Дело №а-589/2023
УИД 19RS0№-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
26 декабря 2023 года <адрес> Бейский район Республика Хакасия
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Максимовой Ю.В.,
при секретаре Баториной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бейского района Республики Хакасия обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой Бейского района при осуществлении надзорной деятельности за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи проведён мониторинг сети «Интернет», в ходе которого осуществлён поиск ресурсов, запрещённых к распространению в Российской Федерации. Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что на сайте https://sayanogorsk1.seks-rach.com/ размещена информация, содержащая в себе сведения об оказании сексуальных услуг за плату. Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц, в том числе, для несовершеннолетних. Текстовая информация в совокупности с изображениями явно, недвусмысленно направлена на популяризацию сексуальных услуг за плату, поиск клиентов, получение вознаграждения за оказание сексуальных услуг, в том числе иных действий сексуального характера и может способствовать возникновению интереса у детей и подростков к занятию проституцией. Распространение информации, направленной на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов поведения, в том числе аморального, либо имеющей цель побудить к совершению каких-либо действий, является пропагандой. Данная информация относится к запрещённой к распространению среди детей. Организация занятия проституцией является уголовно наказуемым деянием. Информация, размещённая на указанных сайтах доступна неограниченному кругу лиц, в том числе и детям. По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, указанный интернет ресурс в Едином реестре доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится. Просит признать информацию, размещённую в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на Интернет – сайте: https://sayanogorsk1.seks-rach.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Костина Н.Ю. на удовлетворении административного иска настаивала.
От Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представитель для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Направили в суд письменные объяснения, согласно которых, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация, обозначенная в административном исковом заявлении доступна на странице сайта в сети Интернет: https://sayanogorsk1.seks-rach.com/. Указанное подтверждается прилагаемым скриншотом, заверенным в установленном порядке. Данные, позволяющие идентифицировать указанный Интернет-ресурс в сети «Интернет» (доменное имя и (или) указатель страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса), отсутствуют в Едином реестре. Полагают возможным удовлетворить заявленные требования.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Бейского районного суда Республики Хакасия.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), учитывая, что явка неявившихся лиц, не признана судом обязательной, оснований для отложения судебного заседания не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
В силу ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещённой), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определённых владельцем сайта в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.
Основанием для включения в Реестр согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 11 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трёх дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 7 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 8 статьи 15.1 указанного Федерального закона установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В силу положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ) не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) к информации, запрещённой для распространения среди детей, в частности, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией.
Данная информация в силу прямого указания п. 2 ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона относится к запрещённой к распространению среди детей.
Кроме того, организация занятия проституцией, является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст. 241 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В частности, под организацией понимается как поиск потенциальных клиентов, так и работников сферы услуг «проституток», о чём прямо говорит информация на сайте (обращение по вопросам размещения анкет и номеров телефонов к администрации сайта), что является недопустимым для распространения среди детей, поскольку присутствует потенциальная возможность обращения несовершеннолетних к администрации сайта по вопросам «трудоустройства».
Также вышеуказанный сайт обладает удобным интерфейсом, эстетическим оформлением, выполненными в высокохудожественном стиле фотографиями эротического содержания, что может создавать у несовершеннолетнего иллюзию «престижности» оказания сексуальных услуг, «элитарности» профессии, получения наслаждения.
Статья 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за занятие проституцией.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ, под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Как предусмотрено ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ, доступ к информации, распространяемой посредством информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Информация, размещённая на указанном сайте, доступна неограниченному кругу лиц, в том числе и детям.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются:
доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
сетевые адреса, позволяющие идентифицировать в сети Интернет сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;
б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 названных Правил, в случае её размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;
в) информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, содержащая в себе сведения об оказании сексуальных услуг за вознаграждение, прямо не отнесена к информации, в отношении к которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещённой к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты детей от такой информации не предусмотрен.
По сведениям Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, информация, обозначенная в административном исковом заявлении, доступна на странице сайта в сети Интернет: https://sayanogorsk1.seks-rach.com/. Указанное подтверждается прилагаемым скриншотом, заверенным в установленном порядке. Данные, позволяющие идентифицировать указанный Интернет-ресурс в сети «Интернет» (доменное имя и (или) указатель страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса), отсутствуют в Едином реестре.
Таким образом, для выполнения обязанностей, возложенных законом на государственные органы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию, посредством ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации на указанном сайте запрещённой к распространению.
Количество детей, имеющих доступ к информации, размещённой на вышеуказанном сайте, определить не представляется возможным.
В материалы дела представлены скриншоты страницы в сети «Интернет», размещённой по URL – адресу: https://sayanogorsk1.seks-rach.com/.
Учитывая вышеприведённые нормы и установив, что на интернет-сайте https://sayanogorsk1.seks-rach.com/ имеется неограниченный доступ неопределённому кругу лиц на сайт, содержащий сведения об оказании сексуальных услуг за плату, а также информацию, пропагандирующую действия сексуального характера, что может способствовать возникновению интереса у детей и подростков к занятию проституцией, в целях ухода от установленной законом ответственности, суд приходит к выводу о том, что свободный доступ к указанному Интернет-сайту может привести к совершению деяний, за совершение которых законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Поскольку требования прокурора Бейского района Республики Хакасия связаны с нарушением законодательства в сфере оказания сексуальных услуг за плату, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора о признании информации, размещённой на интернет-сайте https://sayanogorsk1.seks-rach.com/, запрещённой к распространению в Российской Федерации, а решение суда направить в Енисейское Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых ресурсов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░-░░░░░: https://sayanogorsk1.seks-rach.com/, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░-░░░░░: https://sayanogorsk1.seks-rach.com/, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░