Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-165/2022 ~ М-130/2022 от 30.03.2022

дело № 2а-165/2022

УИД 25RS0017-01-2022-000544-44

        РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года                                                          пгт. Кавалерово

Кавалеровский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Гидрович О.В.

при секретаре Фадеевой Е.М.,

с участием представителя административного истца Приходько К.С.,

представителей административных ответчиков Потаповой Е.В., Иозеф С.А.,

заинтересованного лица Лутченко В.А., ее представителя – адвоката Яковлева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> к администрации Кавалеровского муниципального района <адрес>, межведомственной комиссии по обследованию и оценке жилых помещений жилищного фонда поселений Кавалеровского муниципального района <адрес> об оспаривании заключения межведомственной комиссии,

                                                               установил:

           Администрация Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в котором с учетом внесения уточнений просила признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии по обследованию и оценке жилых помещений жилищного фонда поселений Кавалеровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания жилого <адрес> в <адрес>, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными законодательством требованиям и возложить на межведомственную комиссию в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) для проживания данного жилого дома.

     В обоснование заявленных требований административный истец указал, что указанное выше жилое помещение принадлежит ему на праве собственности, нанимателем дома по договору социального найма является ФИО8 Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам повторного обследования жилого помещения установлена возможность проведения капитального ремонта дома. Полагает данное заключение незаконным, поскольку процедура оценки жилого дома проведена с нарушением установленного действующим законодательством порядка, так как при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. На момент обследования спорного жилого дома межведомственной комиссией не опровергнуты выводы заключения строительно-технической экспертизы, проведенной индивидуальным предпринимателем ФИО5 № СТЭ. от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что <адрес> в <адрес> непригоден для проживания, поскольку выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающим в указанном доме граждан, вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом до 67%.

В ходе судебного разбирательства определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена наниматель спорного жилого дома ФИО8

В судебном заседании представитель административного истца администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> ФИО3 поддержал уточненные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представители административных ответчиков администрации Кавалеровского муниципального района <адрес>, межведомственной комиссии по обследованию и оценке жилых помещений жилищного фонда поселений Кавалеровского муниципального района <адрес> ФИО6, ФИО4 административный иск не признали, указали, что оспариваемое заключение принято в установленном законом порядке, в соответствии с компетенцией межведомственной комиссии, проведение экспертизы для определения технического состояния индивидуального одноэтажного жилого дома в данном случае законом не предусмотрено. В связи с этим просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО8 и ее законный представитель - адвокат ФИО7 иск не признали, полагали, что принятое межведомственной комиссией заключение о признании жилого дома, подлежащим ремонту, является правильным, поскольку дом пригоден для проживания. ФИО8 дополнительно пояснила, что они самостоятельно начали ремонтировать дом, для этого завезли брус, однако, после аварии, случившейся в 2019 году, работы по ремонту были прекращены В настоящее время в доме почистили печь и колодцы.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит административный иск администрации Кавалеровского городского поселения подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания положений ст. 227 КАС РФ, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания ( ч.4 ст. 15 ЖК РФ).

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. В состав межведомственной комиссии, помимо представителей органа местного самоуправления, включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Как установлено в судебном заседании, жилой <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой дом на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в бессрочное владение и пользование для проживания ФИО8

Из ордера серии А, выданного ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом <адрес> Совета депутатов трудящихся, следует, что ФИО8 проживала в спорном доме с 1978 года.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Кавалеровского муниципального района с заявлением о проведении обследования указанного жилого дома на предмет аварийности и непригодности проживания.

Заключением межведомственной комиссии по обследованию и оценке жилых помещений жилищного фонда поселений Кавалеровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам обследования <адрес> в <адрес> установлена возможность проведения капитального ремонта дома.

Обследование жилого помещения проведено визуально, без привлечения сотрудников специализированных организаций.

По инициативе административного истца экспертом - индивидуальным предпринимателем ФИО5 проведена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение № СТЭ. об определении технического состояния (физического износа) жилого <адрес> в <адрес>, из которого следует, что общий физический износ жилого дома составляет 67%, состояние отдельных несущих конструктивных элементов – ветхое. Состояние жилого дома характеризуется значительными повреждениями и деформациями фундамента, несущих стен, потолочного перекрытия, крыши, свидетельствующими об исчерпании несущей способности некоторых элементов и опасности обрушения. Указанный жилой дом в настоящее время является непригодным для проживания граждан, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Учитывая техническое состояние жилого дома, а также то, что ряд несущих конструктивных элементов находится в аварийном состоянии, проведение мер по капитальному ремонту является нецелесообразным, так как потребуется проведение работ по разборке конструктивных элементов, повторное применение которых является невозможным ввиду значительных деформаций и ветхости.

ДД.ММ.ГГГГ в связи полученным заключением эксперта № СТЭ. от ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь обратился в администрацию Кавалеровского муниципального района <адрес> с заявлением о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) для проживания жилого <адрес> в <адрес>.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по обследованию и оценке жилых помещений, утвержденной распоряжением администрации Кавалеровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , произведено повторное обследование индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что на поверхности фундамента признаки разрушения отсутствуют. Венцы стенового ограждения локально поражены гнилью, растресканы, имеют признаки деформации и частичного разрушения. Необходима замена отдельных элементов строительных конструкций стен дома. Внутренний штукатурный слой стен растрескан, наблюдается частичное отслоение; лакокрасочный слой полов истерт; оконные коробки рассохлись, вышел срок нормативной эксплуатации, окрасочный слой растрескан, переплеты покороблены. В кровельном покрытии имеются отколы, трещины, следы протечек. Обшивка наружных стен отсутствует (основное здание). Система водоотвода с кровли – неорганизованная. Указанные повреждения элементов жилого дома являются следствием отсутствия надлежащего текущего содержания и капитального ремонта конструктивных элементов частей здания на протяжении продолжительного периода времени.

По результатам проведенного обследования межведомственная комиссия вынесла заключение от 24.02.2022 года № 10 о том, что выявлены основания для признания указанного жилого дома, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик помещения в соответствие с установленными законодательством требованиями.

Из содержания пункта 47 Положения следует, что по результатам работы и оценки помещений и многоквартирных домов комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (включая решение о признании жилого помещения пригодным или непригодным для проживания граждан), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания являлось наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или нанимателя проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с пунктом п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим или не соответствующим установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

Согласно подпункту «д» пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителями ответчиков, обследование дома проведено межведомственной комиссией визуально, без проведения инструментального контроля и других видов контроля.

Межведомственная комиссия в нарушение требований пунктов 43,44 Положения не приняла мер по оценке степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома в целом, несмотря на то, что имелись документы, свидетельствующие о наличии оснований для всестороннего и полного обследования дома, заключение межведомственной комиссии не содержит сведения о том, что при обследовании производились какие-либо замеры и исследования, лабораторные испытания, заключения экспертов проектно-изыскательных и специализированных организаций в отношении жилого помещения не истребовались и не учитывались, диагностическое оборудование не использовалось, специальные замеры не проводились, исследования на предмет степени повреждений конструкций жилого дома не осуществлялось. Выводы комиссии о возможности проведения капитального ремонта не подтверждаются ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.

Кроме того, в оспариваемом заключении Межведомственной комиссией не сделано вывода о величине физического износа деревянного жилого дома, хотя наличие таких сведений имеет существенное значение, поскольку пункт 2.2 действующего в настоящее время Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, прямо предусматривает, что деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды являются непригодными для проживания, если их физический износ составляет свыше 65%.

Какие-либо доказательства, опровергающие указанные выводы, и подтверждающие законность оспариваемого решения административными ответчиками не представлено, несмотря на требования части 2 статьи 62 КАС РФ, в силу которой обязанность доказывания законности оспариваемого решения органа местного самоуправления, возлагается на соответствующий орган, который обязан также подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих возражений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии от 24.02.2022 № 10 не соответствует нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы административного истца и проживающих в спорном жилом доме лиц и подлежит отмене.

В соответствии со ст.227 КАС РФ с целью восстановления нарушенных прав административного истца суд приходит к выводу о необходимости возложить на межведомственную комиссию обязанность повторно рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Требуемый срок для исполнения обязанности межведомственной комиссией рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) для проживания жилого дома в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, суд с учетом требований пункта 46 Положения, находит разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░><░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

           ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

           ░░░░░                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

2а-165/2022 ~ М-130/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Кавалеровского городского поселения
Ответчики
Администрация Кавалеровского муниципального района
Межведомственная комиссия по обследованию и оценке жилых помещений жилищного фонда поселений Кавалеровского муниципального района
Другие
Лутченко Валентина Анатольевна
Суд
Кавалеровский районный суд Приморского края
Судья
Гидрович Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kavalerovsky--prm.sudrf.ru
30.03.2022Регистрация административного искового заявления
30.03.2022Передача материалов судье
01.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2022Подготовка дела (собеседование)
11.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее