Дело № 2а-75/2023 г.
УИД № 32RS0029-01-2022-000466-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года пос. Суземка
Суземский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Шпырко Н.О.,
при секретаре судебного заседания Кучуриной Е.В.,
с участием помощника прокурора Суземского района Романенкова В.А.,
заинтересованного лица - государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Трубчевский» Лучина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района Брянской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района Брянской области, выразившегося в непринятии мер по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильной дороги по <адрес> и обязании администрации МО «Невдольское сельское поселение» принять меры по устранению указанных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Суземского района Брянской области обратился в суд с указанным иском. С учетом уточненных исковых требований просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района Брянской области и администрации Суземского района, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст. Просит обязать администрацию МО «Невдольское сельское поселение» и администрацию Суземского района в пределах имеющихся полномочий обеспечить приведение автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст. в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование административного искового заявления указывает, что прокуратурой района с участием специалиста OГИБДД МО МВД России «Трубчевский» Лучиным А.В. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в администрации МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района. Установлено, что автодорога по <адрес> является грунтовой дорогой общего пользования шириной 3 м., на всем протяжении имеет многочисленные дефекты в виде колейности и просадок, которые заполнены водой. На грунтовом покрытии имеются участки, на которых при обильном выпадении осадков в виде дождя скапливается вода (лужи) грязь. Движение транспортных средств и пешеходов затруднено.
В судебном заседании помощник прокурора Суземского района Брянской области Романенков В.А. и заинтересованное лицо государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Трубчевский» Лучин А.В. уточненные административные исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - глава администрации Суземского района Брянской области ФИО1 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Указал об отнесении к администрации Суземского района полномочий по проведению работ по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильной дороги по <адрес> с добавлением гравия, щебня или других материалов. В соответствии с Соглашением № о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ Невдольскому сельскому поселению указанные виды работ не передавались. <адрес> планируются выполнить ремонтные работы в щебеночном покрытии до декабря 2023 года. Разрешение иска полагает на усмотрение суда.
Представитель ответчика - глава администрации МО «Невдольское сельское поселение» Бибикова М.Г. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Изучив доводы уточненных административных исковых требований, выслушав пояснения помощника прокурора Романенкова В.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного назначения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
На основании ст. 12 Федерального закона РФ №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документов, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 6 ч.4 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 1 ст. 21 Федерального закона №196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В силу п.3 ст. 18 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствий с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Согласно п.п.3 п.2 ч.6 р. 4 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 года №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.
В материалах дела наличествует жалоба жителей <адрес> на неудовлетворительное состояние указанной дороги и сообщение прокуратуры Суземского района о проведении проверки по указанным доводам.
Представлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, возбужденное прокурором района ДД.ММ.ГГГГ по материалом проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в администрации МО «Невдольское сельское поселение» и постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей участка № Суземского судебного района Брянской области в отношении должностного лица врио главы администрации МО «Невдольское сельское поселение» ФИО3 о назначении административного наказания.
Представлено Распоряжение № главы МО «Невдольское сельское поселение» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении замечай ФИО3
Согласно акту обследования улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения автодороги по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенному помощником прокурора Суземского района Романенковым В.А. с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Трубчевский» Лучиным А.В. установлено, что дорога по ул. <адрес> <адрес> является автодорогой общего пользования, имеет грунтовое покрытие шириной 3 м., имеет многочисленные дефекты в виде колейности и просадок, заполненные водой в вязи с чем, движение транспортных средств и, в том числе оперативных служб и пешеходов затруднено. Данная дорога требует дополнительных работ по ее содержанию: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилактика грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м на 1 км.
Прокурором Суземского района Брянской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Невдольское сельское поселение» ФИО2 внесено представление по результатам проверки с целью устранения выявленных нарушений.
Пунктом 2.1 Соглашения № о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Невдольской сельской администрацией в лице главы Невдольской сельской администрации ФИО2 и администрацией Суземского района в лице главы администрации ФИО1 передача полномочий по предмету Соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета МО «Суземский муниципальный район» в бюджет МО «Невдольское сельское поселение».
Указанное соглашение между сторонами заключено на основании п.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Суземского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче части полномочий сельским поселениям Суземского муниципального района Брянской области (часть полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог), Решения Невдольского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии части полномочий муниципальным образованием «Невдольское сельское поселение» от Суземского муниципального района».
Согласно информации главы администрации МО «Невдольское сельское поселение» ФИО2, выявленные прокуратурой района, нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения не устранены.
Не устранены нарушения и администрацией Суземского района Брянской области. Как следует из представленного ходатайства администрацией района запланировано проведение указанных ремонтных работ в срок до декабря 2023 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрации СуземскогоСуземского района и МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района Брянской области должным образом не приняли меры по приведению автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст.
Не соблюдение администрациями Суземского района Брянской области и МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения препятствует безопасному движению автомобильного транспорта и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга граждан. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Суземского района по принятию мер по устранению указанных нарушений является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С учётом объёма мероприятий и финансовых затрат, необходимых для исполнения решения суда, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда в соответствии со ст.178 КАС РФ – в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Суземского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суземского района Брянской области и администрации МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района Брянской области по непринятию мер по приведению автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Суземского района Брянской области и администрации МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Обязать администрацию Суземского района Брянской области и администрацию МО «Невдольское сельское поселение» Суземского района Брянской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в пределах имеющихся полномочий обеспечить приведение автомобильной дороги по <адрес> в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суземский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.О. Шпырко
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.