Решение
именем Российской Федерации
дело №2а-502/2020
УИД 53RS0015-01-2020-000648-76
22 сентября 2020 года п.Волот
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кулёвой Н.В.,
при секретаре Корныльевой О.С.,
с участием административного истца - и.о прокурора Волотовского района Соловьева К.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Волотовского района Новгородской области, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области о признании незаконным бездействия и обязании провести противоклещевую обработку территории детских площадок, смену песка в песочницах,
установил:
Прокурор Волотовского района Новгородской области обратился в суд с данным административным иском, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Славитинского сельского поселения Волотовского района требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части организации и обеспечении доступным спортивно-оздоровительным досугом на территории Славитинского сельского поселения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п.8.5 СП 3.1.3.2352-08 и п.7.4.1.2 СП 3.1.3310-15 администрацией Славитинского сельского поселения не была проведена противоклещевая обработка территории детских площадок в д. Славитино, д.Соловьево, д.Верёхново, а также спортивных площадок в д. Славитино, д.Верёхново. Детская площадка в д. Славитино имеет дефекты в виде усыхания, сколов, отсутствие полировки деревянных частей игрового оборудования - горки, карусели, сидения качели. Кроме того, в нарушение п. 3.15 СанПиН 2.4.1.3049-13 акты замены песка в песочницах указанных детских площадок, а также протоколы лабораторного исследования песка на соответствие по гигиеническим показателям за 2020 год не представлены. Просит признать незаконным бездействие администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района по созданию условий для организации досуга и устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании административный истец и.о. прокурора Волотовского района Новгородской области Соловьев К.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с пунктом 8.4.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 19 (далее - СП 3.1.3.2352-08) акарицидом обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории (места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м, базы отдыха, кладбища, садовые участки и т.д.).
В силу пункта 8.5. СП 3.1.3.2352-08, экологически безопасное преобразование окружающей среды направлено на создание неблагоприятных условий для развития клещей, в том числе на снижение численности мелких и средних млекопитающих - прокормителей клещей. Участки территории, наиболее часто посещаемые людьми, необходимо оградить от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей. Особое внимание необходимо уделять парковым дорожкам, детским площадкам, кладбищам и другим местам массового пребывания людей, где травяная растительность должна быть скошена (п.8.5.1 СП 3.1.3.2352-08).
В соответствии с пунктом 7.4.1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 78 (далее - СП 3.1.3310-15), акарицидами обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории: места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, кладбища, садовые участки, детские образовательные организации, базы отдыха; места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей). Ответственными за проведение акарицидных мероприятий являются, в том числе, органы исполнительной власти муниципальных образований (п.7.4.1.7 СП 3.1.3310-15).
В силу п.3.15 СанПиН 2.4.1.3049-13 ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводят внеочередную смену песка.
В соответствии с п.12 части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.6 ч.1 ст.8 Устава Славитинского сельского поселения, принятого 02 февраля 2015 года решением Совета депутатов Славитинского сельского поселения Волотовского района, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
Как видно из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение п.8.5 СП 3.1.3.2352-08 и п.7.4.1.2 СП 3.1.3310-15 администрацией Славитинского сельского поселения не проведена противоклещевая обработка территории детских площадок в д. Славитино, д.Соловьево, д.Верёхново, а также спортивных площадок в д. Славитино, д.Верёхново. Детская площадка в д. Славитино имеет дефекты в виде усыхания, сколов, отсутствие полировки деревянных частей игрового оборудования, а именно: горки, карусели, сидения качели. Кроме того, в нарушение п. 3.15 СанПиН 2.4.1.3049-13 акты замены песка в песочницах указанных детских площадок, а также протоколы лабораторного исследования песка на соответствие по гигиеническим показателям за 2020 год не представлены.
Данный факт подтвержден материалами проверки от 07 августа 2020 года (л.д.8-12) и сведениями Территориального отдела Роспотребнадзора в Старорусском районе от 11 августа 2020 года (л.д.18-20).
Указанные нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних, посещающих детские и спортивные площадки, принадлежащие сельскому поселению, то есть неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на защиту жизни и здоровья.
Таким образом, факт нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в судебном заседании установлен.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Волотовского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок до 01 июня 2021 года, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Волотовского района удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области по созданию условий для организации досуга.
Обязать администрацию Славитинского сельского поселения Волотовского района Новгородской области в срок до 01 июня 2021 года:
- привести детскую площадку в д.Славитино в соответствие с п. 5.19 СП 31-115-2006;
- провести противоклещевую обработку территории детских площадок в д. Славитино, д.Соловьево, д.Верёхново, а также спортивных площадок в д.Славитино, д.Верёхново в соответствии с п. 8.5 СП 3.1.3.2352-08 и п. 7.4.1.2 СП 3.1.3310-15;
- провести полную смену песка в песочницах детских площадок в д. Славитино, д.Соловьево, д.Верёхново, а также провести в отношении него лабораторное исследование в соответствии с п. 3.15 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Н.В.Кулёва