УИД 18RS0001-01-2024-001883-89
Дело № 2а-2060/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2024 года г. Ижевск
Ленинский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего судьи Рябова Д.Н., при секретаре Зориной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Удмуртского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах запрещенной к распространению на территории РФ,
у с т а н о в и л:
Удмуртский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах по адресам: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что Удмуртской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства. В ходе проведенной проверки и мониторинга информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявлены сайты с URL <адрес>, на которых неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу, содержащему информацию о возможности приобретения запрещенного к ввозу в Российскую Федерацию товаров (мясная продукция), на сайтах содержится информация о стоимости товара, стране его происхождения. Предлагаемый покупателям товар позиционируется как импортный, обязательная российская маркировка и сертификация товаров отсутствуют. Указом Президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560, от 24.06.2015 №320, от 29.06.2016 №305, от 30.06.2017 №293, от 12.07.2018 №420, от 24.06.2019 №293, 21.11.2020 №730, о 20.09.2021 №534 и от 11.10.2022 №725» установлен запрет ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются страны Европейского союза. Таким образом, данная продукция ввозится и распространяется в РФ незаконно, в обход введенных Российской Федерацией экономических санкций.
Определением суда от 15.04.2024 в отдельное производство выделены административные исковые требования
Удмуртского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте <адрес>, запрещенной к распространению на территории РФ.
В судебном заседании представитель процессуального административного истца Шарафутдинов И.Р. заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, изучив требования и доводы, изложенные административным истцом в административном иске, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается в ряде случав установление ограничений права на свободное получение информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборон страны и безопасности государства.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Судом установлено, что Удмуртской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации.
В ходе проверки выявлены Интернет сайты <адрес> (далее - сайт), на котором неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу. На данных сайте продаются товары (мясная продукция), на сайте содержится информация о стоимости товара, стране его происхождения. Доступ на интернет-сайтам свободный, не требует предварительной регистрации. Ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Предлагаемый покупателям товар позиционируется как импортный, обязательная российская маркировка и сертификация товаров отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждены рапортом, скриншотами указанных сайтов.
На момент проверки указанные выше сайты в едином реестре отсутствует.
Указом Президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 №560, от 24.06.2015 №320, от 29.06.2016 №305, от 30.06.2017 №293, от 12.07.2018 №420, от 24.06.2019 №293, от 21.11.2020 №730, от 20.09.2021 №534 и от 11.10.2022 №725» установлен запрет ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются страны Европейского союза.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства РФ от 07.08.2014 №778 товар «Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе» (позиция 160100 группы ТН ВЭД ЕАЭС) хамон, страной происхождения которого является страна Европейского союза, запрещен к ввозу на территорию РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2022 №1843 действие указанных экономических мер продлено до 31.12.2024.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 29.07.2015 №391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 6 августа 2015 г.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
При этом, недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет административную ответственность по ст. 16.2 КоАП РФ.
Исходя из совокупности указанных выше правовых норм, реализация вышеназванной продукции на территории РФ недопустима, то есть оборот данного товара как объекта гражданских правоотношений, запрещен.
В свою очередь, как следует из содержания сайтов фактическая реализация «санкционной» продукции (мясная продукция), подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установить регистранта (владельца доменного имени) интернет-сайта <адрес> не представилось возможным.
Нахождение запрещенной информации в сети Интернет нарушает интересы неопределенного круга лиц.
В силу п.5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено является основанием для включения страницы сайта <адрес>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории РФ, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством РФ.
Создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено осуществляется Роскомнадзором. Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме. Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной регламентирована.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что распространение информации на страницах сайта <адрес> противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где она размещена, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
Требование прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В ч.2 ст.188 КАС РФ указано, что в случае отсутствия в настоящем кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд полагает, что поскольку распространение подобной информации в Российской Федерации запрещено, запрет на размещение направлен на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, имеются все основания для немедленного исполнения решения суда.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░