Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2681/2023 ~ М-2159/2023 от 24.07.2023

УИД 11RS0002-01-2023-002645-43

Дело № 2а-2681/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута Республики Коми 16 августа 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,

при секретаре судебного заседания Журавкевич Д.В.,

с участием административного истца Хомка С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хомка Сергея Викторовича к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действия (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе,

УСТАНОВИЛ:

Хомка С.В. обратился в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в сумме 150 000 руб. В обоснование иска о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении административный истец указал, что содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России в период с 20.08.2014 по 11.09.2014, с 26.10.2016 по 29.01.2017, с 17.05.2018 по 17.08.2018, с 09.11.2022 по 27.04.2023, где административный ответчик допускал нарушение условий содержания под стражей, которые выражались в отсутствии вентиляции, также отсутствовало оборудованное помещение для просушки белья, повышенная влажность в камере создавала благоприятные условия для жизнедеятельности палочки Коха, вызывающей туберкулез.

Определением от 21.07.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – УФСИН России по РК.

Административный ответчик ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласились, просил в их удовлетворении отказать, указали, что обязанность по оборудованию камер вентиляционным оборудованием на администрацию следственного изолятора не возложена. Несмотря на наличие работающей приточно-вытяжной системы в режимном корпусе Лит. А, ее отсутствие не противоречит законодательству Российской Федерации, регламентирующему условия содержания под стражей, в связи с чем законные права и интересы истца не нарушены. Требований об оборудовании камер следственного изолятора сушилками для белья ПВР СИЗО не содержит.

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал, указал на повышенный риск заражения туберкулезом в условиях повышенной влажности.

Административные ответчики, заинтересованное лицо о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены, представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли.

Исследовав материалы дела, заслушав административного истца, суд приходит к следующему.

Порядок и условия содержания под стражей, соблюдение гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В силу статьи 4 приведенного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Из положений статьи 6, статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Закона).

Главой II Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регламентированы основные права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – ПВР № 189), действовавшие в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:

- право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, <...> 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

- право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В пункте 3 названного Постановления Верховный Суд Российской Федерации указал, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и в соответствии с Конституцией.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Как следует из алфавитной карточки, административный истец Хомка С.В. содержался в СИЗО-3 в период: с 20.08.2014 по 11.09.2014, с 26.10.2016 по 29.01.2017, с 17.05.2018 по 17.08.2018, с 09.11.2022 по 27.04.2023.

Рассматривая доводы административного истца об отсутствии вентиляции в камерах, суд признает их несостоятельными в силу следующего.

Как следует из возражений административного ответчика, камеры № ..., ... и ШИЗО, находятся в здании режимного корпуса .... (год постройки и ввод в эксплуатацию - 2002). Проектом здания предусмотрена механическая приточно-вытяжная система. Данная информация подтверждается техническим планом на здание режимного корпуса ..., в соответствии с которым, на каждом этаже режимного корпуса имеются помещения, оборудованные механической приточно-вытяжной системой (...). Камеры ..., карцер ... находятся в здании режимного корпуса ...год постройки и ввода в эксплуатацию 1958), в которых предусмотрена только естественная вентиляция – через форточные проемы. Оконные проемы с 2-м остеклением, оборудованные форточными проемами, позволяющие регулярно проветривать жилые помещения и обеспечивать достаточный воздухообмен. Кроме того, по распоряжению начальника СИЗО-3 для проветривания камер обеспечивается открытие оконных и дверных форточек, а также при выходе подозреваемых, обвиняемых и осужденных на прогулку, дверь камеры остается открытой.

В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", все камеры обеспечиваются, в том числе, по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

В связи с чем доводы административного истца об отсутствии вентиляции не нашли подтверждения. Вентиляционное оборудование непосредственно в камере оборудуется при наличии возможности, которая в данном случае планами не предусмотрена.

Также административный истец указывает на отсутствие оборудованного помещения для сушки белья. Данный довод суд отклоняет в силу следующего.

Из отзыва административного ответчика следует, что в Учреждении имеется помещение для сушки и хранения чистого белья, гладильное отделение.

Как следует из акта инспекторской проверки ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК, утвержденного 11.07.2016, укомплектованность технологическим оборудованием для стирки и сушки белья удовлетворяет потребность учреждения в организации и обеспечении спецконтингента чистым бельем.

Кроме того, актами № 22 от 17.03.2016 и № 45 от 27.04.2018, составленных Филиалом «Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, установлено, что камеры Учреждения оборудованы вентиляцией с естественным и механическим побуждением, возможность проветривания камер имеется за счет форточек, имеется помещение для сушки и хранения чистого белья, гладильное отделение.

Отсутствие в камерных помещениях, в которых содержался административный истец, сушилки для белья, не противоречит положениям пункта 42 ПВР № 189, которые не предусматривают оборудование камер устройством для сушки белья.

Учитывая изложенное, суд считает требования административного истца о признании незаконными действия (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе не подлежащими удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2681/2023 ~ М-2159/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хомка Сергей Викторович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
СИЗО-3
ФСИН России
Другие
УФСИН России по РК
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Иванов Сергей Владимирович
Дело на сайте суда
vktsud--komi.sudrf.ru
24.07.2023Регистрация административного искового заявления
25.07.2023Передача материалов судье
26.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее