Дело 2а-6-88/2024
УИД 53RS0№-54
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 января 2024 года
Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Беспаловой О.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 муниципального округа <адрес>, Первому заместителю Главы ФИО2 муниципального округа ФИО7 о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления, обязании перевести нежилое помещение в жилое помещение,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФИО2 муниципального района <адрес>, просил признать незаконными действия должностных лиц ФИО2 муниципального района <адрес>, выразившиеся в вынесении решения Первым заместителем Главы ФИО2 муниципального района ФИО7 исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым отказано в принятии заявления о переводе нежилого помещения общей площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в жилое помещение, и ФИО2 должностных лиц ФИО2 муниципального района перевести указанное нежилое помещение в жилое помещение.
Определением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено производство по административному делу по указанному административному иску ФИО1 в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Апелляционным определением Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. указанное определение от ДД.ММ.ГГГГг. отменено, административное дело по административному иску ФИО1 направлено в Окуловский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг. административный ответчик - ФИО2 муниципального района <адрес>, заменена на правопреемника - ФИО2 муниципального округа <адрес>.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО8, представитель административного ответчика - ФИО2 муниципального округа <адрес>, административный ответчик - первый заместитель Главы ФИО2 муниципального округа ФИО7, представитель заинтересованного лица – УФССП России по <адрес> (в лице ОСП Новгородского, Батецкого и ФИО2 <адрес>ов), извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились. Суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, чья явка в судебное заседание судом обязательной не признана.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объёме.
Так, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2)соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а)полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Предусмотренные в ч. 10 ст. 226 КАС РФ ограничения оснований для оспаривания решений, действий (бездействия) к настоящему административному спору не применимы.
Как это предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению;
-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 115 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решением Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГг., удовлетворён административный иск ФИО1, признано незаконным постановление ФИО2 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение», ФИО2 муниципального района <адрес> и Первый заместитель Главы ФИО2 муниципального района ФИО7 ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 по существу, а также сообщить об исполнении решения ФИО1 и в суд (дело №а-6№).
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 повторно обратился в ФИО2 муниципального района с заявлением о переводе указанного нежилого здания в жилое помещение.
По результатам рассмотрения указанного заявления и представленных вместе с ним документов решением Первого заместителя Главы ФИО2 муниципального района ФИО7 (исх. № №.) оно (заявление) о переводе нежилого помещения общей площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, №, <адрес>, в жилое помещение, возвращено ФИО1 без рассмотрения, разъяснено, что необходимо обратиться в службу судебных приставов для снятия запрета на совершение действий по регистрации на спорное нежилое помещение и затем повторно обратиться в ФИО3 с заявлением, приложив необходимые документы.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. В данном случае муниципальная услуга «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утверждённым постановлением ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения.
Порядок признания помещения жилым установлен разделом IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение №).
Согласно п.44 Положения №, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.
В соответствии с п.46 Положения № Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Согласно п.47 Положения № по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Таким образом, Положение № не предусматривает возврат заявления о признании помещения жилым помещением без рассмотрения.
Кроме того, в соответствии с п.2.9 Административного регламента, утверждённого постановлением ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» отсутствуют основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления указанной муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах, при принятии заявления ФИО5 о переводе нежилого помещения в жилое к рассмотрению нарушены как требования Положения №, так и положения Административного регламента ДД.ММ.ГГГГ №, межведомственной комиссией указанное заявление не рассмотрено, нарушен порядок принятия такого решения, предусмотренный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, решение Первого заместителя Главы ФИО2 муниципального района ФИО7 (исх. № №.), которым заявление о переводе нежилого помещения общей площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в жилое помещение, возвращено ФИО1 без рассмотрения, при отсутствии надлежащим образом принятого решения межведомственной комиссии, является незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО1, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 114 КАС РФ с ФИО2 муниципального округа в пользу ФИО1 следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО1 решение Первого заместителя Главы ФИО2 муниципального округа ФИО7 (исх. № №.), которым заявление о переводе нежилого помещения общей площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в жилое помещение, возвращено без рассмотрения.
ФИО2 муниципального округа <адрес> и Первого заместителя Главы ФИО2 муниципального округа ФИО7 в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 по существу, а также сообщить об исполнении решения ФИО1 и в суд.
Взыскать с ФИО2 муниципального округа <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В.Беспалова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В.Беспалова