Дело № 2а-157/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с.Орда Пермский край 12 апреля 2023 года
Ординский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Вавикиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Е
с участием представителя административного истца Канциберова И.Р.,
административного ответчика заместителя начальника отделения ОСП по Суксунскому и Ординскому районам – Устюгова С.В.,
а прокурора Туктамышевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Ординского муниципального округа Пермского края к Управлению ФССП России по Пермскому краю, Отделению судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП по Пермскому краю, заместителю начальника Отделения – заместителю старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП по Пермскому краю Устюгову С.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Администрация Ординского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, установленного постановлением заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю (№) от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что ДД.ММ.ГГГГ Ординским районным судом Пермского края вынесено решение о возложении на администрацию Ординского муниципального округа Пермского края обязанности предоставить ФИО9 на территории Ординского муниципального округа по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, жилой площадью не менее 14 квадратных метров.
На основании выданного судом исполнительного листа заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП но Пермскому краю Устюговым С.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации Ординского муниципального Округа Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Ординского муниципального района поступило постановление зам. начальника отделения – зам. старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП но Пермскому краю Устюгова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках указанного исполнительного производства, в соответствии с которым на администрацию Ординского муниципального района возложена обязанность уплатить исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
В установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не могло быть исполнено в связи с тем, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 список детей-сирот формируется по дате подачи заявления, но в связи с тем, что дети-сироты стали обращаться в судебные органы, а судебные решения являются документами немедленного исполнения, образовалась двойная очередь. Первоочередное право на получение жилого помещения имеют дети-сироты, у которых судебные решения вступили в законную силу.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на исполнении в администрации Ординского муниципального округа находилось 9 судебных решений о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Также в общей очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда состоял <данные изъяты> человек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10. обратился в орган опеки и попечительства с заявлением об изменении способа исполнения решения суда № от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что согласен на предоставление ему жилищного сертификата.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 является правообладателем жилого помещения с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, обременено ипотекой в силу закона.
Распоряжением администрации Ординского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения комиссии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Ординского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО12., в связи с приобретением им жилого помещения, на праве собственности в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Ординского муниципального округа в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Определением Ординского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменен способ исполнения решения Ординского районного суда Пермского края от № от ДД.ММ.ГГГГ с предоставления ФИО13 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность. Определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивал. Пояснил, что свободного жилого помещения специализированного жилищного фонда, которое возможно было бы предоставить ФИО14 ни на момент вынесения решения, ни в ДД.ММ.ГГГГ годах не было. Более того, поскольку на получение жилого помещения имеется очередь из лиц из числа детей- сирот, после вынесения решений судов по искам о предоставлении им жилья образовалась вторая очередь. ФИО15 написал ходатайство в МТУ о выдаче ему сертификата на жилое помещение. После выдачи ФИО16. сертификата и приобретения им жилья, судебный пристав обратился в суд с заявлением об изменении способа решения суда, данное заявление было удовлетворено. Таким образом, решение суда исполнено.
Считает, что администрация Ординского муниципального округа при наличии приведенных оснований, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства, принятия всех мер для надлежащего исполнения обязательства, подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
Административный ответчик - заместитель старшего судебного пристава ОСП по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю Устюгов С.В. пояснил, что в рамках возбужденного исполнительного производства, в связи с не выполнением в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный срок, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Определением суда способ исполнения решения был изменен, поскольку ФИО17. был предоставлен сертификат на приобретение жилого помещения. В настоящее время исполнительное производство окончено.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю просил рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Отделение судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещено, дело рассмотрено в отсутствие представителя отделения.
Прокурор полагала, что оснований для освобождения администрации от исполнительного сбора не имеется, поскольку в установленный срок жилое помещение Алексееву Е.А. предоставлено не было.
Заинтересованное лицо ФИО18. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Пунктом 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях, и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 данной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено.
Решением Ординского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ординского муниципального округа Пермского края возложена обязанность предоставить ФИО19. на территории Ординского муниципального округа по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, жилой площадью не менее 14 квадратных метров. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 8-14).
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Ординским районным судом, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Ординскому и Суксунскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № (л.д.15).
Согласно п.2 указанного постановления должнику администрации Ординского муниципального округа Пермского края установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
Данное постановление направлено в адрес должника заказной почтой, что подтверждается копией журнала исходящей корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12 исполнительного производства №
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ординского муниципального округа Пермского края в адрес заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Ординскому и Суксунскому районам УФССП России по Пермскому краю направлена информация о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ввиду отсутствия в муниципальной собственности Ординского муниципального округа свободного специализированного жилого фонда. В ДД.ММ.ГГГГ проведен аукцион на приобретение <данные изъяты> квартир, которые будут распределены между детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Также планируется приобрести <данные изъяты> жилых помещений для предоставления по договорам найма детям-сиротам, детям, оставшимися без попечения родителей (л.д. 14 исполнительного производства №
Согласно информации, представленной Управлением имущественных и земельных отношений администрации Ординского муниципального округа, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда на территории Ординского муниципального округа отсутствовали (л.д.22,23,24).
Из информации Управления имущественных и земельных отношений администрации Ординского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период ДД.ММ.ГГГГ для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части строительства и приобретения жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда были предприняты меры, так в соответствии с соглашением заключенным между Министерством строительства Пермского края и администрацией Ординского муниципального округа в бюджет муниципального образования поступило <данные изъяты>., которые были частично направлены на приобретение восьми жилых помещений по адресу <адрес> за счет субвенции ДД.ММ.ГГГГ; на приобретение жилого помещения по адресу <адрес> на приобретение жилого помещения по адресу <адрес> разработана проектно-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы для объявления процедуры электронного аукциона в сумме <данные изъяты> руб. на строительство многоквартирного дома для детей-сирот по адресу <адрес> Кроме того, в Министерство строительства Пермского края было направлено письмо о возможности увеличения объема субвенции в ДД.ММ.ГГГГ на данные цели. С целью освоения переданной субвенции в ДД.ММ.ГГГГ размещено <данные изъяты> закупок в форме электронного аукциона. Кроме этого переданы в аренду три земельных участка под строительство домов блокированной застройки, два в с. <адрес> и один в с. <адрес>, плановая дата начала строительства вторая половина 2023-2024 г. г. (л.д.25-27).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО20. обратился в орган опеки и попечительства с заявлением об изменении способа исполнения решения суда № № от ДД.ММ.ГГГГ года, указав, что согласен на предоставление ему жилищного сертификата.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО21 является собственником жилого помещения с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ обременено ипотекой в силу закона (л.д.20).
Распоряжением администрации Ординского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО22., в связи с приобретением им жилого помещения, на праве собственности в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Ординского муниципального округа в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д.21).
Определением Ординского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменен способ исполнения решения Ординского районного суда Пермского края от № от ДД.ММ.ГГГГ года с предоставления ФИО23 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность. Определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19).
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № заместителем старшего судебного пристава ОСП по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю Устюговым С.В. окончено, в связи с исполнением должником исполнительного документа (л.д. 17).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера.
То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что решение суда могло быть исполнено путем приобретения жилого помещения с учетом соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данная процедура предусматривает проведение уполномоченным органом от имени муниципального образования электронного аукциона по приобретению жилого помещения.
Использование бюджетных средств должно осуществляться строго по их целевому назначению в установленном законом порядке. Распределение муниципальных бюджетных средств, в связи с проведением закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени муниципального образования и т.д., должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Администрация Ординского муниципального округа Пермского края является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Исполнение указанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.
Таким образом, должником администрацией Ординского муниципального округа предпринимались меры к исполнению судебного решения. По независящим от должника обстоятельствам: в связи с отсутствием в собственности свободных жилых помещений, которые возможно предоставить по решению суда, длительной процедурой строительства и оформления документации жилых помещений специализированного жилищного фонда, приобрести жилое помещение для предоставления ФИО24. не представилось возможным.
По мнению суда, срок для добровольного исполнения решения суда - пять дней, установленный судебным приставом-исполнителем, является недостаточным.
Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск администрации Ординского муниципального округа Пермского края удовлетворить.
Освободить администрацию Ординского муниципального округа Пермского края от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю (№) от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
.
.
Верно: судья
.