УИД № 44RS0028-01-2024-000045-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кострома |
07 мая 2024 г. |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Метельковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кольцова А.А. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконными постановлений, снятии земельных участков с кадастрового учета, признании незаконным решение об оставлении заявления без рассмотрения по существу, возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
Кольцов А.А. обратился в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконными постановлений, снятии земельных участков с кадастрового учета, признании незаконным решение об оставлении заявления без рассмотрения по существу, возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Административный иск обосновал следующим. Кольцов А.А. обратился в марте 2022 года в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2424 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства в границах (адрес), без проведения торгов. Испрашиваемый земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащий супруге Кольцова А.А., представляет собой заросшую борщевиком, кустарником и деревьями территорию, захламленную мусором и поваленными от старости деревьями, требует огромных затрат на благоустройство. В ответе № 4836з от 20.05.2022 г. администрация уведомила о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться посредством проведения торгов. В дальнейшем испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учёт с кадастровым номером №. Поскольку торги не состоялись, Кольцов А.А. повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, без проведения торгов. В ответе № 6117з от 22.08.2023 г. администрация уведомила о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться посредством проведения торгов. Поскольку торги снова не состоялись, Кольцов А.А. повторно обратился 01 ноября 2023 года в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду сроком на 20 лет, без проведения торгов. Решением № 7815з от 08.11.2023 г. администрация оставила вышеуказанное заявление без рассмотрения по существу, поскольку земельный участок с кадастровым номером № прекратил свое существование. Несогласие с рядом последовательных действий и решением административного ответчика явилось причиной обращения с настоящим заявлением в суд. 20.10.2023 года администрацией Костромского муниципального района принято постановление № 2643 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером №», в результате чего 26.10.2023 были образованы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка с кадастровыми номерами № и №. Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером № не снят с кадастрового учёта. Постановление администрации № 2643 от 20.10.23 года «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером №» является незаконным, поскольку принято без учета утвержденных документов территориального планирования, при отсутствии Правил землепользования и застройки поселения и проекта планировки территории. Правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения отменены решением Костромского областного суда от 27 января 2020г. по делу № 3А-242/2019 со дня их принятия. 13.12.2023 года администрацией Костромского муниципального района приняты Постановления №3193 и №3194 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № с «ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» на «для индивидуального жилищного строительства». В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" установлен запрет на возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков при отсутствии правил землепользования и застройки. Таким образом, постановления администрации №3193 и №3194 от 13.12.2023 года об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № с «ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» на «для индивидуального жилищного строительства» - являются незаконными. Постановлением администрации №3306 от 25.12.2023 года утверждён перечень земельных участков, предназначенных для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО для индивидуального жилищного строительства, в перечень которых входят спорные земельные участки с кадастровыми номерами № и №. Вышеуказанное постановление в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 14 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Согласно ответу прокуратуры Костромского района от 29.12.2023 года, в связи с выявленными нарушениями при разделе земельного участка, выдачей разрешения на строительство и изменений вида разрешенного использования земельных участков на территории Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района 28.12.2023 прокурор района главе костромского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Считает действия и принятые решения администрации незаконными, привели к нарушению его прав на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта без проведения торгов. Поскольку постановления администрации по земельным участкам с кадастровыми номерами № и № действуют и не отменены, считает, что до принятия судом решения по настоящему административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца: может быть осуществлена государственная регистрация прав на спорные земельные участки со стороны третьих лиц, что в итоге приведет к невозможности или затруднительности защиты прав, свобод и законных интересов административного истца. Просит суд: признать постановление № 2643 от 20.10.23 года «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером № незаконным; признать постановления администрации № 3193 и № 3194 от 13.12.2023 года об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № с «ведение личного подсобного хозяйства «приусадебный земельный участок» на «для индивидуального жилищного строительства» незаконными; признать постановление администрации № 3306 от 25.12.2023 года «Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО для индивидуального жилищного строительства» в части земельных участков с кадастровыми номерами № и № незаконным; снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами № и №; признать решение администрации Костромского муниципального района № 7815з от 08.11.2023г. об оставлении заявления Кольцова А.А. без рассмотрения по существу незаконным; обязать администрацию Костромского муниципального района устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Кольцова А.А., повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В судебном заседании административный истец Кольцов А.А. административный иск поддержал по доводам и основаниям, указанным в нем.
Представитель административного ответчика Фролова И.Е., действующая на основании доверенности в судебном заседании административный иск не признала. Пояснила, что действия администрации были законными и обоснованными. На момент оставления схемы земельного участка никто не заявился. На сегодняшний день фактически заявитель злоупотребляет своим правом, он трижды обращался в администрацию Костромского района Костромской области с заявлением о предоставлении участка №, который позднее был преобразован в 2 земельных участка. Формирование земельных участков с кадастровыми номерами № было проведено в соответствии с требованиями законодательства, вид разрешенного использования был сменен с «ведение личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства». Оба этих вида предусматривают возможность индивидуального строительства, в связи с чем законодательство не нарушено. Формирование участков проведено в соответствии с требованиями Закона Костромской области №668-5-ЗКО. Согласно ст. 11 указанного закона установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, устанавливаются в следующих размерах: для эксплуатации индивидуального жилого дома - от 0,02 до 0,15 га; для индивидуального жилищного строительства - от 0,02 до 0,15 га. По предоставлению участка проводились торги, истец ни разу не заявлялся на торги. Способ предоставления участка предусмотрен посредством проведения торгов, Кольцов А.А. не обжаловал данное решение. Полагает, что со стороны истца имеет место злоупотребление правом.
Заинтересованное лицо Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, просили рассматривать дело без участия их представителя.
Заинтересованные лица администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Филиал ППК "Роскадастр" по Костромской области, Управление Росреестра по Костромской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы проверки прокуратуры Костромского района Костромской области №№ от 06.12.2023 (рег.номер), суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий, а именно, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом в ходе рассмотрения административного дела установлены следующие обстоятельства.
Кольцов А.А. в марте 2022 года обратился в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2424 кв.м. для ведение личного подсобного хозяйства в границах (адрес) без проведения торгов.
Письмом № 4836з от 20.05.2022 г. администрация сообщила, что предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться посредством проведения торгов.
В дальнейшем испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учёт с кадастровым номером №.
Торги не состоялись и Кольцов А.А. повторно обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, без проведения торгов.
Ответом № 6117з от 22.08.2023 г. администрация повторно уведомила Кольцова А.А. о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка будет осуществляться посредством проведения торгов.
Торги вновь не состоялись, Кольцов А.А. опять обратился 01 ноября 2023 года в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду сроком на 20 лет, без про ведения торгов.
Письмом № 7815з от 08.11.2023 г. администрация оставила заявление Кольцова А.А. без рассмотрения по существу, указав при этом, что земельный участок с кадастровым номером № прекратил свое существование.
Ранее, 20.10.2023 года администрацией было принято постановление № 643 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером №», в результате чего 26.10.2023 были образованы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка с кадастровыми номерами № и №.
Полагая, что указанными постановлениями администрации были нарушены права административного истца, Кольцов А.А. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административный иск, суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Как видно из публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером № не снят с кадастрового учёта.
В соответствии со статьёй 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории.
Правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения признаны недействующими решением Костромского областного суда от 27 января 2020г., вступившим в законную силу, по делу № 3а-242/2019 со дня их принятия.
Далее, после этого, 13.12.2023 года администрацией Костромского муниципального района были приняты Постановления №3193 и №3194 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № с «ведение личного подсобного хозяйства на «для индивидуального жилищного строительства».
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" установлен запрет на возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков при отсутствии действующих правил землепользования и застройки.
Постановлением Администрации № 3306 от 25.12.2023 года утверждён перечень земельных участков, предназначенных для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО для индивидуального жилищного строительства, в перечень которых входят спорные земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
Названное постановление в отношение земельных участков с кадастровыми номерами № и № является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 14 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
По обращению Кольцова А.А. прокуратурой Костромского района 29.12.2023 года в связи с выявленными нарушениями при разделе земельного участка, выдачей разрешения на строительство и изменений вида разрешенного использования земельных участков на территории Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района 28.12.2023 в адрес главы Костромского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика Фролова И.Е., в настоящее время ведутся работы по разработке и утверждению Правил землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Административным ответчиком по проекту об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № также были назначены и проведены общественные обсуждения.
Нарушений процедуры проведения общественных обсуждений по указанному вопросу судом не установлено. Однако суд полагает, что правового значения данный факт для рассмотрения настоящего дела не имеет.
Не состоятельны доводы административного ответчика и о том, что, хотя правила землепользования и застройки администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области отменены, в данном случае возможно руководствоваться положениям ст. 11 Закона Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».
Действительно ст. 11 названного закона предусматривает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, а именно. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, устанавливаются в следующих размерах:
1) для эксплуатации индивидуального жилого дома - от 0,02 до 0,15 га;
2) для индивидуального жилищного строительства - от 0,02 до 0,15 га.
Кольцов А.А. не относится к категории граждан, подпадающих под ст. 3 названного закона, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность на основании указанного закона.
Частью 3 статьи 11 приведенного выше закона также определено, что конкретные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, определяются уполномоченными органами в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки.
Кроме того, Кольцов А.А. обращался с заявлением в администрацию не о предоставлении земельного участка в собственность, а с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды.
Также суд полагает, что доводы представителя административного ответчика о том, что со стороны административного истца Кольцова А.А. имеет место злоупотребление правом в части того, что при объявлении торгов на испрашиваемые земельные участки он не заявил об участии в торгах, внимания не заслуживают.
Изначально Кольцов А.А. обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, поэтому участие или неучастие в торгах является правом гражданина, что явно не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны административного истца.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого" решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд полагает, что административным ответчиком в ходе рассмотрения настоящего административного дела таких доказательств не представлено. В силу прямого указания норм федерального закона и Земельного кодекса Российской Федерации, при отсутствии действующих правил землепользования и застройки администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на момент издания постановлений, администрация Костромского муниципального района Костромской области не могла принимать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
В связи с чем, у администрации Костромского муниципального района не имелось оснований для принятия обжалуемых постановлений.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановления не могут быть признаны законными и обоснованными.
Учитывая положения пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которому в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение 30 дней месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом, суд считает необходимым возложить на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Кольцова А.А. о предоставлении в аренду земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кольцова А.А. удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы администрации Костромского муниципального района Костромской области № 2643 от 20.10.2023 года «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Признать незаконными постановления главы администрации Костромского муниципального района Костромской области № 3193 и № 3194 от 13.12.2023 года об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № с «ведение личного подсобного хозяйства «приусадебный земельный участок» на «для индивидуального жилищного строительства».
Признать незаконным постановление главы администрации Костромского муниципального района Костромской области администрации № 3306 от 25.12.2023 года «Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО для индивидуального жилищного строительства» в части земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Исключить сведения из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Признать незаконным решение администрации Костромского муниципального района № 7815з от 08.11.2023г. об оставлении заявления Кольцова А.А. без рассмотрения по существу.
Возложить на администрации Костромского муниципального района Костромской области обязанность повторно рассмотреть в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу заявление Кольцова А.А. о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья |
О.В. Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 13.05.2024 г.