Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-426/2023 ~ М-254/2023 от 10.03.2023

                                                                                      Дело №2а-426/2023

                                                              УИД: 66RS0057-01-2023-000321-09

                     Мотивированное решение составлено 10 апреля 2023 года

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     07 апреля 2023 года                                                                                              г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Баклановой Н.А.,

при секретаре Мукашевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Талицкого района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа о признании распоряжения от 14.08.2020 №194 в части незаконным, обязании установить срок отселения,

                                                           установил

Заместитель прокурора Талицкого района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Талицкого городского округа о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в части незаконным, обязании установить срок отселения.

Свои требования обосновав тем, что Прокуратурой Талицкого района проведены надзорные мероприятия в сфере нарушения жилищных прав граждан.

Установлено, что в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» реализуется региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Распоряжением администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В указанном акте также установлен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно техническому заключению ООО МПФ «Легион-3000» по результатам технического обследования объекта капитального строительства - жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии.

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», следует, что выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Кроме того, согласно заключению по результатам выездного обследования с привлечением должностных лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не расселен.

При визуальном обследовании фасада со стороны улицы у квартир подъезда № 2 вертикальные трещины по кирпичной кладке у некоторых квартир трещины толщиной более 5 мм. (нарушение п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.3 ПиН 170).

Под окном квартиры на первом этаже отслоение кирпичной кладки (нарушение п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.1.8 ПиН 170).

Таким образом у указанного многоквартирного дома имеется высокая степень морального и физического износа здания, что дает основания собственнику здания о принятии решения прекращения эксплуатации и сноса аварийного здания жилого дома.

В этой связи, срок отселения физических лиц - 31.12.2026, указанный в распоряжении администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ не может являться разумным, так как элементы конструкции данного дома представляют опасность в настоящее время. Более того, установление столь длительного срока расселения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, находящихся (временно или постоянно) в указанном доме.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечения жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания либо выкупить у собственника жилое помещение, признанное непригодным для проживания.

Более того, Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», поручено обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Как было установлено, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> граждане проживают в аварийных жилых помещениях, и дальнейшее проживание в непригодных для этого жилых помещениях создает реальную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - как для самих проживающих, так и временно находящихся в указанном доме людей.

При фактическом износе несущих конструкций существует угроза их обрушения, в результате чего могут пострадать граждане, в том числе несовершеннолетние, однако при признании указанного многоквартирного дома аварийным органом местного самоуправления установлены неразумные срокц отселения граждан, проживающих в жилых помещениях указанного дома.

Учитывая, что проживание в аварийном жилищном фонде является недопустимым, имеется необходимость установления разумных сроков для отселения проживающих там лиц.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, вместе с тем в силу положений ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ срок сноса аварийного дома должен быть разумным.

В той части, в которой оспаривается распоряжение администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из его буквального толкования, обозначен временной период, в течение которого у административного ответчика сохраняется обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, при этом предельный срок исполнения данной обязанности не наступил, таким образом соблюден срок для обращения за судебной защитой нарушенного права.

        Заместитель прокурора Талицкого района просит:

       Признать распоряжение администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан - до 31 декабря 2026, незаконным.

Обязать администрацию Талицкого городского округа установить разумный срок отселения граждан, проживающих по адресу: <адрес>.

          В судебном заседании ст.помощник прокурора Сизикова О.А. поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель административного ответчика Администрации Талицкого городского округа, представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ и строительства Администрации Талицкого городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и в срок, суду представлены письменные возражения, с иском не согласны, просят рассмотреть дело без их участия, (л.д.34-35,40-43,53-54).

Заслушав ст.помощника прокурора Сизикову О.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии с частью 1 статьи 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону; если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

       В силу части 1 статьи 39 настоящего Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

         Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

         В соответствии с п.8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022) предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В силу приведённых норм закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является двухэтажным, 1973 года постройки, общей площадью 781,7 кв.м.

Распоряжением администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

Согласно техническому заключению ООО МПФ «Легион-3000» по результатам технического обследования объекта капитального строительства - жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии (л.д.10-21).

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» следует, что выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.23-24).

Согласно заключению по результатам выездного обследования с привлечением должностных лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-27), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не расселен.

При визуальном обследовании фасада установлено, что со стороны улицы у квартир подъезда № 2 вертикальные трещины по кирпичной кладке у некоторых квартир трещины толщиной более 5 мм. (нарушение п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.3 ПиН 170), под окном квартиры на первом этаже отслоение кирпичной кладки (нарушение п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.1.8 ПиН 170).

           Указанное подтверждает, что у данного многоквартирного дома имеется высокая степень морального и физического износа здания.

          Как следует из выше приведенных норм права, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу является компетенцией органа местного самоуправления, при этом сроки отселения должны отвечать требованиям разумности, а не быть произвольными, не основанными на объективных данных.

Таким образом, 31.12.2026 года - срок отселения физических лиц из аварийного жилого дома, признанного таковым 14.08.2020, указанный в распоряжении администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ не может являться разумным, основанным на объективных данных.

          Доводы стороны ответчика о том, что в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», участником которой, в том числе, является Талицкий городской округ, где установлен срок реализации Программы до 01.09.2025, указанный дом не включен, установленный срок отселения граждан - до 31.12.2026 является разумным, необходимости сокращения указанного срока не имеется, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска (л.д.40-54).

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                             р е ш и л :

         ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░ 31 ░░░░░░░ 2026, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

       ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

                                               ░░░░░                                  ░░░░░░░░░ ░.░.

2а-426/2023 ~ М-254/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Талицкого района
Ответчики
Администрация Талицкого городского округа СО
Другие
Управление ЖКХ и Строительства Администрации ТГО
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Судья
Бакланова Наталья Андрияновна
Дело на сайте суда
talicky--svd.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация административного искового заявления
10.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Подготовка дела (собеседование)
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее