Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-326/2024 ~ М-280/2024 от 28.05.2024

Дело № 2а-326/2024

УИД 22RS0004-01-2024-000434-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Благовещенка                                                                                         30 июля 2024 года

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

    Председательствующего Дьяковой А.В.,

при секретаре Иост Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Благовещенского района Алтайского края, указав в обоснование иска, что

проведенной Благовещенской межрайонной прокуратурой проверкой в порядке осуществления надзора за соблюдением законодательства об организации транспортного обслуживания, соблюдения требований законодательства на территории Благовещенского района Алтайского края в рассматриваемой сфере выявлены нарушения.

Так, установлено, что на территории муниципального округа имеется 30 населенных пунктов. По информации от 04.04.2024, предоставленной администрацией, муниципальные маршруты на территории Благовещенского района имеются, однако 9 населенных пунктов ими не охвачены, а именно: п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская. При этом прокуратурой во взаимодействии с ОГИБДД МО МВД России «Благовещенский» установлено, что фактически на территории Благовещенского района вышеуказанные населенные пункты, действительно, не охвачены муниципальными маршрутами. В связи с указанными нарушениями главе района внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, но нарушения не устранены. При повторной проверке ситуация не изменилась. Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей населенных пунктов муниципального образования Благовещенский район нарушает права и законные интересы населения, а также создает социально-напряженную обстановку среди населения. Административный истец просит: обязать администрацию Благовещенского района Алтайского края разработать и утвердить муниципальные маршруты с учетом организации регулярных пассажирских перевозок с населенными пунктами п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская на территории муниципального образования Благовещенский район; обязать ответчика организовать транспортное обслуживание населения с указанными населенными пунктами (организовать пассажирские перевозки); установить ответчику срок для исполнения решения суда. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ. Обращение прокурора в суд с данным заявлением обусловлено защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, проживающих на территории Благовещенского района, определить невозможно.

В судебном заседании административный истец – помощник Благовещенского межрайонного прокурора Тищенко С.С. на удовлетворении требований настаивал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации Благовещенского района Алтайского края Рыжкова М.С. не признала заявленные административные исковые требования прокурора, просила в иске отказать, так как Администрацией Благовещенского района предпринимаются все необходимые меры для организации транспортного сообщения между населенными пунктами, однако, в силу отсутствия заявок при проведении электронных аукционов на соискание перевозчиков, организовать транспортное сообщение на территории муниципального образования Благовещенский район с указанными населенными пунктами не представилось возможным, так как данные населенные пункты малочисленны и находятся на определенном удалении. По заявкам жителей указанных в административном исковом заявлении населенных пунктов организована их доставка в райцентр, жалоб не поступало. В случае удовлетворения исковых требований при установлении срока для исполнения решения суда, просила учесть, что потребуется не менее двух лет, так как маршруты являются финансово убыточными, необходимо организовывать торги и учитывать это при формировании бюджета.

Представители заинтересованных лиц – Министерства транспорта Алтайского края, Управления ГИБДД МВД России по Алтайскому краю, ОГИБДД МО МВД России «Благовещенский», ООО «Транс Авто» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, возражений на административные исковые требования не представили, что не является препятствием для рассмотрения дела.

Суд, в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Огласив административное исковое заявление, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 27 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на свободу передвижения.

В силу положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон N 220-ФЗ) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации. Муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок, в частности, в границах двух и более поселений одного муниципального района.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федеральный закон N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ).

Законом Алтайского края от 05.05.2016 N 32-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» (далее по тексту – Закон АК № 32-ЗС) регулируются отношения, связанные с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом на муниципальных и межмуниципальных регулярных маршрутах и легковым такси на территории Алтайского края.

В силу положений ст. 8 Закона АК № 32-ЗС органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования в соответствии с Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Алтайского края и муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона АК № 32-ЗС в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере транспортного обслуживания населения, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона АК № 32-ЗС в реестр маршрутов регулярных перевозок, кроме сведений, определенных ч. 1 ст. 26 Федерального закона, включается требование по использованию аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Предъявление указанного административного иска соответствует полномочиям прокурора, закрепленным в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортного обслуживания населения на территории Благовещенского района.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Благовещенского района транспортное обслуживание между сельскими поселениями муниципального образования организовано ненадлежащим образом.

Согласно исследованным в судебном заседании материалам дела, 09.04.2024 Благовещенской межрайонной прокуратурой главе Благовещенского района с целью надлежащей организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования, внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, связанных с организацией обеспечения доступности транспортных услуг, установлением муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам. До обращения административного истца с административным исковым заявлением, надлежащие меры к организации транспортного обслуживания населения на территории Благовещенского района не приняты.

Муниципальное образование Благовещенский район Алтайского края наделено статусом муниципального района Законом Алтайского края от 07.03.2006 № 16-ЗС «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Благовещенского района Алтайского края»

В соответствии с приложением 14 к Закону № 16-ЗС «Реестр населенных пунктов, расположенных на территории муниципальных образований Благовещенского района Алтайского края» в состав муниципального образования Благовещенского района входят п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская.

В связи с данными нормами законодательства, организация транспортного обслуживания населения указанных поселений относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Согласно справке Администрации Благовещенского района Алтайского края № 1037 от 04.04.2024, распоряжением Администрации Благовещенского района от 29.04.2022 № 138 утвержден реестр регулярных автобусных маршрутов, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутной сети Благовещенского района. Перевозка пассажиров и багажа осуществляется по восьми муниципальным маршрутам, при этом имеются населенные пункты, не охваченные муниципальными маршрутами: п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская, что также подтверждается справкой МО МВД России «Благовещенский» № 68/5-1942 от 04.04.2024.

В собственность муниципального образования Благовещенский район Правительством края передано 4 единицы пассажирского транспорта: два автобуса ГАЗ-А65R52, автобус ПАЗ-320435-04, которые используются в пассажироперевозках, автобус ПАЗ-320530-02 находится в резерве, используется в пассажироперевозках на период поломки других автобусов.

В Администрацию района в 2023 поступило два обращения от жителей района по вопросам организации пассажирских перевозок, в 2024 одно обращение.

В судебном заседании исследованы предоставленные представителем административного ответчика документы, подтверждающие деятельность в области организации муниципальных маршрутов, а именно Постановление Администрации Благовещенского района Алтайского края № 356 от 26.09.2022 об утверждении муниципальной программы «Развитие пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования Благовещенский район Алтайского края» на 2022-2024 годы, в соответствии с которым данная программа утверждена, определены цели, задачи программы, сроки, также объемы финансирования мероприятий программы за счет средств районного бюджета, составляющего на период с 2022 по 2024 годы 5002,8 тысяч рублей, проведен анализ рисков при реализации программы. Постановлением Администрации Благовещенского района Алтайского края № 300 от 13.07.2023 внесены изменения в вышеуказанное Постановление № 356 от 26.09.2022, наименование программы редактировано в части установления срока ее реализации с 2022 по 2025 годы. Также изменен объем финансирования до 5126,14 тысяч рублей.

Согласно представленным представителем ответчика путевых листов за 2023 год и 2024 год, между указанными населенными пунктами организовывается транспортное сообщение, однако, оно не обладает признаком регулярности и не охвачены все малочисленные и отдаленные населенные пункты, хотя количество путевых листов свидетельствует о нуждаемости жителей в пассажирском сообщении как с центром муниципального образования, так и другими населенными пунктами.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что пассажироперевозки по муниципальным маршрутам осуществляет перевозчик ООО «Транс Авто» в лице генерального директора Ефимова В.А., с которым заключен муниципальный контракт. Прилечь иного перевозчика для осуществления пассажироперевозок не представилось возможным в связи с отсутствием заявок при проведении электронного аукциона, что подтверждается протоколами о признании электронных аукционов , , , , от 24.01.2020 несостоявшимся; протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону от 07.02.2022 (маршрут Благовещенка-Байгамут (через Яготино-Орлеан-Тельманский), электронному аукциону от 07.02.2022 (маршрут «Благовещенка-Нижний Кучук»), электронному аукциону от 22.02.2022 (маршрут «Благовещенка-Татьяновка»), электронному аукциону от 22.02.2022 (маршрут «Благовещенка-Курган»), электронному аукциону от 22.02.2022 (маршрут Благовещенка-Байгамут (через Яготино-Орлеан-Тельманский), электронному аукциону от 17.03.2022 (маршрут Благовещенка-Байгамут (через Яготино-Орлеан-Тельманский), электронному аукциону от 28.12.2022 (маршрут Алексеевка-Благовещенка), которые в связи отсутствием поданных заявок на участие в электронном аукционе по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), признаны несостоявшимися.

Также из пояснений представителя административного ответчика следует, что с 2022 конкурсные процедуры на право осуществления перевозок не осуществлялись.

Факт отсутствия организации транспортного обслуживания населения в вышеуказанных населенных пунктах, подтвержден результатами проверки Благовещенской межрайонной прокуратуры, вышеуказанными письменными доказательствами и не опровергается представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства.

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания населения п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская, с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от р.п. Благовещенка, безусловно, свидетельствует о нарушении прав жителей данных сельских поселений, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.

Согласно информационному письму начальника Госавтоинспекции МО МВД России «Благовещенский» № 68/5-4341 от 30.07.2024 на территории Благовещенского района имеются муниципальные автодороги к населенным пунктам п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская, которые соответствуют ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В связи с чем препятствий в части отсутствия путей сообщения между населенными пунктами не имеется.

Таким образом, с учетом установленного ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядка распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, принимая во внимание представленные сторонами доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора района о возложении обязанности на Администрацию Благовещенского района по разработке и утверждению муниципальных маршрутов на территории муниципального образования Благовещенский район Алтайского края с учетом организации регулярных пассажирских перевозок с населенными пунктами п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская, а также организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования Благовещенский район с учетом организации регулярных пассажирских перевозок с указанными населенными пунктами.

То обстоятельство, что Администрацией Благовещенского района проводились открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок, которые признаны несостоявшимися, не подтверждает принятия всех возможных мер к обеспечению транспортной доступности населения. Сам факт проведения конкурсных процедур по отбору перевозчиков без достижения результатов в виде определения конкретного перевозчика, не считается исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности.

Указание административного ответчика на отсутствие в бюджете денежных средств для организации транспортной доступности, а также отдаленности, малочисленности населенных пунктов и в связи с этим убыточности маршрутов несостоятельны, поскольку изложенное не освобождает орган местного самоуправления от надлежащего решения вопроса местного значения.

При таких обстоятельствах, доводы представителя административного ответчика о несогласии с заявленными административными исковыми требованиями, не могут быть приняты судом, по вышеизложенным обстоятельствам.

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения решения, суд, с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере транспортного обслуживания между населенными пунктами, длительности его не организации, принципов разумности и справедливости, возлагает обязанность на административного ответчика организовать транспортное обслуживание населения на территории муниципального образования Благовещенский район Алтайского края между указанными населенными пунктами, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

          Административное исковое заявление Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на Администрацию Благовещенского района Алтайского края (ИНН 2235003211, ОГРН 1022201982890) обязанность разработать и утвердить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, муниципальные маршруты на территории муниципального образования Благовещенский район Алтайского края с учетом организации регулярных пассажирских перевозок с населенными пунктами п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская.

Возложить на Администрацию Благовещенского района Алтайского края (ИНН 2235003211, ОГРН 1022201982890) обязанность организовать в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, транспортное обслуживание населения на территории муниципального образования Благовещенский район с учетом организации регулярных пассажирских перевозок с населенными пунктами п. Александровка, п. Калиновка, с. Дмитриевка, п. Байгамут, с. Глядень-2, с. Глядень-3, с. Глядень-4, п. Тельманский, ст. Яготинская.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Благовещенский районный суд Алтайского края.

Председательствующий:                                                                               А.В. Дьякова

Решение в окончательной форме принято 12 августа 2024 года

2а-326/2024 ~ М-280/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Благовещенский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Благовещенского района Алтайского края
Другие
Министерство транспорта Алтайского края
ОГИБДД МО МВД России "Благовещенский"
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю
ООО "ТрансАвто"
Суд
Благовещенский районный суд Алтайского края
Судья
Дьякова Анна Вячеславовна
Дело на сайте суда
blagovechensky--alt.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация административного искового заявления
28.05.2024Передача материалов судье
30.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее