РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2023 г. г.Донской Тульской области
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Фроловой Е.И.,
при секретаре Афониной Е.В.,
с участием помощника прокурора г.Донского Тульской области Казаковой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Донского городского суда Тульской области административное дело №2а-115/2023 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области об установлении административного надзора в отношении Волкова Юрия Николаевича,
установил:
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Волкова Ю.Н.
В обоснование заявленных требований указано, что Волков Ю.Н. осужден ДД.ММ.ГГГГ по приговору Пролетарского районного суда <адрес> по <данные изъяты> и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 месяцев с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Осужденный Волков Ю.Н. имеет непогашенную судимость по приговору Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) за преступление, совершенное при особо опасном рецидиве преступлений.
На основании изложенного, с учетом данных, характеризующих личность Волкова Ю.Н. в период отбывания наказания, административный истец просил суд: установить в отношении осужденного Волкова Ю.Н. административный надзор на срок - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде: запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В адресованном суду письменном заявлении просил о рассмотрении дела без его участия. Поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Волков Ю.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, письменно выразивший позицию относительно заявленных административных исковых требований (административные исковые требования не признал, так как не согласен со сроком надзора), заявил о своем нежелании участвовать в судебном заседании, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
На основании ст.272 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Выслушав заключение помощника прокурора г.Донского Тульской области Казаковой Г.А., полагавшей необходимым установить в отношении Волкова Ю.Н. административный надзор на срок погашения судимости - 8 лет с указанными в административном исковом заявлении административными ограничениями, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Так, в соответствии со ст.1 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.2 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания в отношении них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом применение административного надзора в отличие от уголовной ответственности связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с ч.1 ст.86 УК РФ влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Волков Ю.Н. осужден приговором Пролетарского районного суда г.Тулы по <данные изъяты> РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> с отбывание наказания в колонии строгого режима.
Приговор вступил в законную силу.
Волков Ю.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области. Начала срока – ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, Волков Ю.Н. судим ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г.Тулы, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по п<данные изъяты> и ему назначено наказание с применением ч.3 ст.69 УК РФ в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> с отбыванием наказания в колонии особого режима.
При назначении наказания Волкову Ю.Н. отягчающим наказание обстоятельством суд признал особо опасный рецидив преступлений.
Волков Ю.Н. освобожден по отбытии наказания ДД.ММ.ГГГГ.
За совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.161 УК РФ, может быть назначено наказание, в том числе в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
В силу ч.4 ст.15 УК РФ (в редакциях, действовавших на дату совершения преступления, дату вынесения приговора и в настоящее время) преступление, предусмотренное «г» ч.2 ст.161 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 07.06.2022 "О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости" необходимо исчислять срок погашения судимости исходя из уголовного закона, действующего на момент совершения лицом преступления, за исключением случаев, когда в силу ст.10 УК РФ подлежит применению новый уголовный закон.
На основании п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.3, п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу приведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Таким образом, Волков Ю.Н. является лицом, имеющим непогашенную и неснятую в установленном законом порядке судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного при особо опасном рецидиве преступлений, что в силу ч.2 ст.3 Федерального закона РФ №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» дает основания суду установить в отношении Волкова Ю.Н. административный надзор.
Согласно имеющейся в материалах дела характеристики Волков Ю.Н. администрацией ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области за время отбывания наказания характеризуется отрицательно, правила внутреннего распорядка и установленный режим отбывания наказания соблюдает, поощрений и взысканий не имеет, в настоящее время не трудоустроен, отбывает наказание в обычных условиях содержания, исполнительные листы не поступали, вину в совершенном преступлении признал, на меры воспитательного и исправительного характера реагирует правильно. Мероприятия воспитательного характера посещает под контролем.
Суд, анализируя приемлемость предложенных в административном исковом заявлении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области видов административных ограничений в рассматриваемом случае, приходит к выводу о возможности и необходимости их применения в отношении Волкова Ю.Н. по следующим основаниям.
Как следует из руководящих разъяснений, изложенных в абз.4 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №15 от 16.05.2017 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вместе с тем, согласно положениям ч. 2 ст. 4 указанного выше Федерального закона, обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Таким образом, исходя из положений ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает необходимым установить в отношении Волкова Ю.Н. административное ограничение в виде:
- обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом, определяя периодичность обязательной явки, суд также исходит из принципа соразмерности ограничения права поднадзорного лица, полагая, что цели данного вида ограничений будут достигнуты при периодичности явки 2 (два) раза в месяц.
Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в ст.2 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
Так, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
В силу п.4 ст.1 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 место фактического нахождения - избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, до осуждения Волков Ю.Н. не имел места жительства и регистрации на территории РФ, после освобождения из мест лишения свободы не позднее ДД.ММ.ГГГГ должен был прибыть к избранному им месту жительства по адресу: <адрес> стационарное отделение «Социальная гостиница» (как указано в приговоре суда), однако фактически убыл в <адрес>.
Согласно письменному заявлению на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области ФИО2 намерен проживать по адресу: <адрес> «Социальная гостиница».
Иных данных о месте жительства, пребывания или фактического нахождения Волкова Ю.Н. в деле не имеется.
Таким образом, учитывая, что поднадзорное лицо, исходя из смысла приведенных выше положений Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», места жительства не имеет, сведения о возможности его проживания избранному им адресу, в материалах дела отсутствуют, суд полагает, что установление Волкову Ю.Н. такого вида административного ограничения как запрещение выезда за установленные судом пределы территории в данном случае является обязательным.
Поскольку Волков Ю.Н. имеет право самостоятельно избрать место жительства либо пребывания, то установление административного надзора не зависит от того имеет ли он место жительства, так как административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает необходимым и возможным запретить Волков Ю.Н. выезд за пределы муниципального образования г.Тула, избранного лицом, отношении которого установлен административный надзор, местом жительства, пребывания или фактического нахождения.
Доводы, заявленные административным ответчиком о несогласии со сроком, на который должен быть установлен административный надзор, не могут быть приняты во внимание, поскольку срок административного надзора определяется в соответствии с положениями Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и не может быть произвольно изменен судом.
При установлении административных ограничений суд учитывает характер и степень общественной опасности преступлений, совершенных административным ответчиком, обстоятельства совершения преступлений, поведение ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы, его отношение к установленному порядку отбывания наказания, свидетельствующие о необходимости выбора таких ограничений.
Определяя Волкову Ю.Н. указанные виды административных ограничений, суд находит их достаточными для оказания воспитательного воздействия на административного ответчика, направленными на выявление и устранение причин и условий, способствующих возможному совершению им преступлений, административных правонарушений либо антиобщественному поведению с его стороны.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Установление указанных административных ограничений согласуется с положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда РФ №597-О-О от 22.03.2012, №1739-О от 24.09.2012, №2064-О от 22.11.2012, №885-О от 22.04.2014, №898-О от 23.04.2015, №2876-О от 22.12.2015, №1676-О от 19.07.2016, №1512-О от 18.07.2017, №1393-О от 29.05.2018 и др.).
Волков Ю.Н. не лишен права в соответствии со ст.ст.10,11 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Кроме того, поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч.3 ст.12 настоящего Федерального закона.
Таким образом, административное исковое заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Волкова Ю.Н. подлежит удовлетворению.
Исчислять срок административного надзора надлежит в соответствии с п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - со дня постановки Волкова Ю.Н. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
При вынесении решения суд считает необходимым разъяснить Волкову Ю.Н., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных Федеральным законом РФ №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст.19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, а также неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного ст.19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.11.5, либо ст.11.9, либо ст.12.8, либо ст.12.26 КоАП РФ, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области удовлетворить.
Установить в отношении Волкова Юрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ – на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Начало срока административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Волкова Юрия Николаевича административные ограничения в виде:
обязательной явки 2 (два) раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запрета выезда за пределы муниципального образования г.Тула, избранного лицом, в отношении которого установлен административный надзор, местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица без уведомления органа внутренних дел.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления в Донской городской суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>