УИД: 59RS0004-01-2020-000274-79
Дело № 2а-1282/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Корольковой А.А.,
с участием представителя административного истца Шлякова М.М., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Кривченкова Н.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еговцева Дмитрия Васильевича к начальнику Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Берникову Михаилу Юрьевичу, Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми о признании извещения незаконным,
у с т а н о в и л:
Еговцев Д.В. обратился в суд с административным иском к начальнику Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Берникову М.Ю., Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент) о признании незаконным извещения № 059-19-30/2-963 от 04.12.2019 «О продаже муниципального имущества», подготовленное Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми и подписанное начальником Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Берниковым М.Ю.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом (фундамент) общей площадью 47, 4 кв.м. (кадастровый №), расположенный на земельном участке площадью 606+/-3 кв.м. (кадастровый №) по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им (Еговцевым Д.В.) было получено оспариваемое извещение, которым административный ответчик извещает о намерении продать по цене 470000 руб. принадлежащее муниципальному образованию город Перми имущество по адресу: <Адрес>, в виде 3/4 доли в вправе общей долевой собственности на жилой дом (фундамент) общей площадью 47, 4 кв.м. (кадастровый №), 3/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 606+/-3 кв.м. (кадастровый №), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Указанное извещение является незаконным. 14.05.2015 между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и административным истцом был заключен договор аренды земельного участка № 051-15М. 27.03.2018 административный истец обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако, в выдаче разрешения на строительство было отказано, по тем основаниям, что земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Поселок Мотовилихинского завода», а также вышеуказанный земельный участок полностью расположен в границах территории объекта археологического наследия – достопримечательного места «Мотовилихинский медеплавильный завод, поселение». Учитывая, что оспариваемое извещение предполагает продажу земельного участка, а также то обстоятельство, что в настоящий момент земельный участок нельзя использовать по прямому назначению, ввиду отказа Департамента градостроительства и архитектуры в выдаче разрешения на строительство, извещение № 059-19-30/2-963 от 04.12.2019 является незаконным, нарушающим права административного истца. На продаваемом земельном участке, административным истцом был возведен жилой дом. Таким образом, оспариваемое извещение в настоящий момент уже нарушает права административного истца, в виде объективной возможности продажи земельного участка любому иному лицу.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Кривченков Н.А. выразил несогласие с административным иском по доводам, указанным в письменных возражениях (л.д.41-47), в соответствии с которыми муниципальному образованию город Пермь принадлежит на праве собственности следующее имущество: 3/4 доли в вправе собственности на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес>; 3/4 доли в праве собственности на жилой дом (фундамент) кадастровый №. Департаментом принято решение об отчуждении (продаже) фундамента, в связи с чем, в соответствии со ст. 250 ГК РФ Департамент направил извещение, которым уведомил административного истца о намерении продать имущество. Согласно содержанию указанного извещения, Департамент уведомляет истца, как участника долевой собственности на фундамент, о намерении произвести отчуждение имущества, принадлежащего муниципальному образованию «город Пермь» на праве собственности по цене 470000 руб. Таким образом, Департамент, при направлении оспариваемого извещения, исполнял требования, установленные действующим гражданским законодательством. Кроме того, Департамент считает, что со стороны административного истца имеет место злоупотребление своими правами. Как следует из текста административного искового заявления, истец усматривает нарушение своих прав в том, что имущество, предполагаемое к продаже, может быть отчуждено в собственность третьих лиц. При этом из текста административного иска не следует, что он (Еговцев Д.В.) претендует на реализацию преимущественного права на выкуп имущества. Таким образом, единственной целью обращения в суд с настоящим иском, является воспрепятствование Департаменту в реализации прав собственника по отчуждению имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Пермь. Доводы административного истца о том, что предполагаемый к продаже земельный участок невозможно использовать в соответствии с его назначением, что подтверждается отказом в выдаче разрешения на строительство, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а также не относится к предмету рассмотрения настоящего дела.
Административный ответчик начальник Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Берников М.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (24-25), в котором также указал, что доводы возражений Департамента имущественных отношений администрации г. Перми поддерживает в полном объеме.
Заинтересованное лицо Администрация г. Перми, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направила, каких-либо ходатайств не заявляла.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209, ст. 217, ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. п. 1, 2 ст. 209).
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (ст. 217).
При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении. Публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных частью второй статьи 255 настоящего Кодекса, и в иных случаях, предусмотренных законом.
Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае, если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков.
Особенности извещения участников долевой собственности о намерении продавца доли в праве общей собственности продать свою долю постороннему лицу могут быть установлены федеральным законом.
При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Уступка преимущественного права покупки доли не допускается.
Правила настоящей статьи применяются также при отчуждении доли по договору мены (ст. 250).
Согласно п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
В судебном заседании установлено,что Еговцев Д.В. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом (фундамент) общей площадью 47, 4 кв.м. (кадастровый №), расположенный на земельном участке площадью 606+/-3 кв.м. (кадастровый №) по адресу: <Адрес>, что сторонами не оспаривается.
Также Еговцеву Д.В. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Еговцевым Д.В. и Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> (л.д.7-11), принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 606, 00 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: <Адрес>, под жилой дом (фундамент), инв. №, лит. А.
Муниципальному образованию город Пермь принадлежит следующее имущество: 3/4 доли в вправе собственности на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес>; 3/4 доли в праве собственности на жилой дом (фундамент) кадастровый №, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.57-59,60-61).
Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми принято решение об отчуждении (продаже) фундамента, в связи с чем, в соответствии со ст. 250 ГК РФ Департамент направил в адрес Еговцева Д.В. извещение от 04.12.2019 № 059-19-30/2-963 (л.д.6), которым уведомил административного истца о намерении продать имущество: 3/4 доли в вправе собственности на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <Адрес>; 3/4 доли в праве собственности на жилой дом (фундамент) кадастровый №. В соответствии с содержанием указанного извещения, Департамент уведомляет истца, как участника долевой собственности на фундамент, о намерении произвести отчуждение имущества, принадлежащего муниципальному образованию «город Пермь» на праве собственности по цене 470000 руб.
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного иска Еговцева Д.В. о незаконности оспариваемого извещения, поскольку со стороны административного ответчика каких-либо нарушений прав административного истца не допущено.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Департаментом принято решение об отчуждении (продаже) принадлежащего муниципальному образованию «город Пермь» на праве собственности имущества, в связи с чем, в соответствии со ст. 250 ГК РФ Департамент направил извещение, которым уведомил административного истца о намерении продать имущество.
Таким образом, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми, при направлении оспариваемого извещения, исполнял требования, установленные действующим гражданским законодательством.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое извещение нарушает его права в виде объективной возможности продажи имущества любому иному лицу, в настоящий момент земельный участок нельзя использовать по прямому назначению, ввиду отказа Департамента градостроительства и архитектуры в выдаче разрешения на строительство, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого извещения.
В силу изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое извещение вынесено в пределах полномочий Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, в соответствии с вышеприведенными нормами права, суд считает, что в удовлетворении административного иска Еговцева Д.В. к начальнику Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Берникову М.Ю., Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми о признании незаконным извещения № 059-19-30/2-963 от 04.12.2019 «О продаже муниципального имущества», подготовленное Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми и подписанное начальником Департамента имущественных отношений администрации г. Перми Берниковым М.Ю., следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска, законных оснований для возмещения судебных расходов в силу ст. ст. 111, 112 КАС РФ, также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 059-19-30/2-963 ░░ 04.12.2019 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ № 2░-1282/2020.