УИД 24RS0040-01-2024-001041-10
Дело №2а-2081/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года г. Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пархоменко А.И., при секретаре судебного заседания Носове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шереметьевой У.Г. к МУ «Администрация города Норильска», Управлению имущества Администрация города Норильска, заместителю Главы города Норильска по земельно-имущественным отношениям Бусову Д.А. о признании незаконным распоряжения Администрации города Норильска от 28 декабря 2023 года №8523 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность», возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Шереметьева У.Г. обратился с административным иском к заместителю Главы города Норильска по земельно-имущественным отношениям Администрации города Норильска Бусову Д.А., МУ «Управление имущества Администрации города Норильска», указав в его обоснование, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> указанный земельный участок отнесен к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» и виду разрешённого использования «отдых (рекреация)». 19.12.2023 Шереметьева У.Г. обратилась с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка на основании подпункта «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы». Распоряжением Администрации города Норильска от 28.12.2023 №8523 административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на пункт 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 июня 2011 года №34-825. Распоряжение Администрации города Норильска административный истец полагает незаконным, поскольку особенности регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022-2023 годах регулируются Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2022 года №629, положениями которого допускается продажа гражданину земельного участка без проведения торгов, предназначенного для отдыха (рекреации) и предоставленного в аренду этому гражданину при условии отсутствия информации о выявленных нарушениях при использовании такого земельного участка. Также считает, что ссылка в оспариваемом распоряжении на пункт 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны является незаконной, поскольку указанный земельный участок не был включен в границы особо охраняемых природных территорий, не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а положениями Земельного кодекса Российской Федерации и других законов не установлен запрет на отчуждение земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения.
Административный истец просит суд признать незаконным распоряжение Администрации города Норильска от 28.12.2023 №8523; возложить обязанность на административного ответчика издать распоряжение о приватизации спорного земельного участка; возложить обязанность заключить с Шереметьевой У.Г. договор купли-продажи земельного участка, осуществить мероприятия по переходу права собственности на земельный участок.
Протокольным определением суда от 18.04.2024 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МУ «Администрация города Норильска».
Административный истец Шереметьева У.Г., ее представитель Зайцев А.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Представитель административных ответчиков МУ «Администрация города Норильска», МУ «Управление имущества Администрации города Норильска», административный ответчик заместитель Главы города Норильска по земельно-имущественным отношениям и развитию предпринимательства Бусов Д.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В письменном отзыве представитель Управления имущества Администрации города Норильска Никитина М.С. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что земельные участки, относящиеся к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» ограничиваются в обороте путем запрета на их предоставление в собственность граждан. В соответствии с пунктом 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, земельные участки на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск ограничиваются в обороте путем запрета на их предоставление в собственность граждан и юридических лиц (Решение Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 №34-825 «Об утверждении Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны».
Суд не признал явку вышеуказанных неявившихся лиц в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий (подпункт 1); природоохранного назначения (подпункт 2); рекреационного назначения (подпункт 3); историко-культурного назначения (подпункт 4); особо ценные земли (подпункт 5).
В соответствии с пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи, если иное не предусмотрено данным Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено данным Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (подпункт 1); зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами) (подпункт 2); зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды (подпункт 3); объектами организаций федеральной службы безопасности (подпункт 4); объектами организаций органов государственной охраны (подпункт 5); объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ (подпункт 6); объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования (подпункт 7); объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (подпункт 8); воинскими и гражданскими захоронениями (подпункт 9); инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (подпункт 10).
Согласно статье 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (часть 1).
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (часть 2).
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники (подпункт «а»); национальные парки (подпункт «б»); природные парки (подпункт «в»); государственные природные заказники (подпункт «г»); памятники природы (подпункт «д»); дендрологические парки и ботанические сады (подпункт «е»).
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 09 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» установлено, что в 2022 - 2024 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Частью 1 статьи 7, частями 1,3 статьи 13 Устава городского округа город Норильск Красноярского края предусмотрено, что все земли на территории города Норильска находятся в ведении муниципального образования город Норильск.
Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 11 декабря 2012 года №7/4-125 утверждено Положение об Управлении имущества Администрации города Норильска, в соответствии с которым управление имущества Администрации города Норильска является структурным подразделением (функциональным органом) Администрации города Норильска, созданным в целях осуществления функций и полномочий по управлению (владению, пользованию и распоряжению) имуществом (за исключением жилых помещений), находящимся в собственности муниципального образования город Норильск, а также в области земельных отношений на территории муниципального образования город Норильск.
Постановлением Администрации г. Норильска Красноярского края от 15 сентября 2015 года №476 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» (далее – Административный регламент).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 муниципальная услуга «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» предоставляется уполномоченным органом - Управлением имущества Администрации города Норильска.
В соответствии с договором аренды земельного участка №11542 от 29.11.2018 года, заключенным между Управлением имущества Администрации города Норильска и Петровым А.Н., последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на срок до 02.03.2025.
Указанный земельный участок отнесен к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов» и виду разрешенного использования «отдых (рекреация)», что подтверждается Выпиской из ЕГРН и не оспаривается сторонами.
07.02.2019 между арендатором Петровым А.Н. и Шереметьевой У.Г. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером № от 29.11.2018 №11542, которое зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 20.02.2019.
Как установлено в судебном заседании административный истец Шереметьева У.Г. обратилась 19.12.2023 в Управление имущества Администрации города Норильска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, ссылаясь на подпункт «а» пункта 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».
Распоряжением Администрации города Норильска от 28.12.2023 №8523 административному истцу Шереметьевой У.Г. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, в обоснование изданного распоряжения административный ответчик указал на то, что предоставление испрашиваемого земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа предоставления муниципальной услуги (2.20 -2.22).
Так, пунктом 2.21.20 Административного регламента предусмотрено основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Приложением №6 Административного регламента установлено форма распоряжения, принимаемого в случае вынесения решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, предусматривающая, что в обязательном порядке в решении должны содержаться все существенные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Вместе с тем, как следует из распоряжения от 28.12.2023 №8523, распоряжение не содержит ссылки на нормы федерального законодательства, иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми административному истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность, - в соответствии с которыми, земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте (не предоставляются в частную собственность), что позволяет суду сделать вывод о необоснованности принятого административным ответчиком решения. При этом пп.19 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, на который имеется ссылка в оспариваемом распоряжении, не содержит такого запрета
Таким образом, поскольку оспариваемое распоряжение Администрации города Норильска является не мотивированным при этом нарушает права административного истца на получение земельного участка в собственность в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», оно не может быть признано законным и обоснованным.
В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика указала, что административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании пункта 2.6 Порядка, утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов от 28 июня 2011 года №34-825.
Действительно, как следует из пункта 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 июня 2011 года №34-825, - земельные участки на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск ограничиваются в обороте путем запрета на их предоставление в собственность граждан и юридических лиц. Иные ограничения на оборот земельных участков, расположенных на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, могут устанавливаться в соответствии с законодательством.
Вместе с тем, положениями Земельного кодекса Российской Федерации, а также какими-либо иными федеральными законами в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрен перечень ограничений оборота земельных участков отнесенных к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», не относящихся к особо охраняемым природным территориям, и при этом из представленных материалов не следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:55:0203003:608 отнесен к особо охраняемым природным территориям или ограничен в обороте.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое распоряжение издано в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для его признания незаконным, в связи с чем административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Кроме того, решением Красноярского краевого суда от 04 декабря 2023 года, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции 27 марта 2024 года, признан недействующим пункт 2.6 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, их использования и охраны, утвержденный решением Норильского городского Совета депутатов от 28 июня 2011 года №34-825, в той мере, в которой он ограничивает оборот путем запрета на предоставление в собственность в отношении земельных участков на землях особо охраняемых территорий муниципального образования город Норильск, за исключением отнесенных к особо охраняемым природным территориям.
Поскольку доводы административного истца о незаконности распоряжения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения административного дела, в целях восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить обязанность на Управление имущества Администрации города Норильска повторно рассмотреть заявление Шереметьевой У.Г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:55:0203003:594 в течение 14 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.
При этом оснований для удовлетворения административных исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию города Норильска в части вынесения нового распоряжения о приватизации земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи с Шереметьевой У.Г. и осуществить мероприятия по переходу права собственности – не имеется, поскольку разрешение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для предоставления земельного участка в собственность относится к компетенции Управления имущества Администрации города Норильска. Действия, связанные с заключением договора купли-продажи и передаче земельного участка, являются следствием издания распоряжения (при повторном рассмотрении заявления), следовательно, заявлены преждевременно.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Проверяя соблюдение административным истцом установленного срока обращения в суд с административным иском, суд приходит к выводу, что данный срок административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое им распоряжение издано 28.12.2023, а с административным иском истец обратился в суд 20.02.2024.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Шереметьевой У.Г. к МУ «Администрация города Норильска», Управлению имущества Администрация города Норильска, заместителю Главы города Норильска по земельно-имущественным отношениям Бусову Д.А. о признании незаконным распоряжения Администрации города Норильска от 28 декабря 2023 года №8523 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность», возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Администрации города Норильска от 28 декабря 2023 года №8523 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность».
Возложить обязанность на Управление имущества Администрации города Норильска повторно рассмотреть заявление Шереметьевой У.Г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 14 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Об исполнении решения суда уведомить суд, а также административного истца в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Пархоменко
Решение в окончательной форме принято судом 30 мая 2024 года.