Дело № 2а-1391/2023
УИД № 27RS0013-01-2023-002147-69
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Амурск Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Бурдакова О.И.,
при секретаре Василенко Ю.С.,
рассмотрев открытом судебном заседании в помещении Амурского городского суда Хабаровского края административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю к Горбачевой С. А. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС по Хабаровскому краю) обратилось в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеуказанным административным иском, в котором просит взыскать с Горбачевой С. А. (далее Горбачева С.А.) недоимку за 2020 год в размере 24 164,90 руб., пени в размере 60,52 руб., начисленные на недоимку за 2020 год, а всего 24 225,42 руб. Свои требования обосновывает тем, что Горбачева С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов и обязана была оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 27506,82 руб. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в установленные законодательством сроки должнику начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60,52 руб. В целях досудебного урегулирования спора налоговым органом должнику направлено требование об уплате налогов (сбора, пени, штрафа, процентов) от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени задолженность не уплачена.
Одновременно административным истцом подано ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что установленный законом срок пропущен по уважительной причине, поскольку в связи с изменением статуса налогоплательщика - с индивидуального предпринимателя на физическое лицо – инспекцией не применены меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 48 НК РФ по техническим причинам, а обязанность платить законно установленные налоги, сборы, взносы является конституционной обязанностью каждого.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания административный истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал (л.д.№).
Административный ответчик не явился в суд по не известной причине, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, не возражал против рассмотрения дела в свое отсутствие, не представил возражений по административному иску.
Верховный Суд Российской Федерации исходит из того, что факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства (Решение ВС РФ от 20.09.2001 № ГКПИ 2001-1409).
Судебные повестки с копиями административного искового материала, неоднократно направлявшиеся административному ответчику по известным суду адресам, адресу регистрации, возвращены в суд с отметками «истек срок хранения». Несмотря на неоднократно направлявшиеся почтовые извещения, административный ответчик являться в отделение связи за повестками отказалась.
При таких обстоятельствах и поскольку административный ответчик фактически отказывается от получения судебных повесток; институт принудительного вручения повесток и уведомления административного ответчика о времени и месте судебного заседания российскому административному процессу неизвестен; отложение судебного заседания до того момента, когда административный ответчик пожелает получить судебную повестку, безусловно приведёт к затягиванию судебного разбирательства фактически на неопределённое время, и нарушению права административного истца на рассмотрение дела в разумный срок; право подвергать административного ответчика, не наделенного государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона не является обязательным и не признано таковым судом, принудительному приводу суду законом не предоставлено; при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «истек срок хранения», признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела; имея в виду, что суд не может поставить зависимость отправления правосудия от желания либо нежелания административного ответчика получать судебные извещения, являться в судебное заседание, в то время, как, в соответствии с ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, неполучение почтовой корреспонденции с судебными извещениями административным ответчиком суд расценивает как отказ адресата от их получения, в связи с чем, суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика.
В соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства; оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать, соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налогов и сборов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, уплачивающих авансовые платежи в фиксированном размере признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ (п. 3 ст. 420 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов указанными плательщиками в установленный срок, налоговый орган определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате такими плательщиками за расчетный период, в соответствии со ст. 430 НК РФ.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов указанными плательщиками в установленный срок, налоговый орган определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате такими плательщиками за расчетный период, в соответствии со ст. 430 НК РФ. Указанные плательщики согласно п. 1 ст. 430 НК РФ уплачивают:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в фиксированном размере за 2020 год - 20318 руб. (с учетом п. 1.1 ст. 430 НК РФ устанавливающего фиксированный размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством РФ).
Как установлено судом, Горбачева С.А. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, свою деятельность прекратила ДД.ММ.ГГГГ.
Горбачева С.А. не в полном объеме оплатила налоги, задолженность составила по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 27506,82 руб.
В целях досудебного урегулирования спора налоговым органом должнику направлено требование об уплате налогов (сбора, пени, штрафа, процентов) от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени задолженность не уплачена.
В нарушение пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ Горбачева С.А. страховые взносы за 2020 год в установленный срок в полном объеме не уплатила.
Согласно пункту 4 статьи 44 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В соответствии со статьями 397, 409 НК РФ налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в сроки, установленные пунктом 1 статьи 409 НК РФ.
В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ, с учетом требований ст. 75 НК РФ.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 2,6 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 8,9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.
Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определен в статье 48 НК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ ( в редакции действующей на момент возникновения спорный правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В пункте 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации аналоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа
В соответствии с ч.5 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению может прилагается ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.
Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязательств (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 08 февраля 2017 года № 381-О-П).
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога, таковых судом первой инстанции не установлено.
Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего административного иска о взыскании с административного ответчика обязательных взносов имеют обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом процессуального срока, установленного ст. 48 НК РФ.
Решения о принудительном взыскании долга по страховым взносам, пени в порядке, определенном статями 46 и 47 НК РФ, налоговым органом не принималось.
Поскольку в установленный законом срок административный ответчик страховые взносы не уплатил, требования об оплате пени не являются бесспорными, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился в Амурский городской суд.
Настоящее административное исковое заявление с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, налоговым органом подано в Амурский городской суд Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просит восстановить пропущенный срок для принудительного взыскания долга.
Суд при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций обязан проверить в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Статус Горбачевой С.А. изменился ДД.ММ.ГГГГ (физическое лицо вместо индивидуального предпринимателя). Налоговый орган выставил требования об уплате в период, когда она находилась уже в статусе физического лица, а не индивидуального предпринимателя. Порядок принудительного взыскания долга, определенный статьями 46 и 47 НК РФ не применялся, а срок для применения порядка взыскания, определенного в статье 48 НК РФ, истек. Ранее по требованию о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, административный истец в суд не обращался.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с настоящим административным иском, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Доказательств уважительности причины пропуска срока материалы дела не содержат; доводы административного истца, изложенные в ходатайстве о восстановлении срока, не могут быть признаны судом уважительными.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с данными требованиями налоговым органом на дату обращения в суд был пропущен.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
УФНС по Хабаровскому краю является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, штрафов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Следует также учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пени с Горбачевой С.А., налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствием доказательств уважительности пропуска срока.
При изложенных обстоятельствах, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 182, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░.