, и таким образом самостоятельно восполнить отсутствие горячего водоснабжения.
Доказательств ограничения права административного истца на обеспечение горячей водой альтернативным способом материалы дела не содержат. Само по себе отсутствие централизованного, прямого горячего водоснабжения при наличии альтернативы его предоставления, не свидетельствует о нарушении его прав.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому несущественные отклонения от таких требований не могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Отсутствие горячего водоснабжения незначительное время не может быть признано существенным нарушением, поскольку не повлекло неблагоприятные для административного истца последствия, не нарушило его право на надлежащее обеспечение жизнедеятельности, то есть не причинило ему нравственных и физических страданий в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Нормы приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 не содержат положений о том, что установленные в них нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.
Исходя из года постройки здания режимного корпуса 1958 год, 1983 год, доводы административного истца в данной части не состоятельны.
Требованиями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, выдача в камеры средств для мытья посуды и губок не предусмотрена.
Согласно приложению № 2 к Правилам подозреваемые, обвиняемые вправе иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету мочалки или губки, поролоновую губку для мытья посуды, стиральный порошок, жидкость для мытья посуды.
В соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, - тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», в следственных изоляторах уголовно - исполнительной системы могут быть установлены кровати различных модификаций, в том числе без подъемных ступеней и барьеров.
Согласно журналу учета исходящих жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных за время содержания в СИЗО-1 жалобы административным истцом на ненадлежащие условия содержания в контролирующие и надзорные органы не направлялись. Административным истцом не указаны, какие нравственные и физические страдания он перенес, какова степень этих страданий, не обоснован размер компенсации.
Обращение с административным иском спустя значительное время после рассматриваемых событий свидетельствует об отдаленности событий во времени. Длительное необращение административного истца в суд за защитой нарушенного права свидетельствует о недобросовестном пользовании им предоставленными правами и определенной степени переносимых нравственных страданий.
По указанию начальника СИЗО-1 выборочно проводятся замеры температурного режима в камерах режимного корпуса. В камерах, в которых содержался административный истец, температурный режим соответствовал установленным нормам.
Ссылаясь на статью 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47, полагает срок для обращения в суд административным истцом пропущенным, уважительных причин пропуска срока им не представлено. Просил суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Административный ответчик начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области Зубов А.В. о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, не прочил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося административного ответчика начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области Зубова А.В.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа обязанность доказывания обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).
В соответствии с частями 1, 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Конституционный Суд Российской Федерации, решая вопрос о приемлемости жалобы об оспаривании части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляющей право лицам, полагающим, что нарушены условия их содержания в исправительном учреждении, заявлять требования о присуждении компенсации за нарушение данных условий, указал, что эта норма является дополнительной гарантией обеспечения права на судебную защиту, направлена на конкретизацию положений статьи 46 Конституции Российской Федерации (определение от 28 декабря 2021 года № 2923-О).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что:
под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (пункт 2),
принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности (пункт 3),
нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (пункт 4),
условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 Федерального закона № 103-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона № 103-ФЗ предусматривалось, что, в частности, порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно статье 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в частности, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Статьей 151 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно статье 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Согласно пункту 12 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными (приняты в г. Женеве 30.08.1955) санитарные установки в помещениях, где живут и работают заключенные, должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Приказом Минюста России № 189 от 14.10.2005 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила внутреннего распорядка СИЗО), которые утратили силу с 16.07.2022 в связи с изданием приказа Минюста России от 04.08.2022 № 110, согласно пункту 43 которого при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Пунктом 28.12 указанных Правил установлено, что камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; бачком с питьевой водой; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником.Требованиями Правил внутреннего распорядка СИЗО выдача в камеры средств для мытья посуды и губок не предусмотрена, однако согласно приложению № 2 к Правилам внутреннего распорядка СИЗО подозреваемые, обвиняемые вправе иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету мочалки или губки, поролоновую губку для мытья посуды, стиральный порошок, жидкость для мытья посуды.
Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем федеральной службы исполнения наказаний (СП 15-01 Минюста России), утвержденных приказом Минюста России от 28.05.2001 № 161-дсп, в раздел 14 «Инженерное оборудование» было предусмотрено: подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к умывальникам в камерах (пункт 14.5), камерные помещения необходимо оборудовать умывальниками со смесителями (пункт 14.6), отопление зданий СИЗО и тюрем следует проектировать центральными (пункт 14.11), в помещениях зданий СИЗО и тюрем, в зависимости от их назначения, как правило, следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением (пункт 14.13).
Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем федеральной службы исполнения наказаний (СП 15-01 Минюста России) утратили свое действие после утверждения и введения в действие с 04.07.2016 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 №245/пр Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». СП 247.1325800.2016 (с учетом изменения № 1, утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 899/пр, введенного в действие по истечение 6 месяцев после издания приказа).
Согласно пункту 1.1 указанного Свода правил он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Положения указанного Свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу названного свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (п. 1.2).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно пункту 19.5 Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.
Как установлено в судебном заседании, административный истец Мухортов Д.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области с 27.01.2022 по 04.02.2022 в камере №КО-2; с 04.02.2022 по 17.02.2022 - №316; с 17.02.2022 по 04.03.2022 - №323; с 04.03.2022 по 18.03.2022 - №213. Убыл для дальнейшего содержания в ПФРСИ при ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области 18.03.2022.
Камеры, в которых содержался административный истец, кроме № КО-2, не оборудованы подводом горячей воды к умывальникам.
Согласно справке по личному делу Мухортов Д.В. осужден приговором мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 27.01.2022, который вступил в законную силу 24.03.2022,18.03.2022 направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, вновь прибыл в СИЗО-1 12.04.2022 в качестве обвиняемого, осужден приговором Ленинского районного суда г. Мурманска от 12.05.2022, который вступил в законную силу 24.05.2022, направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области 09.06.2022.
Административный истец полагает нарушенными свои права отсутствием горячего водоснабжения в камерах, невыдачей губок и средства для мытья посуды, отсутствием необходимого температурного режима и освещения в камерах, отсутствием ступеньки для подъема на второй ярус двухъярусных кроватей.
Суд считает необоснованными административные исковые требования о нарушении прав невыдачей губок и средства для мытья посуды, а также доводы о том, что их выдача производится по заявлению.
Правилами внутреннего распорядка СИЗО не предусмотрена обязанность по выдаче губок и средств для мытья посуды администрацией СИЗО, у подозреваемых и обвиняемых имеется возможность приобретать их за свой счет или получать в посылках.
Требования административного истца о нарушении его прав отсутствием горячего водоснабжения в камерах, в которых он содержался, также не подлежат удовлетворению.
Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных и безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в следственном изоляторе.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Поскольку обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением являлось и является обязательным, постольку неисполнение следственным изолятором требований закона влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С учетом вышеприведенных положений законодательства обеспечение помещений следственных изоляторов горячим водоснабжением является обязательным.
Факт постройки и введение зданий следственного изолятора в эксплуатацию ранее принятия перечисленных выше норм не препятствует их переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту, с целью создания надлежащих условий содержания. Приведенные выше нормы регулируют как строительство, так и эксплуатацию помещений в следственных изоляторах и являются обязательными.
Представителем административных ответчиков не представлено в материалы дела бесспорных доказательств надлежащего и постоянного обеспечения административного истца горячей водой при содержании его в следственном изоляторе в период с 04.02.2022 по 18.03.2022 и с 12.04.2022 по 09.06.2022.
Действительно, начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области ежегодно утверждаются графики выдачи горячей воды для стирки и гигиенических целей и кипяченой воды для питья, согласно которым она выдается в утреннее время с 06:00 до 07:00 часов, обеденное время с 12:00 до 14:00 часов, вечернее время с 17:00 до 19:00 часов.
В материалы дела представителем административного ответчика СИЗО-1 представлен график выдачи горячей воды для стирки и гигиенических целей и кипяченой воды для питья, утвержденный 27.12.2021 начальником СИЗО-1.
Обеспечение административного истца горячей водой в порядке, предусмотренном пункте 43 Правил внутреннего распорядка СИЗО, само по себе не может быть признано достаточным для удовлетворения его ежедневной потребности в горячем водоснабжении.
Поскольку обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением являлось и является обязательным, поэтому неисполнение следственным изолятором требований закона влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности.
То обстоятельство, что в СИЗО-1 функционирует банно-прачечный комплекс, в котором осуществляется помывка содержащихся в СИЗО лиц, а также наличие в камере водонагревательного прибора (кипятильника), выдача горячей воды ежедневно в установленное время с учетом потребности, не свидетельствует об обеспечении надлежащих условий содержания административного истца, в связи с чем, не может являться основанием к отказу в административном иске в указанной части.
Наличие горячего водоснабжение в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в здании следственного изолятора.
Судом установлено и не оспаривается административными ответчиками, что камеры №316, 323, 213, 326 не оборудованы подводом горячей воды к умывальникам. В указанных камерах административный истец содержался с 04.02.2022 по 18.03.2022 и с 12.04.2022 по 09.06.2022.
Административный истец 18.03.2022 убывал для отбывания наказания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области.
Фактически административный истец не был обеспечен горячей водой в камерах с 04.02.2022 по 18.03.2022 и с 12.04.2022 по 09.06.2022, то есть непродолжительный период времени. В период с 27.01.2022 по 04.02.2022 административный истец был обеспечен горячей водой.
Статьей 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ определено, что компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату Помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что указанные административным истцом нарушения, выразившиеся в отсутствии в камерах горячего водоснабжения в период с 04.02.2022 по 18.03.2022 (1 месяц 14 дней) и с 12.04.2022 по 09.06.2022 (1 месяц 28 дней) в непродолжительный период его пребывания в следственном изоляторе не могут быть признаны существенными, так как не повлекли неблагоприятные для административного истца последствия, не нарушили его право на надлежащее обеспечение жизнедеятельности, то есть не причинили ему нравственные и физические страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, что подтверждается отсутствием жалоб в надзорные и контролирующие органы, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.
В соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСН России» в СИЗО могут быть установлены кровати различных модификаций, в том числе без подъемных ступеней и барьеров. Ремонтные работы в камерах режимного корпуса проводятся в учреждении на постоянной основе.
Суд полагает административные исковые требования в части нарушения прав административного истца отсутствием лестницы на двухъярусных кроватях в камерах не подлежащими удовлетворению, поскольку из представленной в материалы административного дела выписки из каталога специальных (режимных) изделий для учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции России от 27.07.2007 № 407, следует, что модификация кровати спецназначения КДР-1 (двухъярусная, разборная) не предусматривает в конструкции лестницы для подъема на второй ярус.
Административные исковые требования об отсутствии необходимого температурного режима и освещения в камерах также не подлежат удовлетворению.
Из пояснений представителя административных ответчиков следует, что во всех камерных помещениях следственного изолятора поддерживается температурно-влажностный режим не ниже + 18?. Тепловая система следственного изолятора подключена к теплоцентрали г. Мурманска, теплоснабжающая организация - ПАО «Мурманская ТЭЦ». Сведения об имеющихся поломках/авариях в системе отопления режимного корпуса в период содержания административного истца отсутствуют. Система отопления находилась в технически исправном состоянии. Сбоев подачи системы теплоснабжения в период отопительного сезона 2022 года не зафиксировано, что подтверждается справкой.
В камерах установлены окна с двойными рамами с двойным остеклением, освещение осуществляется светодиодными лампами, которые установлены также в камере № 323. В материалы дела представлены фото оконных блоков в спорных камерах.
По указанию руководителя следственного изолятора комиссия следственного изолятора периодически проводит выборочные замеры температурного режима в камерных помещениях. В указанном административным истцом периоде времени были произведены замеры температурного режима в ряде камер, в том числе в камерах, в которых содержался административный истец. По результатам замеров нарушений температурного режима не выявлено, что оформлено комиссионными актами замера температуры.
Актом замера температуры от 25.02.2022 температурный режим в камерах №320, 321, 322, 323 установлен + 20?. Актом замера температуры от 18.04.2022 температурный режим в камерах № 324, 325, 326 установлен + 21?. Актом замера температуры от 11.03.2022 температурный режим в камерах № 214, 213, 212, 211, 210 установлен + 21?.
Согласно представленному в материалы дела протоколу измерения освещенности от 02.02.2021, проведенному в камерах СИЗО-1 с использованием комбинированного люксметра «ТКА-ПКМ» (31), заводской номер 31 7647 НТ, в камерах № 325 и 326 установлена общая система освещенности, камерные помещения оборудованы светодиодными лампами.
Освещенность в камере № 325 составляет 330, 333, 332 люкс при общей норме 150 люкс, в камере № 326 – 183, 183, 182 люкс при общей норме 150 люкс.
Нормы освещенности для различных типов помещений в 2022 году регламентиовались СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», согласно которым освещенность спальни и гостиные — 150 лк (люкс), кабинеты и библиотеки — 300 лк (люкс).
Таким образом, освещенность в камерах, в которых содержался административный истец, соответствовала допустимым требованиям.
Утверждения административного истца о том, что он 1, 5 месяца до этапа содержался в камере № 325 не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку из представленной камерной карточки усматривается содержание его с 12.04.2022 в камере № 326.
При установленных судом обстоятельствах нарушений прав административного истца отсутствием горячего водоснабжения в камерах № 316 с 04.02.2022 по 17.02.2022, № 323 с 17.02.2022 по 04.03.2022, № 213 с 04.03.2022 по 18.03.2022 и №326 с 12.04.2022 по 09.06.2022, отсутствием во всех камерах, в которых он содержался в спорный период установленных нормы температурного режима, нормы освещенности, ступеней для подъема на второй ярус двухъярусных кроватей, не выдачей губок и моющего средства судом не установлено, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из пояснений административного истца в судебном заседании следует, что он был освобожден в 2016 году, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, куда прибыл 09.06.2022.
При таких обстоятельствах, срок обращения в суд за защитой нарушенных прав подлежит исчислению в течение трех месяцев с момента этапирования административного истца из СИЗО-1 в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области и истек 09.09.2022.
Вопреки доводам административного истца нарушение его прав при содержании в следственном изоляторе не носит длящегося характера, поскольку ограничено периодом его пребывания в СИЗО-1.
Настоящее административное исковое заявление об оспаривании условий содержания в следственном изоляторе и взыскании компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ подано административным истцом 03.04.2023, то есть с нарушением установленного процессуального срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 7 и 8 статьи 219 названного Кодекса).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, относящиеся к личности заявителя, такие как тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п., но и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать право на обращение в суд.
Учитывая, что статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ введена в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ, вступившим в силу с 27.01.2020, административный истец с 09.06.2022 по настоящее время отбывает наказание в исправительном учреждении, суд полагает возможным восстановить ему пропущенный срок обращения в суд, признав данные обстоятельства уважительными причинами пропуска срока.
Совокупности условий, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца в период содержания в следственном изоляторе, судом не установлено и административным истцом суду не сообщено, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░