№2а-339/2022
УИД: 44RS0014-01-2022-000460-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2022 года п.Островское
Островский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Белоглазова В.С., при секретаре Мазиной И.Г., с участием прокурора Островского района Краснова А.В., представителя административного истца Баскаковой Е.С., административного ответчика Смирнова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области к Смирнову А.Н. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области обратилось в Островский районный суд Костромской области с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указано, что в учреждении отбывает наказание Смирнов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, осужденный по приговору Нерехтского районного суда <адрес> по ч.2 ст.314.1 УК РФ к 6 месяцем исправительных работ с удержанием 5% из заработной платы в доход государства. Постановлением Нерехтского районного суда Костромской области от 06.05.2022 года на основании ст.50 ч.4 УК РФ назначено наказание в виде 2 месяцев лишения свободы в ИК общего режима. Постановление вступило в законную силу 17.05.2022г.
Согласно материалам личного дела, Смирнов А.Н., в отношении которого был вынесен обвинительный приговор по ст.314.1 ч.2 УК РФ, будучи ознакомленным с порядком и условиями отбывания наказания в виде исправительных работ, неоднократно допускал нарушения условий отбывания наказания, а именно допускал неявку на работу без уважительных причин. Осужденному дважды выносились письменные предупреждения о замене исправительных работ более строгим видом наказания. Должных выводов Смирнов А.Н. не сделал, в связи с чем, постановлением Нерехтского районного суда от 06.05.2022г. Смирнову А.Н. наказание в виде исправительных работ заменено на наказание в виде 2 месяцев лишения свободы в ИК общего режима.
Административный истец просит в отношении Смирнова А.Н. установить административный надзор на срок, установленный законодательством, со следующими административным ограничениям в виде обязательной явки в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц в дни установленные этим органом.
В судебном заседании представитель административного истца Баскакова Е.С. заявленные требования поддержала. Против возложения на Смирнова Н.А. дополнительных административных ограничений не возражала.
Административный ответчик Смирнов А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что за время отбытия наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области он никаких нарушений не допускал, поэтому административный надзор в отношении его устанавливаться не должен. Он проживает с больными родителями, которые очень страдают, когда сотрудники полиции приходят проверять в ночное время находится ли он дома.
Прокурор Островского района Краснов А.В. в судебном заседании пояснил, что исковые требования подлежат удовлетворению, также следует дополнить ограничения Смирнову А.Н. запретом на пребывание вне жилого помещения с 22-00 часов до 06-00 часов, запретить ему выезд за пределы г. Волгореченска и запретить посещение массовых мероприятий, а также мест реализации алкогольной продукции в розлив.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы административного дела, материалы личного дела осужденного Смирнова А.Н., материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В ст. 2 Федерального закона №64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 и 4 ч. 2 ст. 3 этого же Федерального закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 2) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом, в том числе на основании заявления исправительного учреждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется, исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (ч. 1 ст. 5 Закона, ст. 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 статьи 5 Закона).
Судом установлено, что 03 октября 2017 года Нерехтским районным судом Костромской области Смирнов А.Н. признан виновным по ч. 1 ст. 135 УК РФ к наказанию в виде 1 года лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года. Постановлением Нерехтского районного суда Костромской области от 21 февраля 2018 года на основании ч. 3 ст. 74 УК РФ условное осуждение отменено, направлен в места лишения свободы сроком на 1 год лишения свободы с отбытием наказания в колонии-поселения, освобожден 13 мая 2019 года по отбытии срока наказания;
- 09 июля 2020 года Нерехтским районным судом Костромской области Смирнов А.Н. осужден по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ сроком 4 месяца, с удержанием 5% заработной платы в доход государства. По постановлению Нерехтского районного суда Костромской области от 19 января 2021 года на основании ч. 4 ст. 50 УК РФ неотбытое наказание 1 мес. 29 дней исправительных работ заменено на 19 дней лишения свободы. Освобожден 05 февраля 2021 года по отбытию срока,
Приговором Нерехтского районного суда Костромской области от 24.11.2021 года Смирнов А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.314.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде шести месяцев исправительных работ с удержанием 5% заработной платы в доход государства.
Приговор вступил в законную силу 07.12.2021г.
Постановлением Нерехтского районного суда Костромской области от 06 мая 2022 года Смирнову А.Н. наказание по приговору Нерехтского районного суда Костромской области от 06 мая 2022 в виде 6 месяцев исправительных работ заменено на 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Решением Костромского районного суда от 14.02.2019 года в отношении Смирнова А.Н. установлен административный надзор на срок установленный для погашения судимости по приговору Нерехтского районного суда Костромской области от 03 октября 2017 года, со следующими ограничениями:
- обязательная явка на регистрацию в ОВД по месту пребывания (или жительства) два раза в месяц;
- запрет посещения мест проведения массовых мероприятий и иных мероприятий, в том числе с участием несовершеннолетних, и участия в указанных мероприятиях;
- запрет пребывания в местах массового нахождения детей и подростков;
- запрет выезда за пределы территории г. Волгореченска Костромской области.
Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 11 ноября 2019 года Смирнову А.Н. были установлены дополнительные административные ограничения в виде:
- обязательной явки для регистрации в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или нахождения 3 раза в месяц;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом пребывания (или жительства) в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 22.12.2020 года Смирнову А.Н. были установлены дополнительные административные ограничения в виде:
- обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Из материалов дела следует, что начало срока отбывания наказания ответчика - 06.05.2022г., конец срока - 05.07.2022г. Ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-4 с 27.05.2022г.
С учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ в настоящем случае имеется основание для установления в отношении Смирнова А.Н. административного надзора как в отношении совершеннолетнего лица, освобождающегося из мест лишения свободы, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно ст. 4 Федерального закона №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 1).
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (ч. 2).
В силу пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно ч.2 ст. 272 ГПК РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В рассматриваемом случае ранее Смирнову А.Н. решением Костромского районного суда от 14.02.2019г. был установлен административный надзор, впоследствии установленные данным решением административные ограничения были дополнены. Установленные ограничения Смирновым А.Н. не соблюдались ввиду чего он был осужден по ст. 314.1 ч.2 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ. К отбытию наказания в виде исправительных работ Смирнов А.Н. не приступил, в связи с чем наказание в виде исправительных работ было заменено ему на лишение свободы. Смирнов А.Н. состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: хронический алкоголизм, по месту жительства характеризуется отрицательно. Учитывая личность осужденного, характер и обстоятельства совершенных преступлений, а также то, что ранее установленные административные ограничения им не исполнялись, суд приходит к выводу, что Смирнову А.Н. следует установить следующие административные ограничения:
- обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет посещения мест проведения массовых мероприятий и иных мероприятий, и участия в указанных мероприятиях;
- запрет посещения мест реализации алкогольной продукции в розлив;
- запрет выезда за пределы территории г. Волгореченска Костромской области;
-запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов утра следующего дня.
Срок погашения судимости по приговору Нерехтского районного суда Костромской области 24.11.2021г. в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ составляет 3 года после отбытия наказания.
Административный надзор подлежит установлению на срок до погашения судимости по приговору Нерехтского районного суда Костромской области 24.11.2021г. за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установление в отношении Смирнова А.Н.. административного надзора с административными ограничениями не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными. Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны лица, освобождаемого из мест лишения свободы, путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.11.2021░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
-░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░ ░░ 06 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.