66RS0021-01-2023-000692-28
Дело № 2а-646/2023г.
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Богданович 21 августа 2023 года
Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Е.В.,
при секретаре Венедиктовой А.С.,
с участием помощника Богдановичского городского прокурора Ф.И.О.3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богдановичского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Ф.И.О.1 о прекращении права на управление транспортным средством
у с т а н о в и л:
Богдановичский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о прекращении права управления транспортным средством Ф.И.О.1 В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, пояснив, что Богдановичской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части прекращения специального права у лиц, имеющих медицинские противопоказания. В ходе проверки установлено, что Ф.И.О.1 имеет право управлять транспортными средствами на основании водительского удостоверения № категории «А,А1,В,В1,М», выданного ДД.ММ.ГГГГ, при наличии медицинского противопоказания для управления автотранспортными средствами. Согласно медицинскому заключению имеется противопоказание к управлению транспортным средством, стойкая ремиссия заболевания отсутствует.
Просит прекратить действие права на управление транспортным средством Ф.И.О.1 в связи с наличием заболевания, которое препятствует безопасному управлению транспортным средством, и обязать Ф.И.О.1 возвратить водительское удостоверение на право управления транспортным средством в РЭО ГИБДД отдела МВД России по Богдановичскому району.
Административный ответчик Ф.И.О.1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
Представитель заинтересованно лица ГАУЗ СО «Богдановичская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без своего участия.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Богдановичскому району не явился в судебное заседание по неизвестным причинам, хотя был извещен должным образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав административного истца, ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, находит требования Богдановичского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Суд полагает, что прокурор, согласно полномочиям, предоставленным ему ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действует в данном случае в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 3 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 23 указанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний при ограничении водительской деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права управления транспортными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения указанного дела являются - наличие у ответчика водительского удостоверения, срок действия которого не истек, наличие у ответчика заболевания, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами.
Из материалов дела следует, что ответчик Ф.И.О.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право управлять транспортными средствами на основании водительского удостоверения серия и №, категории «А,А1,В,В1,М», выданного ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Согласно медицинскому заключению комиссии экспертов ГАУЗ СО «Богдановичская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 5), Ф.И.О.1 имеет диагноз по коду №, что влечет противопоказание к управлению транспортным средством.
Таким образом, суд приходит к выводу, что состояние здоровья административного ответчика может препятствовать безопасному управлению транспортными средствами, что следует из имеющихся в материалах дела медицинских документов.
Установление у Ф.И.О.1 наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам действующего законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
То есть, в соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований и прекращения действия права Ф.И.О.1 на управление транспортными средствами.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей по требованию неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░.1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░: ░░░░░ №, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░.░.░.1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░░ «░,░1,░,░,░», ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░