Дело № 2а-1842/2020
64RS0044-01-2020-002574-52
Решение
Именем Российской Федерации
22 июля 2020 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Зенковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левкина Романа Сергеевича к военному комиссариату Заводского и Октябрьского районов города Саратова Саратовской области, призывной комиссии по Заводскому и Октябрьскому районам города Саратова Саратовской области об оспаривании решения призывной комиссии,
установил:
Левкин Р.С. обратился в суд с иском к военному комиссариату Заводского и Октябрьского районов города Саратова Саратовской области, призывной комиссии по Заводскому и Октябрьскому районам города Саратова Саратовской области о признании незаконным решения призывной комиссии. В обоснование требований административный истец указал, что 28 мая 2020 года Левкин Р.С. подал заявление в Военный комиссариат Заводского и Октябрьского районов города Саратова Саратовской области о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Однако 09 июня 2020 года призывной комиссией было принято решение об отказе замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с несоблюдением сроков подачи заявления. Согласно ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» срок подачи заявления граждан, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года, до 1 октября. Срок подачи заявления был пропущен по причине позднего сформировавшегося убеждения в окончательном виде, что является уважительной причиной пропуска сроков, которые могут быть восстановлены. Приняв решение об отказе, призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемые п 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе».
В судебном заседании административный истец Левкин Р.С. заявленные требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Горбачева И.Ю. с иском не согласилась.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Согласно статье 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Как следует из материалов дела, Левкин Р.С., состоит на учете в отделе военного комиссариата Заводского и Октябрьского районов г. Саратова Саратовской области.
Судами установлено, Левкин Р.С., в период с 2017 года по 30 июня 2020 года проходил обучение в <данные изъяты>, в связи ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 30 июня 2020 года.
Левкин Р.С., желая получить разрешение на замену военной службы альтернативной гражданской службой, 28 мая 2020 года обратился с соответствующим заявлением к военному комиссару Заводского и Октябрьского районов г. Саратова Саратовской области, указав, что имеет убеждения, которым противоречит несение военной службы.
09 июня 2020 года решением призывной комиссии по Заводскому и Октябрьскому районам города Саратова Саратовской области Левкину Р.С. было отказано в замене военной службы альтернативной гражданской службой по причине пропуска срока обращения.
С указанным решение Левкин Р.С. не согласен, ввиду того, что, по его мнению, позиция, изложенная в его заявлениях, не была учтена, его конституционное право было нарушено.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1996 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 октября 2006 года N 447-О "По жалобам граждан Ж. и П. на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", статья 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.
Из дела видно, что Левкин Р.С. подлежал призыву на военную службу в апреле-июне 2020 года, следовательно, с заявлением о замене военной службы альтернативной гражданской он должен был обратиться до 01 октября 2019 года.
Из материалов дела усматривается, что с заявлениями о замене военной службы альтернативной гражданской службой Левкин Р.С. обратился 28 мая 2020 года.
С заявлением о восстановлении срока для подачи заявления Левкин Р.С. не обращался.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что Левкиным Р.С. не были выполнены требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" при подаче заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку он обратился с таким заявлением после начала мероприятий по призыву граждан на военную службу, при этом причин пропуска срока, которые могли бы быть расценены призывной комиссией, а впоследствии и судом, как уважительные, им не было представлено, нарушение срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является самостоятельным основанием для отказа в такой замене.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований административного истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Левкина Романа Сергеевича к военному комиссариату Заводского и Октябрьского районов города Саратова Саратовской области, призывной комиссии по Заводскому и Октябрьскому районам города Саратова Саратовской области об оспаривании решения призывной комиссии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья