Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-16/2023 (3а-418/2022;) ~ М-366/2022 от 20.12.2022

Дело № 3а-16/2023

УИД 76OS0000-01-2022-000387-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль                                09 марта 2023 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Масловой С.В.,

с участием прокурора Бурой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческого партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт», Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Альянс», Общества с ограниченной ответственностью «АвтоКонтроль» о признании недействующим приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15.12.2011 №985-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области» в редакции постановления Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п «О внесении изменения в постановление Правительства области от 15.12.2011 № 985-п»,

установил:

    Постановлением Правительства Ярославской области 15.12.2011 №985-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области» (далее также Постановление от 15.12.2011 № 985-п) установлен предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области согласно приложению.

    Постановление от 15.12.2011 № 985-п было опубликовано в печатном издании «Документ-Регион», № 109, 27.12.2011, согласно пункту 4 постановления оно вступило в законную силу с 01.01.2012.

    Постановлением Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 15.12.2011 № 985-п» (далее также постановление от 17.08.2022 № 685-п) в постановление от 15.12.2011 №985-п внесены изменения: предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области (приложение к постановлению) изложен в новой редакции.

    Постановление от 17.08.2022 № 685-п опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19.08.2022, а также в печатном издании «Документ-Регион», №70, 26.08.2022.

    Постановлением Правительства Ярославской области от 13.12.2022 № 1107-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 15.12.2011 № 985-п» (далее также постановление от 13.12.2022 № 1107-п) внесены изменения в постановление от 15.12.2011 № 985-п, в том числе и в части установления предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области (приложение к постановлению). Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2023.

    Постановление от 13.12.2022 №1107-п опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru) 22.12.2022, и в печатном издании «Документ-Регион», № 109, 30.12.2022.

    Административные истцы Некоммерческое партнерство по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт», ООО «Транспортная компания «Альянс», ООО «АвтоКонтроль» обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15.12.2011 №985-п в редакции постановления Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п.

    В обоснование требований ссылаются на то, что постановлением от 15.12.2011 №985-п утвержден предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области. Предельный размер платы определен в зависимости от категории транспортных средств и установлен в приложении к постановлению.

    Постановлением Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п внесены изменения в постановление от 15.12.2011 №985-п, предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств изложен в новой редакции в приложении к постановлению.

    По мнению административных истцов, оспариваемый нормативный акт является незаконным частично и не подлежит применению в части установления предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, указанных в приложении к оспариваемому нормативному акту.

    Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом – Правительством Ярославской области по вопросам, отнесенным к его компетенции, опубликован в установленном законом порядке.

    Административные истцы ООО «Транспортная компания «Альянс» и ООО «АвтоКонтроль» осуществляют деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, т.е. являются хозяйствующими субъектами, применяющими в своей деятельности нормы оспариваемого нормативного правового акта.

    ООО «АвтоКонтроль» имеет аккредитацию в качестве оператора технического осмотра по категориям L, O, M1, M2, M3, N1, N2, N3 (Аттестат РСА от 26.02.2013 № 06604 в реестре операторов ТО) и иной хозяйственной деятельности не ведет.

    ООО «Транспортная компания «Альянс» имеет аккредитацию в качестве оператора технического осмотра по категориям L, O, M1, M2, M3, N1, N2, N3 (Аттестат РСА от 30.05.2013 № 01876 в реестре операторов ТО). Помимо деятельности в качестве оператора технического осмотра общество ведет и иную хозяйственную деятельность с отдельным ведением учета по деятельности в качестве оператора технического осмотра.

    Некоммерческое Партнерство по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт» не осуществляет самостоятельную деятельность по проведению технического осмотра. Согласно пункту 2 Устава данного юридического лица, оно осуществляет защиту интересов членов организации, в том числе и административных истцов по настоящему иску, оказывает содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в разработке и принятии нормативных актов по проверке технического состояния, диагностики автотранспортных средств, а также их подготовке к периодическому техническому осмотру.

    Таким образом, административные истцы являются субъектами, в отношении которых применен оспариваемый акт, а также субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Считают, что оспариваемое постановление в части установления предельного размера платы за технический осмотр транспортных средств не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также положениям Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной приказом ФСТ России от 18.10.2011 № 642-а (именно нарушены пункты 2.1-2.4 указанной Методики).

    Согласно заключению департамента регулирования тарифов Ярославской области, при установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра в 2022 году анализировались расчетные и обосновывающие материалы операторов технического осмотра ООО «Транспортная компания «Альянс», ООО «АвтоКонтроль» и ООО «НАТЭКС» за 2019 и 2020 годы. При этом основная часть материалов и данных в расчет не была принята. При этом в основу расчета платы за прохождение технического осмотра департаментом принят расчет по ООО «НАТЭКС», который в отличие от административных истцов имеет только один пункт технического осмотра и крайне ограниченную по сравнению с административными истцами область аккредитации оператора технического осмотра – M1, N1.

    Между тем, операторы, имеющие разную область аккредитации, должны выполнять установленные законодательством разные требования и, соответственно, несут разные затраты на технический осмотр транспортных средств.

    В данном случае, департаментом регулирования тарифов Ярославской области не учтены положения приказа Минтранса России от 09.07.2020 №232 «Об утверждении требований к производственно-технической базе оператора технического осмотра и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых лицами, претендующими на получение аттестата аккредитации оператора технического осмотра, и операторами технического осмотра обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации», которым установлены различные требования к помещениям, диагностическим линиям и иному оборудованию. От соблюдения указанных требований зависят затраты оператора. Указанные различия в требованиях, установленных приказом Минтранса России №232, не были учтены при определении предельного размера платы за прохождение технического осмотра, что привело к его занижению. При расчете департаментом приняты показатели ООО «НАТЭКС», хотя данная организация осуществляет технические осмотры только для легкового транспорта, тогда как административные истцы проводят технические осмотры и для других категорий транспорта.

    При определении департаментом регулирования тарифов Ярославской области предельного размера платы за прохождение технического осмотра был проведен анализ основных технико-экономических показателей и иных сведений, представленных административными истцами. Однако, как следует из положений графы «Обоснование решения департамента» расчета ставки работы оператора технического осмотра по основным показателям предложения административных истцов, осуществляющих деятельность по техническому осмотру, приняты не были.

    Предложения операторов были предметом обсуждения на согласительных совещаниях в 2022 году. После получения проекта экспертного заключения от департамента регулирования тарифов Ярославской области, в адрес данного департамента были направлены общие возражения административных истцов, которые были сформулированы в письме Некоммерческого Партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт» от 06.05.2022 № 29. Административные истцы ООО «Транспортная компания «Альянс» и ООО «АвтоКонтроль» являются членами данного некоммерческого партнерства, которое в соответствии с его Уставом защищает права членов данной организации.

    Предложения, которые были изложены в данном письме, департаментом регулирования тарифов Ярославской области отклонены.

    Количество технических осмотров транспортных средств, осуществляемых ООО «Транспортная компания «Альянс» на 2022 год, согласовано без разногласий.

    Относительно «Расчета ставки работы оператора технического осмотра за проведение технического осмотра ООО «Транспортная компания «Альянс» на 2022 год не согласовано в части пунктов:

- 1.1.1. Среднемесячная заработная плата экспертов по предложению организации в размере 45 000 руб., решение о данном размере среднемесячной заработной платы внесено оператором на основании штатного расписания на 2022, решение в указанной части принято на основании существенного изменения условий труда технических экспертов с учетом реализации обязательных к исполнению с 01.03.2021 (Приказ Минпромторга России от 20.03.2020 №918 «Об утверждении квалификационных требований к техническим экспертам»; постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 № 1053 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2011 № 1115»; постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 № 1134 «Об утверждении Положения о ведении единой автоматизированной информационной системы технического осмотра и об организации взаимодействия ее использования»; приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2020 №97; постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 №741 «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобуса»). Предложение оператора составляет 70,7 % к показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника по полному кругу организаций всех форм собственности Ярославской области подкласса ОКВЭД 71.2 «Технические испытания, анализ и сертификация», к которому относится деятельность по техническому осмотру транспортных средств (ОКВЭД 71.20.5) за 2020 год в размере 63 615,1 руб. по официальным данным Росстата. Предложение по среднемесячной заработной плате технических экспертов в размере 45 000 руб. является обоснованным, минимальным, позволяющим содержать в 2022 году в штате технических экспертов установленной законодательством квалификации в новых условиях работы. Единственным источником финансирования данной статьи расходов является плата за проведение технического осмотра. Решение по значению данного показателя проекта департамента в размере 26 257 руб. является необоснованным, т.к. данный уровень заработной платы не позволяет иметь в штате технических экспертов соответствующей квалификации.

- 1.4.1 линия технического осмотра. Предложение оператора по замене линии технического осмотра в размере 710 840 руб. обусловлено требованиями приказа Минтранса России от 09.07.2020 № 232, а также ГОСТа 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», утвержденного приказом Росстандарта от 18.07.2017 №708-ст. Универсальная линия технического осмотра ВМ 14200 запущена в эксплуатацию в 2011 году, в настоящее время не соответствует требованиям указанного ГОСТа, при этом модернизация линии технически и экономически нецелесообразна в связи с физическим износом оборудования, в связи с чем подлежит замене на новую. Основным параметром при выборе поставщика являлась надежность оборудования, возможность поставок запчастей и комплектующих, основываясь на данных критериях, был выбран поставщик ООО «МАХА Руссия». При этом разработка каких-либо инвестиционных программ Методикой не предусмотрена.

- 1.5.4 услуги координирующей организации в сумме 120 000 руб., данное предложение департаментом регулирования тарифов Ярославской области отклонено, поскольку данные расходы не могут быть признаны экономически обоснованными.

- 1.5.7 численность персонала, непосредственно относящегося к техническому осмотру. В данном случае, департаментом необоснованно не принята штатная единица уборщика, соответствующий расчет норматива численности уборщиков оператором был представлен с учетом площади линии технического осмотра и офисных помещений, технологии производства технического осмотра.

- 1.5.8 среднемесячная заработная плата персонала, непосредственно относящегося к техническому осмотру. Предложение организации по показателю 32 750 руб. определено в соответствии с пунктом 1.1.1 «Среднемесячная заработная плата технических экспертов» (45 000 руб.), изменившимися условиями труда работников, данное предложение является планово обоснованным, позволяющим сохранить имеющийся персонал; решение по данному значению департамента регулирования тарифов в размере 22 114,79 руб. считают необоснованным, поскольку данный уровень заработной платы не позволяет иметь в штате персонал соответствующей квалификации.

- 1.6.2.1.2. Среднемесячная заработная плата общехозяйственного персонала. В организации при основном виде деятельности по оказанию услуг по техническому осмотру транспортных средств, ведется ряд других дополнительных видов деятельности, непосредственно связанных с технической эксплуатацией транспортных средств. В условиях наличия убытков от осуществления деятельности по техническому осмотру среднемесячная заработная плата общехозяйственного персонала занижалась в целях покрытия убытков и на 2020 год составила 17 592 руб., что составляет 55% от 32 023 руб. среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Ярославской области в 2020 году, рассчитанной в соответствии с Методикой расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячные доходы от трудовой деятельности), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.04.2016 № 188. Предложения организации, изложенные письмом от 12.04.2022 о включении данного показателя на 2022 год на уровне 27 583 руб., подтвержденные штатным расписанием, не приняты департаментом регулирования тарифов Ярославской области. Решение департамента регулирования тарифов Ярославской области по значению данного показателя в размере 17 592 руб. не позволяет иметь в штате персонал соответствующей квалификации.

- 2 Прибыль (убыток). Проектом департамента регулирования тарифов Ярославской области показатель в размере 5% от расходов организации определен неверно.

    По проекту заключения относительно ООО «АвтоКонтроль» также имеются разногласия.

    Количество технических осмотров транспортных средств, осуществляемых ООО «АвтоКонтроль» на 2022 год по категории М1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо водителя, не более восьми мест для сидения, - легковые автомобили, на 2022 год определено организацией 950 единиц с учетом вступления в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 30.12.2021 №494-ФЗ, которым изменены требования к срокам прохождения технического осмотра и в отношении обязательности предоставления легковых автомобилей для прохождения технического осмотра.

    Относительно Расчета ставки работы оператора технического осмотра за проведение технического осмотра ООО «АвтоКонтроль» на 2022 год, предложение оператора не согласовано по следующим пунктам:

- 1.1.1 количество технических экспертов. Данный показатель определен департаментом регулирования тарифов Ярославской области с учетом уровня показателя М1 как 1,68.

- 1.1.2 среднемесячная заработная плата технических экспертов, предложение организации 45000 руб., в обоснование данного показателя приведены те же доводы, что и ООО «Транспортная компания «Альянс».

- 4. Амортизационные отчисления. Предложение организации 1 974 400 руб., с учетом замены тормозного стенда для контроля тормозных систем, в обоснование указанных доводов приводятся также ссылки на приказ Минтранса России от 09.07.2020 № 232, а также ГОСТа 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», утвержденного приказом Росстандарта от 18.07.2017 №708-ст и о необходимости замены универсальной линии технического осмотра ВМ 14200.

    Кроме того, необоснованно, по мнению административных истцов, не приняты предложения ООО «АвтоКонтроль» по предложениям, изложенным в пунктах 5.4 услуги координирующей организации, 5.6 фонд оплаты труда работников, не являющихся техническими экспертами, а также 6.3 реклама и необходимые ремонты и обслуживание оборудования, 6.9 содержание территории. Пункт 8 Прибыль не проработан в соответствии с Методикой расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра.

    В административном иске также ссылаются, что по проекту экспертного заключения ООО «НАТЭКС» также не были согласованы предложения оператора по ряду позиций, в том числе «Количество технических осмотров транспортных средств, осуществляемых ООО «НАТЭКС» на 2022 год, а Расчет ставки работы оператора технического осмотра ООО «НАТЭКС» на 2022 год не согласован по пунктам: 1.1.2 число технических экспертов, 1.5.4 услуги координирующей организации, 1.6.2.1.2 среднемесячная заработная плата общехозяйственного персонала, и по пункту 2. Прибыль (убыток).

    Возражения операторов не были учтены, что привело к установлению необоснованно заниженной предельной платы за прохождение технического осмотра в 2022 году на территории Ярославской области.

    Предельный размер платы за технический осмотр транспортных средств на 2023 год подлежит установлению в соответствии с Методикой расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы России от 30.06.2022 № 489/22, которой установлены иные правила расчета предельных размеров платы (тарифов). Согласно пункту 11 указанной Методики расчет предельного размера платы за проведение технического осмотра на 2023 и 2024 годы осуществляется методом индексации с учетом накопленного уровня инфляции ранее установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра (год, предшествующий году расчета), введенного в действие постановлением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, и не может быть менее установленных данным пунктом значений.

    На основании изложенного установление необоснованно заниженных размеров платы за прохождение технического осмотра в 2022 году не только не приведет к возмещению экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на проведение технического осмотра и не обеспечит получение прибыли операторами в 2022 году, но и приведет к необоснованному занижению предельного размера платы за проведение технического осмотра в последующие годы. Поскольку в основу расчетов платы на последующие годы будет заложен необоснованно заниженный размер платы за 2022 года. С учетом изложенного административные истцы считают, что оспариваемые положения нормативного акта нарушают их права и интересы как в 2022 году, так и в последующие периоды.

    В судебном заседании представитель административных истцов Некоммерческого Партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт», ООО «Транспортная компания Альянс», ООО «АвтоКонтроль» на основании доверенностей Жданова И.С. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске. Дополнительно пояснила, что установленный оспариваемым постановлением предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств является экономически не обоснованным, нарушает положения Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра от 18.10.2011 №642-а, поскольку не учитывает фактические расходы административных истцов. Установленный предельный размер платы за технический осмотр приводит к убыточности деятельности административных истцов, что также подтверждено заключениями экспертиз. Поддержала пояснения, которые даны в судебном заседании от 23.01.2023 о том, что считает необоснованным установление ставки работы оператора технического осмотра в соответствии с документами, представленными ООО «НАТЭКС», поскольку данная организация, в отличие от ООО «Транспортная компания Альянс», ООО «АвтоКонтроль», производит исключительно технический осмотр легковых транспортных средств, а, следовательно, несет меньшие затраты.

    Представитель административного истца ООО «Транспортная компания «Альянс» генеральный директор Пурусин И.Е. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске. Дополнительно пояснил, что общество является аккредитованным оператором технического осмотра транспортных средств, ранее в 2021 году обращалось в департамент регулирования тарифов Ярославской области с заявлением о пересмотре установленного предельного размера платы за технический осмотр транспортных средств, одновременно была представлена необходимая отчетная документация о деятельности общества, департамент по итогам изучения документов установил ставку работы оператора в размере 985,07 руб., в связи с чем в пересмотре платы было отказано. При установлении предельного размера платы в 2022 году возникли разногласия в части расходов оператора на заработную плату технических экспертов, департаментом регулирования тарифов необоснованно отказано в установлении заработной платы в размере 45 000 руб., выплата заработной платы в указанном размере документально не была подтверждена, поскольку, как он считает, сначала должен быть повышен размер предельной платы за техосмотр, который бы позволил выплачивать данную заработную плату, фактические расходы по заработной плате составили 24 000 руб. Не согласен с тем, что в амортизационные расходы не были включены расходы на замену линии технического осмотра в размере 710,84 тыс.руб., линия была приобретена в 2011 году, и фактически имеет полный износ, срок ее эксплуатации равен 7 годам. Полагает, что в расходы должны быть включены отчисления в некоммерческое партнерство, участие в котором не является обязательным. Не согласен с пунктом 1.5.6 расчета ставки работы оператора, поскольку департаментом принят низкий уровень заработной платы сотрудников, расходы в указанной части подтверждались штатным расписанием, в котором были обозначены должности сотрудников и заработная плата, уплата страховых взносов является производной величиной, с которой также не согласен.

Дополнительно указывал, что относительно замены линии технического осмотра им было представлено одно коммерческое предложение, поскольку департаментом было указано, что этого будет достаточно, каких-либо актов осмотра технической линии не представлял, поскольку сделать это технически невозможно. Относительно заработной платы уборщика помещений технического осмотра пояснил, что в организации работает уборщица, которая убирает служебные помещения и помещения, в которых происходит технический осмотр, в подтверждение затрат в этой части были представлены документы с января по июнь 2022 года, а именно анализ заработной платы, также предоставлялись должностная инструкция уборщика пункта ТО, чтобы показать отличие от уборщика служебных помещений. Представлены также письменные пояснения, в которых указывается, что с 2012 года ставка работы оператора технического осмотра не пересматривалась, составляла 1320 руб./час., представленный расчет оператора предлагал ставку на уровне 3400 руб./час. Выручка ООО «ТК «Альянс» от вида деятельности технический осмотр находилась на уровне около 200 тыс.руб. в месяц с 2019 по 2022 годы, что составляет примерно 300 автотранспортных средств, приведенных к категории М1 (легковые), указанной суммы недостаточно для исполнения требований нормативных правовых актов по техническому осмотру, в письме на имя директора департамента регулирования тарифов Ярославской области от 08.07.2022 №26 представлены результаты экономической деятельности ООО «ТК «Альянс» по техническому осмотру за первое полугодие 2022 года. При среднемесячной выручке около 195 тыс.руб. среднемесячные затраты только на заработную плату персонала и страховые взносы по методике, согласованной с департаментом, составили 174 тыс. руб. при среднем уровне заработной платы эксперта 24 тыс.руб., основного персонала 17 тыс.руб. Полагает, что установленный тариф является заведомо убыточным, сказывается на качестве оказываемой услуги.

    Представитель административного истца ООО «АвтоКонтроль» директор Рюмин В.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске. Дополнительно пояснил, что установленный в 2022 году размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств не покрывает расходов оператора, не согласен с количеством транспортных средств, которое определено департаментом регулирования тарифов на 2022 год, считает, что в результате установленного размера платы за проведение технического осмотра деятельность организации является убыточной. Также пояснил, что заработная плата официально выплачивалась в минимальном размере, расходы на оплату страховых взносов производна от данных расходов; в подтверждение расходов, указанных в пункте 4 расчета ставки работы оператора, предоставлял соответствующие документы, полагает показатель, принятый департаментом в размере 1410,1 тыс.руб., не обоснован. Считает, что подлежат включению расходы на оплату услуг координирующей организации (пункт 5.4 расчета), также должны быть включены расходы, которые перечислены в пункте 6 расчета.

    Представитель административного истца Некоммерческого Партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт» и.о. генерального директора Разгоняев И.Н. заявленные требования поддержал, указав, что установленные размеры предельной платы за проведение технического осмотра транспортных средств не учитывают экономические интересы административных истцов.

    Представитель административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности ФИО10 административные исковые требования не признала. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на административное исковое заявление, дала соответствующие пояснения (т.1 л.д.192-197). В отзыве на административный иск указано, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка введения его в действие, порядок расчета предельного размера платы за технический осмотр, предусмотренный Методикой, соблюден, нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

    Представитель административного ответчика Правительства Ярославской области и заинтересованного лица департамента регулирования тарифов Ярославской области по доверенности Скворцов И.Г. административный иск не признал, поддержал письменные объяснения по делу (т.1 л.д. 157-162). Также представил письменные возражения на заключения, подготовленные экспертом ООО «КАФ «Баланс Аудит» от 06.03.2023 и от 10.02.2023.

    Представитель заинтересованного лица департамента экономики и стратегического планирования Ярославской области по доверенности Колотов Е.П. против удовлетворения административных исковых требований возражал, поддержал доводы административного ответчика.

Прокурором Бурой О.В. в судебном заседании дано заключение о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, оспариваемое постановление принято Правительством Ярославской области в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия данного акта соблюдена, постановление в установленном порядке опубликовано, нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемое постановление не противоречит.

Судом допрошена в качестве свидетеля <данные изъяты> ФИО13, пояснившая в судебных заседаниях от 24.01.2023 и 02.03.2023 о том, что с целью установления предельного размера платы за технический осмотр транспортных средств департаментом регулирования тарифов Ярославской области операторам, осуществляющим технический осмотр, было предложено представить документы, перечень которых определен в разделе II Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра от 18.10.2011 №642-а, в том числе бухгалтерскую, налоговую отчетность, документы, подтверждающие расходы, а также представить свой расчет ставки работы оператора, документы необходимо было представить за 2019 и 2020 и определить плановые показатели на 2022 год; соответствующие документы были представлены тремя операторами: ООО «НАТЭКС», ООО «Транспортная компания «Альянс», ООО «АвтоКонтроль»; отдельное экспертное заключение не подготавливалось, анализировались документы, представленные операторами; представленные сведения отражены в таблицах о количестве технических осмотров (приложения 1) и расчетах ставки работы технических операторов (приложения 2); по ряду показателей предложения операторов приняты не были, поскольку документально не подтверждены, обоснование решения департамента также приведено в расчетах ставки работы оператора. В частности, не приняты предложения по заработной плате технических экспертов в размере 45 000 руб., поскольку данная заработная плата не подтверждена, представленные штатные расписания, анализ заработной платы по организациям в отсутствие документов, подтверждающие выплаты (платежные ведомости, перевод денежных средств на счет) не свидетельствуют о фактических затратах, в связи с чем, в расчет приняты сведения о заработной плате за предшествующие 2019 и 2020 годы и проиндексированы; аналогичные расчеты проведены в отношении заработной платы иных сотрудников; также не были приняты предложения ООО «Транспортной компании «Альянс» по замене линии технического осмотра, поскольку каких-либо документов, подтверждающих необходимость ее замены, оператором не было представлено, необходимо было представить акты осмотров, дефектов, при этом данный оператор аккредитован, осуществляет свою деятельность, в подтверждение данных расходов было представлено одно коммерческое предложение; по данному оператору не принят расчет по уборщику линии технического осмотра, поскольку необходимость не подтверждена, в штатном расписании отражено 0,5 ставки уборщика служебных помещений и 0,5 ставки уборщика линии технического осмотра. По всем организациям не были приняты расходы в размере 120 тыс.руб. на услуги координирующей организации, поскольку они не связаны с экономической деятельностью. По ООО «АвтоКонтроль» не приняты предложения, отраженные в пункте 6 расчета ставки оператора, связанные с расходами на рекламу и содержанием территории, данные расходы не были подтверждены ни на 2019, ни на 2020 год; с учетом представленных документов по основным средствам ООО «АвтоКонтроль» снижены расходы на амортизацию. Экспертиза представленных документов проводилась в период с февраля 2022 года, в апреле 2022 года операторам были направлены проекты, операторами представлялись возражения, было несколько совещаний по разногласиям, в конце мая 2022 года ООО «Транспортная компания «Альянс» отозвало свои документы, в дальнейшем такие же письма написали ООО «АвтоКонтроль» и ООО «НАТЭКС»; на совещаниях по разногласиям организациям предлагалось представить дополнительные документы по своим предложениям, однако дополнительные материалы не представлялись.

Заинтересованным лицом департаментом транспорта Ярославской области представлены письменные пояснения, в которых указывает на отсутствие полномочий по существу заявленных требований.

    В судебное заседание вызывались и не явились также заинтересованные лица Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, департамент финансов Ярославской области, о месте и времени судебного заседания извещены, письменных пояснений по делу не представили.

    Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд оснований для признании недействующим приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15.12.2011 №985-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области» в редакции постановления Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п «О внесении изменения в постановление Правительства области от 15.12.2011 № 985-п», и удовлетворения требований административного иска не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

В настоящем административном деле административным истцом заявлены требования о признании недействующим приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15.12.2011 №985-п в редакции постановления Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п, которые в связи с принятием постановления Правительства Ярославской области от 13.12.2022 № 1107-п утратили силу с 01.01.2023.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что административные истцы ООО «АвтоКонтроль» и ООО «Транспортная компания «Альянс» осуществляют деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств с 2013 года, имеют соответствующую аккредитацию в качестве операторов технического осмотра по категориям L, O, M1, M2, M3, N1, N2, N3 (ООО «АвтоКонтроль» - Аттестат РСА от 26.02.2013 № 06604 в реестре операторов ТО;     ООО «Транспортная компания «Альянс» - Аттестат РСА от 30.05.2013 № 01876 в реестре операторов ТО).

Таким образом, положения оспариваемого нормативного акта применялось в отношении административных истцов ООО «АвтоКонтроль» и ООО «Транспортная компания «Альянс».

Указанные организации являются членами Некоммерческого Партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт», которое с учетом целей и предмета деятельности, определенных в разделе 2 Устава организации, связанных в том числе с осуществлением защиты интересов членов организации, оказанием содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в разработке и принятии нормативных актов по проверке технического состояния, диагностики автотранспортных средств, а также их подготовке к периодическому техническому осмотру, также является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах административные истцы в силу положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить приложение к постановлению Правительства Ярославской области от 15.12.2011 №985-п в редакции постановления Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п, административное дело подлежит разрешению по существу.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере технического осмотра относится установление предельного размера платы за проведение технического осмотра в соответствии с настоящим Федеральным законом и осуществление контроля за соблюдением установленного предельного размера.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Устава Ярославской области Правительство Ярославской области является постоянно действующим органом исполнительной власти Ярославской области.

    Правительство Ярославской области принимает постановления (статья 52 Устава Ярославской области).

    Подпунктом 3.18.2 пункта 3.1 раздела 3 Положения о департаменте регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2022 № 222-п, департамент регулирования тарифов Ярославской области определяет и представляет на утверждение Правительству области (Губернатору области) предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования.

    Согласно статье 13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 № 40-з «О правовых актах Ярославской области» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

В газете «Документ-Регион» официально публикуются: 1) законы; 2) указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер; 3) иные правовые акты, в том числе приказы органов исполнительной власти Ярославской области, при указании в них на необходимость их официального опубликования в газете «Документ-Регион».

    Постановление от 15.12.2011 №985-п опубликовано в печатном издании «Документ-Регион» №109, 27.12.2011, и согласно пункту 4 постановления от 15.12.2011 №985-п вступило в силу с 01.01.2012.

    Постановление от 17.08.2022 № 685-п опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19.08.2022, а также в печатном издании «Документ-Регион», №70, 26.08.2022, согласно пункту 2 постановления от 17.08.2022 № 685-п оно вступило в силу через десять дней после его официального опубликования.

    Таким образом, оспариваемое в настоящем административном деле постановление утверждено Правительством Ярославской области в пределах его компетенции. Порядок принятия нормативного акта, требования к его форме, порядку введения в действие соблюдены.

Проверяя содержание нормативного акта в оспариваемой его части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:

    Статьей 16 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ предусмотрено, что проведение технического осмотра осуществляется на платной основе (пункт 1).

    В силу пунктов 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 01.07.2011 №170-ФЗ предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций (пункт 2).

    Предельный размер платы за проведение технического осмотра ежегодно устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 3).

    Приказом ФСТ России от 18.10.2011 № 642-а утверждена Методика расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра (далее Методика от 18.10.2011 № 642-а).

    Согласно пункту 1.2 указанной Методики она определяет порядок расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра (далее - предельный размер платы за проведение ТО) транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования в Российской Федерации.

    Пунктом 2.1 Методики от 18.10.2011 № 642-а установлено, что определение состава расходов, применяемых для расчета предельного размера платы за проведение ТО, и оценка их обоснованности производятся с учетом стоимости отдельных технологических операций.

В силу пункта 2.2 Методики от 18.10.2011 № 642-а определение состава расходов, применяемых для расчета предельного размера платы за проведение ТО, и оценка их обоснованности производятся с учетом стоимости отдельных технологических операций.

Расчет предельного размера платы за проведение ТО производится на основании данных раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (раздельный учет доходов и расходов за проведение ТО и доходов и расходов от прочих видов деятельности). При установлении предельного размера платы за проведение ТО не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным видам деятельности (пункт 2.3 Методики от 18.10.2011 № 642-а).

    Пункт 2.4 Методики от 18.10.2011 № 642-а определяет, что предельный размер платы за проведение ТО рассчитывается с учетом технологии выполняемых работ путем прямого отнесения фактических расходов на себестоимость проведения технического осмотра.

    Согласно пункту 3.1 Методики от 18.10.2011 № 642-а, предельный размер платы за проведение ТО рассчитывается на основании представленных оператором обосновывающих материалов, включающих:

- бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность;

- учетную политику оператора с организацией раздельного учета доходов и расходов от проведения технического осмотра транспортных средств от доходов и расходов по другим видам деятельности;

- группировку расходов, относимых на проведение технического осмотра транспортных средств, по статьям расходов;

- расчет прибыли, необходимой для развития и финансирования расходов на проведение технического осмотра транспортных средств;

- расчет предельного размера платы за проведение ТО с приложением обосновывающих материалов.

    Пунктом 3.2 Методики от 18.10.2011 № 642-а установлено, что предельный размер платы за проведение ТО () рассчитывается по формуле:

,

где

- ставка работы оператора ТО за проведение ТО (руб./час);

- продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий в минутах;

60 - количество минут в 1 часе.

Ставка работы оператора ТО рассчитывается по формуле:

(руб./час),

где

- годовая валовая выручка, рассчитываемая как сумма планируемых расходов и планируемой прибыли оператора за проведение ТО.

Валовая выручка рассчитывается по формуле:

(руб.),

где

- прямые расходы;

- косвенные расходы;

П - прибыль;

- планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов оператора, рассчитанный как произведение количества технических экспертов на норму рабочего времени, определяемую на год в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» (зарегистрировано Минюстом России 28.09.2009, регистрационный № 14900).

    Продолжительность технического диагностирования транспортных средств установлена Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 №1434. В соответствии с приложением №2 к указанным Правилам предельный размер платы устанавливается для 33 категорий транспортных средств, в отношении которых проводится технический осмотр.

    Материалами дела подтверждается, что в целях пересмотра предельного размера платы за технический осмотр на 2022 год в адрес операторов технического осмотра и Некоммерческого Партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт» была направлена информация о необходимости предоставления в департамент жилищно-коммунального-хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, который на тот период времени являлся органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере регулирования тарифов, предложений о размере платы за проведение технического осмотра и обосновывающих документов в соответствии с разделом III Методики от 18.10.2011 № 642-а (письмо департамента от 19.01.2022 № ИХ.18-00356/22).

    Предложения о пересмотре предельного размера платы на 2022 год с приложением обосновывающих документов в уполномоченный орган были представлены тремя операторами, осуществляющими технический осмотр на территории Ярославской области: ООО «НАТЭКС», ООО «Транспортная компания «Альянс» и ООО «АвтоКонтроль».

    Согласно материалам дела проведены согласительные совещания (29.04.2022, 11.05.2022, 31.05.2022), на которых рассмотрены разногласия операторов, затребованы дополнительные обосновывающие материалы.

    В информации о расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, указывается, что ввиду отсутствия в Методике от 18.10.2011 № 642-а положений по определению плановых объемных и стоимостных показателей, содержащих порядок их расчета, определение прогнозных показателей в расчете ставки работы оператора технического осмотра на 2022 год департаментом было осуществлено с учетом положений методик по расчету экономически обоснованных расходов в других сферах государственного регулирования тарифов: «теплоснабжение» (приказ ФСТ от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»; постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения»); «водоснабжение, водоотведение» (приказ ФСТ от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»); «твердые коммунальные отходы» (приказ ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами).

Основные положения Методик в других сферах государственного регулирования тарифов, используемые департаментом при расчете ставки работы оператора технического осмотра на 2022 год: уровень среднемесячной заработной платы (пункт 42 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункт 17 приказа ФСТ от 27.12.2013 № 1746-э); прибыль «Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации в размере 5 процентов от включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов (пункт 25 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16, пункт 74.1 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, пункт 32.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э).

    С учетом положений указанных Методик в расчете ставки работы оператора технического осмотра на 2022 год плановые стоимостные показатели определялись по результатам оценки фактических результатов деятельности регулируемых организаций за отчетный (истекший) период, в данном случае 2020 год, с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) в соответствии Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Как подтверждается материалами дела, департаментом регулирования тарифов Ярославской области произведен расчет ставки работы операторов на 2022 год, который составил по ООО «Транспортная компания «Альянс» - 1400,22 руб./час, ООО «АвтоКонтроль» - 1200,41 руб./час., ООО «НАТЭКС» - 1420,55 руб./час. (последнее значение использовано для определения предельного размера платы за проведение технического осмотра).

    Административные истцы не согласны с рассчитанными департаментом регулирования тарифов Ярославской области ставками работы операторов на 2022 год, указывают на их заниженный размер, который является следствием необоснованного отклонения департаментом предложений операторов по ряду показателей прямых и косвенных расходов, неверного определения прибыли организаций.

    Согласно Расчету ставки работы оператора технического осмотра ООО «Транспортная компания «Альянс» на 2022 год, среднемесячная заработная плата технических экспертов предложена организацией на уровне 45 000 руб. (пункт 1.1.1 расчета), указанное предложение отклонено департаментом. Среднемесячная заработная плата технических экспертов определена 26 257 руб., исходя из фактической среднемесячной заработной платы технического эксперта за 2020 год (23 189 руб.) с учетом индекса потребительских цен на 2021-2022 годы в размере 1,060 и 1,043 согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2024 годов, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 30.09.2021 (далее Прогноз). Дополнительно указано, что предложение организации в размере 45 000 руб. не принято в связи с ростом показателя на 94%, что превышает суммарный индекс потребительских цен на 2021-2022 годы в 8,9 раз и является экономически необоснованным при формировании цены услуги по регулируемым видам деятельности.

    Как видно из материалов дела, департаментом также не принято аналогичное предложение ООО «АвтоКонтроль» (пункт 1.1.2 расчета ставки) и предложение ООО «НАТЭКС» об установлении среднемесячной заработной платы технических экспертов в размере 45 671 руб. В отношении данных операторов показатель установлен в размере 15 279 руб. и принят на уровне минимального размера заработной платы, установленного с 01.06.2022. В обоснование принятых решений департамент ссылается на значительный рост планового показателя, значительное превышение суммарного индекса потребительских цен за период 2021-2022 годы, что является экономически необоснованным и документально не подтвержденным.

    Доводы административных истцов о несогласии с решением департамента в части размера среднемесячной заработной платы технических экспертов по данным организациям судом отклоняются. Решение департамента в указанной части мотивировано, основано на представленных операторами ООО «АвтоКонтроль» и ООО «НАТЭКС» документах, подтверждающих фактические затраты в части выплаты заработной платы в том числе и в период 2022 года, и соответствует требованиям Методики от 18.10.2011 № 642-а. Штатные расписания, предполагающие выплату заработной платы техническим экспертам в заявленном ООО «АвтоКонтроль» и ООО «НАТЭКС» размере (45 000 руб. и 45 671 руб. соответственно), обоснованно не приняты департаментом. Иных документов, которые бы подтверждали фактические расходы административных истцов по данному предложению, в регулирующий орган не направлялись.

    Ссылки административных истцов на Приказ Минпромторга России от 20.03.2020 №918; постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 № 1053, постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1434, постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 № 1134, приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2020 №97; постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 №741, несостоятельны. Указанные акты, которые определяют квалификационные требования к техническим экспертам, порядок и условия прохождения технических осмотров транспортных средств, не содержат каких-либо предписаний относительно размера заработной платы технических экспертов, а также не подтверждают фактические расходы административных истцов в указанной части.

    Аналогичным образом департаментом регулирования тарифов Ярославской области отклонено предложение ООО «Транспортная компания «Альянс» по показателям «среднемесячная заработная плата персонала, непосредственно относящегося к техническому осмотру» (пункт 1.5.8 расчета ставки работы оператора) в размере 32 750 руб. и «среднемесячная заработная плата общехозяйственного персонала» (пункт 1.6.2.1.2 расчета ставки работы оператора). Указанные показатели обоснованно приняты департаментом в размере 22 114,79 руб. и 17 592 руб., соответственно, с учетом индекса потребительских цен на 2021-2022 годы в размере 1,060 и 1,043 к прежнему уровню заработной платы. Приведенные доводы об изменившихся условиях труда в 2022 году, а также умышленном занижении данных показателей в предшествующие периоды с целью сократить расходы организации значение не имеют. Фактические расходы ООО «Транспортная компания «Альянс» в заявленном организацией размере не подтверждены.

    Как видно из расчета ставки работы оператора технического осмотра ООО «Транспортная компания «Альянс» на 2022 год, отклонено предложение оператора по замене линии технического осмотра в размере 710 840 руб. (пункт 1.4.1 расчета).

Приведенные оператором доводы о необходимости замены линии технического осмотра (т. 4 л.д. 227-228) департаментом регулирования тарифов Ярославской области отклонено в связи с отсутствием обосновывающих документов (актов, дефектных ведомостей и т.п. о несоответствии оборудования требованиям законодательства к производственно-технической базе, проектно-сметной документации по планированию работ по замене оборудования, проектов договоров поставки, финансового обеспечения договоров и т.п.). Коммерческое предложение ООО «МАХА Руссия» также не может являться достаточным обоснованием необходимости замены линии технического осмотра.

Кроме того, как следует из информации о расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, а также указывалось свидетелем ФИО14 в судебном заседании, отклоняя данное предложение оператора, департамент регулирования тарифов Ярославской области исходил также из наличия у ООО «Транспортная компания «Альянс» аттестата аккредитации, которое в свою очередь, подтверждает соответствие требованиям к производственно-технической базе оператора технического осмотра, включающих в совокупности принадлежащих оператору технического осмотра и предназначенных для проведения технического осмотра зданий, помещений или сооружений и диагностических линий и обязательных для соблюдения операторами технического осмотра.

Таким образом, с учетом того, что необходимость замены линии технического осмотра ООО «Транспортная компания «Альянс» не доказана, при этом, оператор технического осмотра аккредитован, соответствующее предложение обоснованно отклонено.

    Согласно расчету ставки работы оператора ООО «Транспортная компания «Альянс» исключены расходы на услуги координирующей организации в размере 120 000 руб. (членские взносы в Некоммерческое Партнерство «АвтоТехЭксперт») (пункт 1.5.4 расчета). Указанные расходы также исключены из расчета ставки работы оператора ООО «НАТЭКС» (пункт 1.5.4 расчета) и ООО «АвтоКонтроль» (пункт 5.4 расчета). С обоснованием решения департамента о том, что участие административных истцов в некоммерческом партнерстве является необязательным, плата членских взносов осуществляется на добровольной основе, в связи с чем данные расходы не могут быть признаны экономически обоснованными, суд соглашается.

    Также не принято предложение ООО «Транспортная компания «Альянс» по численности работников, не являющихся техническими экспертами (пункт 1.5.7), в количестве 4 штат.единиц, данный показатель определен департаментом 3 штат.единицы, уборщик пункта ТО не принят департаментом, в связи с отсутствием расчета норматива численности уборщиков помещений организации, в том числе и линии технического осмотра, в организации один уборщик помещений, относящийся к общехозяйственному персоналу и учтенный в общехозяйственных расходах. Приведенные административным истцом доводы не опровергают выводы департамента в указанной части. В составе документов, обосновывающих расходы ООО «Транспортная компания «Альянс», было представлено также штатное расписание организации с 01.01.2021, согласно которому в подразделении «хозяйственная служба» указаны должности «уборщик помещений» и «уборщик линии», при этом количество штатных единиц определено по каждой из указанных должностей – 0,5, оклад – 6000 руб., по должности «уборщик линии» - вакансия (т.3 л.д.151-152). При этом, какие-либо документы, свидетельствующие о существенном изменении условий работы организации, потребности в наличии штатной единицы «уборщик линии», а также несения организацией фактических расходов в указанной части не представлено.

    Согласно расчету ставки работы оператора технического осмотра за проведение технического осмотра ООО «Транспортная компания «Альянс» на 2022 год, также следует, что департаментом регулирования тарифов не приняты предложения административного истца в части фонда оплаты труда технических экспертов (п.1.1), численности технических экспертов (п.1.1.2), страховых взносов (п.1.2, 1.5.7, 1.6.2.2), фонда оплаты труда работников, не являющихся техническими экспертами (п.1.5.6), фонда оплаты труда общехозяйственного персонала (п.1.6.2.1), налоги (п.1.6.2.16). По указанным позициям департаментом также принято обоснованное решение. Кроме того, формирование фонда оплаты труда работников и размер страховых взносов поставлен в зависимость от предложений оператора по среднемесячной заработной, которые отклонены.

Относительно Расчета ставки работы оператора технического осмотра за проведение технического осмотра ООО «АвтоКонтроль» на 2022 департаментом регулирования тарифов Ярославской области также отклонены предложения оператора по ряду показателей.

В административном иске, помимо доводов о несогласии с решением департамента в части предложений по среднемесячной заработной плате технических экспертов (п.1.1.2) и услуг координирующей организации (п.5.4), которые, как указано выше, обоснованно отклонены департаментом регулирования тарифов Ярославской области, приведены ссылки о неверном определении показателей по следующим пунктам: количество технических экспертов (п.1.1.1); амортизационные отчисления (п.4), фонд оплаты труда работников, не являющихся техническими экспертами (п.5.6), а также реклама и необходимые ремонты и обслуживание оборудования (п.6.3), содержание территории (п.6.9), прибыль (п.8).

Выводы департамента в части установления количества технических экспертов 1,68 мотивированы, оснований не согласиться с ними суд не усматривает. При этом ссылки административного истца о том, что данный показатель неверно определен департаментом, поскольку не было принято предложение оператора по количеству технических осмотров транспортных средств ООО «АвтоКонтроль» на 2022 год по категории М1 - 950 шт., судом отклоняются. Указанный показатель определен департаментом в количестве 3 233 шт., исходя из фактического показателя за 2020 год с применением коэффициента (0,829) ежегодного изменения (снижения) количества технических осмотров транспортных средств в период 2019-2020 гг в соответствии с представленными организацией данными (в 2019 году – 5 676 шт., в 2020 году – 4 705 шт.). В то же время предложение организации по данной категории транспортных средств документально не подтверждено, данный прогнозный показатель определен произвольно. Ссылки административного истца в этой части на вступление в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 30.12.2021 №494-ФЗ, которым изменены требования к срокам прохождения технического осмотра и в отношении обязательности предоставления легковых автомобилей для прохождения технического осмотра, не состоятельны. Данные обстоятельства не могут являться достаточным и убедительным обоснованием столь значительного снижения количества технических осмотров транспортных средств по категории М1.

Предложение ООО «АвтоКонтроль» по показателю «амортизационные отчисления» (п.4) обоснованно не принято департаментом. В указанной части решение департамента обосновано тем, что расчет произведен в соответствии с представленной организацией амортизационной ведомостью за 2020 год и документов на приобретение новых средств. Указанные обстоятельства подтверждены также свидетелем ФИО13, пояснившей, что в расчет были приняты здание пункта техосмотра и люфт-дефлектор (2шт.), иные средства либо не были на балансе организации, либо произошло полное погашение стоимости основных средств к началу 2022 года.

Приведенные административным истцом в обоснование предложенного им размера амортизационных отчислений ссылки на приказ Минтранса России от 09.07.2020 № 232, а также ГОСТа 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», утвержденного приказом Росстандарта от 18.07.2017 №708-ст, а также необходимость замены универсальной линии технического осмотра ВМ 14200 и тормозного стенда, во внимание приняты быть не могут, поскольку не подтверждают фактические затраты административного истца.

Фонд оплаты труда работников, не являющихся техническими экспертами (п.5.6) определен департаментом исходя из плановых показателей численности и среднемесячной заработной платы работников (генеральный директор, главный бухгалтер, оператор, менеджер) на 2022 год и с учетом численности работников – 4 чел. на уровне фактического показателя за 2020 год, а среднемесячная заработная плата принята в размере МРОТ (15 279 руб.) против предложения организации 33 200 руб. Ссылки административного истца об изменившихся условиях труда в 2022 году значение не имеют, поскольку не могут служить обоснованием значительного увеличения размера заработной платы.

Согласно представленным материалам, расходы ООО «АвтоКонтроль» на рекламу, ремонты, обслуживание оборудования и содержание территории не подтверждены, что не оспаривается представителем административного истца директором Рюминым В.В., в связи с чем, предложения организации по п.6.3 и 6.9 отклонены департаментом.

Показатель «прибыль» (п.8) обоснованно определен департаментом 189,21 тыс.руб., т.е. в размере 5% от суммы расходов организации на выполнение технического осмотра транспортных средств (3 784,14 тыс.руб.), что на уровне показателя размера прибыли по другим сферам регулирования тарифов.

Как видно из расчета ставки работы технического оператора ООО «АвтоКонтроль» за проведение технического осмотра транспортных средств на 2022 год, департаментом регулирования тарифов Ярославской области также не приняты предложения ООО «АвтоКонтроль» по следующим позициям: расходы на оплату труда технических экспертов (п.1.1), который является производным от численности технических экспертов и среднемесячной заработной платы на 2022 год, страховые взносы (п.2), размер которых также определен от суммы расходов на оплату труда технических экспертов и размера страховых взносов (30,2); содержание оборудования (п.5.1), спецодежда (п.5.3), страховые взносы (п.5.7, размер определен исходя из суммы расходов на оплату труда работников на 2022 год и размера страховых взносов 30,2%); численность общехозяйственного персонала (п.6.1.1), среднемесячная заработная плата общехоз.персонала (п.6.1.2); отчисления на социальные нужды (п.6.2); водоснабжение (бутилированная питьевая вода) (п.6.6); содержание служебного автомобиля (п.6.7); инвентаризация и проект ПДВ, платежи за экологию (п.6.8); услуги связи, интернет (п.6.10); сопровождение программного обеспечения 1С (п.6.12); аренда земельного участка (п.6.13); ремонт и покупка основных средств (п.6.17). При этом департаментом приведено обоснование в части принятых решений по указанным позициям, оснований не согласиться с которыми не имеется.

    Вопреки доводам административного иска, количество технических осмотров транспортных средств, осуществляемых ООО «НАТЭКС» на 2022 год установлено в соответствии с предложением данного оператора: по категории М1 – 3 256 шт., по категории N1 – 0.

    Согласно расчету ставки работы оператора технического осмотра за проведение технического осмотра ООО «НАТЭКС» на 2022 год, ряд предложений данного оператора не принято департаментом регулирования тарифов Ярославской области.

    Относительно п.1.1.1 «среднемесячная заработная плата технических экспертов» показатель принят в размере 15 279 руб. вместо предложенного оператором 45 671 руб., т.е. на уровне минимального размера заработной платы, установленного с 01.06.2022, в то время как предложенный оператором значительно превышает суммарный индекс потребительских цен за период 2021-2022 гг (в 4,3 раза) и является экономически необоснованным. С приведенными мотивами по данному предложению суд соглашается.

    Расходы на оплату труда технических экспертов (п.1.1) определены с учетом численности технических экспертов и среднемесячной заработной платы. Как видно из расчета, количество технических экспертов определено в соответствии с предложением ООО «НАТЭКС», при этом департаментом приведено обоснование решения по данному показателю. При таких обстоятельствах доводы административного иска о неверном определении количества технических экспертов отклоняются.

    Предложение оператора по оплате услуг координирующей организации (п.1.5.4) отклонено департаментом, поскольку расходы в указанной части не могут быть признаны экономически обоснованными.

    Кроме того, не приняты показатели по следующим предложениям ООО «НАТЭКС»: аренда помещения (п.1.5.1), общехозяйственные расходы, приходящиеся на работы по проведению технического осмотра транспортных средств (п.1.6), налоги (земельный, транспортный, един.минимальный) (п.1.7.8). Определение показателей по данным позициям департаментом регулирования тарифов Ярославской области приведено. С мотивами принятых решений суд соглашается.

    Вопреки утверждениям административных истцов показатель «среднемесячная заработная плата общехозяйственного персонала» (п.1.7.1.2) принят департаментом на уровне предложения оператора в размере 19 717 руб., документально подтвержден, а потому ссылки административного иска на заниженный размер данных расходов подлежат отклонению.

    Из представленных расчетов ставки работы технических операторов ООО «Транспортная компания «Альянс», ООО «АвтоКонтроль» и ООО «НАТЭКС» на 2022 год показатель «прибыль» определен в размере 5% от расходов указанных организаций, приходящихся на оказание услуг по техническому осмотру автотранспортных средств и составляет: по ООО «Транспортная компания «Альянс» - 128,48 тыс.руб., ООО «АвтоКонтроль» - 189,21 тыс.руб., ООО «НАТЭКС» - 133,46 тыс.руб.

    Предложения организаций, которые определялись ими в размере 10%, не приняты департаментом ввиду не представления организациями документального обоснования направлений прибыли.

В то же время, указанный показатель установлен департаментом регулирования тарифов Ярославской области на уровне размера прибыли по другим сферам регулирования тарифов. Как следует из информации о расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, департамент руководствовался положениями пункта 25 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16, пункта 74.1 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 32.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э. Применение указанных норм является верным, поскольку Методика расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра от 18.10.2011 № 642-а, не содержит какого-либо алгоритма расчета прибыли.

Согласно представленным расчетам ставки работы операторов департаментом по каждому оператору установлен годовой фонд рабочего времени, расчет произведен в соответствии с пунктом 3.2 Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной приказом ФСТ России от 18.10.2011 № 642-а, как произведение количества технических экспертов на годовую норму рабочего времени работника в соответствии с производственным календарем по 5-ти дневной 40 часовой рабочей недели 2022 года (приказ Миндравсоцразвития России от 13.08.2009 №588н). По ООО «НАТЭКС» данный показатель составил 1973 час., ООО «Транспортная компания «Альянс» - 1932,32 час., ООО «АвтоКонтроль» - 3310 час.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в целях установления предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств операторам технического осмотра, осуществляющим деятельность на территории Ярославской области, департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, на который были возложены функции по определению предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, и правопреемником которого в указанной части является департамент регулирования тарифов Ярославской области (с 01.04.2022) было предложено представить документы, перечисленные в пункте 3.1 Методики от 18.10.2011 № 642-а.

Расчеты выполнены департаментом регулирования тарифов Ярославской области в соответствии с требованиями указанной Методики, а также с учетом положений методик в других сферах государственного регулирования тарифов, на основании изучения представленных операторами технического осмотра ООО «НАТЭКС», ООО «Транспортная компания «Альянс» и ООО «АвтоКонтроль» документов об экономической деятельности. Департаментом регулирования тарифов Ярославской области определены прогнозные показатели прямых и косвенных расходов, размер прибыли, а также годовой фонд рабочего времени технических экспертов, т.е. необходимые данные, позволяющие произвести расчет ставки работы оператора технического осмотра. При этом приведены мотивы принятия соответствующего решения по каждому показателю. У суда не имеется оснований не согласиться с изложенными департаментом выводами.

Согласно произведенным расчетам ставки работы операторов на 2022 год, а также информации о расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра, определение ставки работы оператора соответствует требованиям пункта 3.2 Методики от 18.10.2011 № 642-а.

Годовая валовая выручка () рассчитана как сумма планируемых расходов и планируемой прибыли оператора за проведение технического осмотра, произведенный департаментом расчет выполнен в соответствии с формулой, приведенной в пункте 3.2 Методики от 18.10.2011 № 642-а:

(руб.),

где - прямые расходы; - косвенные расходы; П – прибыль.

Таким образом, годовая валовая выручка для ООО «НАТЭКС» на 2022 год составила 2802,74 тыс.руб., для ООО «Транспортная компания «Альянс» - 2725,00 тыс.руб., ООО «АвтоКонтроль» - 3973,34 тыс.руб.

Из представленной информации о расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра следует, что ставка работы оператора рассчитана по формуле:

(руб./час),

и установлена для ООО «НАТЭКС» в размере 1420,55 руб./час. (годовая валовая выручка 2 802 740 руб./планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов 1973 час.); для ООО «Транспортная компания «Альянс» - 1410,22 руб./час. (годовая валовая выручка 2 725 000 руб./планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов 1932,32 час.); для ООО «АвтоКонтроль» - 1200,41 руб./час. (годовая валовая выручка 3 973 340 руб./планируемый годовой фонд рабочего времени технических экспертов 3 310 час.).

    Таким образом, представленные материалы дела свидетельствуют о правильности произведенных департаментом регулирования тарифов Ярославской области расчетов ставки работы операторов технического осмотра за проведение технического осмотра, соответствии данных расчетов положениям Методики от 18.10.2011.

    При установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра использована ставка работы оператора по ООО «НАТЭКС» в размере 1420,55 руб./час.

Доводы административного иска о невозможности применения данной ставки, поскольку оператором ООО «НАТЭКС», в отличие от ООО «Транспортная компания «Альянс» и ООО «АвтоКонтоль», оказываются услуги по проведению технического осмотра не всех видов транспортных средств, ООО «НАТЭКС» имеет иное техническое оснащение, не могут быть приняты во внимание. В данном случае примененная в расчетах предельного размера платы за проведение технического осмотра ставка работы ООО «НАТЭКС» имеет максимальное значение.

При этом, как указано выше, суд пришел к выводу о правильности определения департаментом регулирования тарифов Ярославской области размера ставок работы операторов за проведение технического осмотра. Каких-либо доказательств, опровергающих расчеты выполненные департаментом, административными истцами не представлено.

Кроме того, согласно пункту 3.2 Методики от 18.10.2011 № 642-а предельный размер платы рассчитывается по формуле:

        ,

Где - ставка работы оператора ТО за проведение ТО (руб./час); - продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий в минутах; 60 - количество минут в 1 часе.

При этом значение формулы - продолжительность технического диагностирования транспортных средств определяется на основании приложения № 2 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 15.09.2020 № 1434. В приложении установлена продолжительность технического диагностирования для 33 категорий транспортных средств, которые перечислены в оспариваемом постановлении.

    С учетом изложенного, то обстоятельство, что ООО «НАТЭКС» производится технический осмотр не всех категорий транспортных средств, значение не имеет.

     Таким образом, суд считает, что при установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств соблюдены положения Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной Приказом ФСТ от 18.10.2011 № 642-а. Установленный оспариваемым постановлением предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.

    Представленные суду заключения эксперта от 10.02.2023 и 27.02.2023, выполненные ООО «КАФ «Баланс Аудит», не опровергают правильности расчета ставок операторов технического осмотра, и последующего предельного размера платы за проведение технического осмотра, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленного административного иска. Как следует из заключения экспертиз, предметом анализа являлись сведения бухгалтерского учета по организациям за 2022 год, в то время, как департаментом регулирования тарифов Ярославской области определялись прогнозные показатели по операторам на 2022 год.

    При таких обстоятельствах, с учетом того, что оспариваемое постановление принято в установленном порядке, в рамках компетенции Правительства Ярославской области, приложение к постановлению оспариваемой редакции не противоречит действующему законодательству, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска Некоммерческого партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт», ООО «Транспортная компания «Альянс», ООО «АвтоКонтроль».

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Некоммерческого партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт», Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Альянс», Общества с ограниченной ответственностью «АвтоКонтроль» о признании недействующим приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 15.12.2011 №985-п «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Ярославской области» в редакции постановления Правительства Ярославской области от 17.08.2022 № 685-п «О внесении изменения в постановление Правительства области от 15.12.2011 № 985-п», отказать.

Опубликовать в издании «Документ - Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда                            О.И.Бисерова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2023 года

3а-16/2023 (3а-418/2022;) ~ М-366/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Некоммерческое Партнерство по развитию станций диагностики "АвтоТехЭксперт"
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Альянс"
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоКонтроль"
Ответчики
Правительство Ярославской области
Другие
Департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области
Департамент транспорта Ярославской области
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Департамент регулирования тарифов Ярославской области
Департамент финансов Ярославской области
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Бисерова Ольга Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--jrs.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация административного искового заявления
21.12.2022Передача материалов судье
23.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее