Дело № 2а-1275/2023
64RS0044-01-2023-000997-78
Решение
Именем Российской Федерации
02 мая 2023 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Хисяметдиновой В.М.,
при секретаре Архипове А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области к Болдыреву А. В. о взыскании задолженности по налоговым платежам, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Саратовской области обратилась в суд с вышеуказанным иском о взыскании с Болдырева А.В. задолженности по налоговым платежам, пени.
В обоснование заявленных требований указано, что Болдырев А.В. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 02.04.2014 по 17.11.2020, являлся плательщиком страховых взносов в 2017, 2018 гг. Налоговым органом исчислены Болдыреву А.В. страховые взносы, подлежащие уплате в ПФР, за 2017 г. – в сумме
23400 руб., за 2018 г. – в сумме 26545 руб.; страховые взносы, подлежащие уплате в ФОМС, за 2017 г. – в сумме 4590 руб., за 2018 г. – в сумме 5480 руб. Указанные суммы начислений оплачены не в полном объеме и не своевременно. В связи с изложенным начислены пени: по страховым взносам на ОМС за 2017 год в сумме 522,36 руб., за 2018 год в сумме 735,38 руб., а всего 1257,74 руб., из которых оставшаяся сумма задолженности составляет 1239,35 руб.; пени по страховым взносам на ОПС за 2017 год в сумме 2786,02 руб., за 2018 год в сумме 3514,32 руб. и 247,94 руб., всего 6548,28 руб., из которых оставшаяся сумма задолженности составляет 6513,04 руб.
Кроме того, Болдырев А.В. является плательщиком транспортного налога, в 2020 году ему начислен транспортный налог на транспортное средство ИЖ27175037, государственный регистрационный знак Р661ОА64, в сумме 1650 руб. Указанный налог оплачен не в полном объеме, оставшаяся сумма задолженности составляет 1410,32 руб.
Также Болдыреву А.В. в 2020 год на квартиру по адресу: <адрес>, начислен налог на имущество в сумме 1457 руб., указанный налог не оплачен.
В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество и транспортного налога ответчику начислены пени, размер которых составил: по транспортному налогу – 4,95 руб., по налогу на имущество – 4,37 руб.
До настоящего времени указанные суммы налога и пени ответчиком не уплачены.
В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогам и пени в указанных размерах, а также восстановить срок на обращение в суд, пропущенный по уважительной причине.
В судебном заседании представитель административного истца Царегородцева Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины не явки неизвестны.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 408, пунктам 1, 2 статьи 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО на территории Саратовской области введен транспортный налог.
Судом установлено, что Болдыреву А.В. на находящееся в собственности имущество – 1/2 долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, начислен налог на имущество за 2020 год в сумме 1 457 руб., на транспортное средство марки ИЖ27175037, г.р.з. <№>, начислен транспортный налог в сумме 1650 руб., о чем направлено налоговое уведомление №1073264 от 01.09.2021.
В связи с неоплатой налогов <Дата> выставлено требование об уплате транспортного налога и налога на имущество за 2020 год с начисленными пени по транспортному налогу в сумме 4,95 руб., по налогу на имущество в сумме 4,37 руб.
Согласно расчету истца, не оспоренному административным ответчиком, за Болдыревым А.В. числится задолженность по транспортному налогу за 2020 год в сумме 1410,32 руб., пени в сумме 4,95 руб. за период с 02.12.2021 по 13.12.2021, задолженность по налогу на имущество в сумме 1457 руб., пени в сумме 4,37 руб. за период с 02.12.2021 по 13.12.2021.
Административный ответчик состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 02.04.2014 по 17.11.2020.
С 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В силу ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Болдыреву А.Н. были начислены страховые взносы в ПФ РФ за 2017 год в сумме 23400 руб., за 2018 год – в сумме 26545 руб.; страховые взносы, подлежащие уплате в ФОМС, за 2017 г. – в сумме 4590 руб., за 2018 г. – в сумме 5480 руб.
Согласно материалам дела страховые взносы на ОПС за 2017 год уплачены административным ответчиком несвоевременно, в связи с чем за период с 09.01.2018 по 17.05.2021 начислены пени в размере 2786,02 руб.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на ОПС за 2018 год начислены пени за период с 25.01.2019 по 04.08.2021 в размере 3762,26 руб.
Сумма исчисленных пени по страховым взносам на ОМС за 2017 год за период с 25.01.2019 по 27.05.2021 составила 522,36 руб., за 2018 год за период с 25.01.2019 по 11.06.2021 – 735,38 руб.
09.08.2021 Болдыреву А.Н. направлялось требование об уплате задолженности по страховым взносам, а также пени по страховым взносам на ОПС в общей сумме
6548,28 руб., пени по страховым взносам на ОМС в сумме 1257,74 руб. сроком исполнения до 10.09.2021.
В связи с частичной оплатой пени за Болдыревым А.Н. числится задолженность по пени по страховым взносам на ОМС за 2017, 2018 гг. в сумме 1239,35 руб., задолженность по пени по страховым взносам на ОПС за 2017, 2018 гг. в сумме 6513,04 руб.
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Исходя из расчета задолженности, представленных материалов, за административным ответчиком числится задолженность по пени по страховым взносам на ОМС за 2017, 2018 гг. в сумме 1239,35 руб., задолженность по пени по страховым взносам на ОПС за 2017, 2018 гг. в сумме 6513,04 руб., задолженность по транспортному налогу за 2020 год в сумме 1410,32 руб., пени в сумме 4,95 руб. за период с 02.12.2021 по 13.12.2021, задолженность по налогу на имущество в сумме 1457 руб., пени в сумме 4,37 руб. за период с 02.12.2021 по 13.12.2021.
До обращения административного истца в суд вышеуказанная сумма ответчиком в бюджет не внесена.
16.06.2022 мировым судьей судебного участка №8 Заводского района г.Саратова был вынесен судебный приказ о взыскании с Болдырева А.В. вышеуказанной задолженности. По заявлению должника определением мирового судьи от 24.06.2022 судебный приказ отменен.
Как следует из материалов административного дела, судебный приказ о взыскании обязательных налоговых платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропущенного процессуального срока (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С учетом положений ст. 48 НК РФ за взысканием задолженности по налогам и пени налоговый орган должен был обратиться в срок до 24.12.2022, исковое заявление поступило в суд 14.03.2023.
Административный истец заявляет о восстановлении срока на подачу искового заявления.
Вопрос восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Как следует из материалов дела, заявление о вынесении судебного приказа предъявлялось МРИФНС №20 по Саратовской области.
Административное исковое заявление предъявлено МРИФНС №19 по Саратовской области по месту жительства налогоплательщика, в соответствии с временным порядком взаимодействиям МРИФНС №20 по Саратовской области с Межрайонными ИФНС России по Саратовской области об осуществлению функций по взысканию с физических лиц налогов, сборов, пеней, штрафов в судебном порядке, утв. приказом руководителя УФНС по Саратовской области от 29.11.2021 №01-04/0310@.
Учитывая то, что пропуск срока в данном случае не превышает 3-х месяцев, обстоятельства, связанные с уточнением и расчетом имеющейся у налогоплательщика задолженности, необходимости формирования комплекта документов, те обстоятельства, что налоговый орган последовательно предпринимает меры по взысканию с налогоплательщика задолженности, оценив представленные доказательства, суд полагает возможным признать причины пропуска срока уважительными и восстановить его.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с административного ответчика подлежит взысканию вышеуказанная задолженность.
В соответствии со ст. ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Болдырева А.В в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 425,16 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Болдырева А. В. (ИНН <№>), проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 гг. в сумме 1239 руб. 35 коп., по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 гг. в сумме 6513 руб. 04 коп., задолженность по транспортному налогу за 2020 год в сумме 1410 руб. 32 коп., пени в сумме 4 руб. 95 коп., задолженность по налогу на имущество за 2020 год в сумме 1457 руб., пени в сумме 4 руб. 37 коп., а всего
10629 руб. 03 коп.
Взыскать с Болдырева А. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 425 руб. 16 коп.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2023 года.
Судья В.М. Хисяметдинова