Дело № 2а-26/2024
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года с.Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Карауловой Е.Л.,
при секретаре Рубцовой М.Н.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края - Швейновой М.Ф., представителя административного ответчика директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маяк» - Сотниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нанайского района Хабаровского края Совы А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Маяк», управлению образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОИЛ:
Прокурор района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с.Маяк, управлению образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно - эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности, в обоснование которого указал, что прокуратурой Нанайского района Хабаровского края в рамках осуществления надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, требований о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведены проверочные мероприятия в отношении МБОУ СОШ с.Маяк. На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Правовые основы обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ), СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПин 2.3/2.4.3590-20), СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20). В результате проверки деятельности МБОУ СОШ с.Маяк выявлены нарушения соблюдения требований СП2.4.3648-20, которые выразились в следующем:
В силу п.п. 2.2.6, 2.11.9. СП 2.4.3648-20 в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в хозяйствующим субъектом не проводится контроль за организацией профилактических и противоэпидемических мероприятий. В здании имеются разрушения наружной стены в нижней части, что способствует проникновению грызунов в помещения школы.
В нарушение п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20 в кабинете химии, в кабинете № 4 на окнах отсутствуют москитные сетки.
В нарушение п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 в зоне рекреации на 2м этаже конструкция окон не обеспечивает возможность проветривания помещений в любое время года ввиду ветхости.
В нарушение п. 2.7.5 СП 2.4.3648-20 в зоне рекреации на 2м этаже и учебных кабинетах отсутствуют ограждающие устройства отопительных приборов.
В нарушение п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20 в туалете для мальчиков 1 унитаз в нерабочем состоянии, отсутствуют держателе для полотенец или электросушители для рук, нет дозатора для жидкого мыла, отсутствуют урны. В женском туалете отсутствуют держатели для полотенец, отсутствуют урны.
В нарушение п.п. 2.4.4., 2.8.9 СП 2.4.3648-20 в кабинете № не работает подсветка для ученической доски, в кабинете № учебная доска не оборудована дополнительным источником искусственного освещения.
В нарушение п. 3.4.9 СП 2.4.3648-20 душевые комнаты в раздевалках для девочек и мальчиков при спортзале не работают, отсутствует снарядная.
В нарушение п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20 в спортивном зале 3 источника искусственного освещения находятся в неисправном состоянии.
В нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в производственном цехе пищеблока стены имеют дефекты и повреждения отделки.
В нарушение п. 2.2.3 площадка для сбора ТКО не имеет твердого покрытия, размеры площадки не превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.
В нарушение п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20 2 окна в столовой (второе и последнее слева) имеют трещины.
В нарушение п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, отсутствуют следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей.
В ходе проверки, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- На объекте защиты не обеспечена периодичность осмотра и проверки огнетушителей, с внесением записей в специальный журнал (отсутствуют записи о проведенных ежеквартальных проверках) (п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2, ч.3 ч. 4 ст.4; ст.5; п.2 ч. 1 ст.6, п.9 ст. 52, ст. 60 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.; п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479; раздел 4.3 СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации);
- Места расположения ручных пожарных извещателей не обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001, (п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479; п. 1 ч.2 ст.1; ч.2 ч.З ч.4 ст.4; ст.5; п.2 ч.1 ст.6, ст.51, п.3 ст.52, ст.54, ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 1.12 ГОСТ 12.4.009-83 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»);
- Отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17, п. 42, п. 43, п. 48, п. 50, п. 54, п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479);
- Не проведено категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классу зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и не обеспечено размещение табличек (кладовые, эл.щитовая и пр.) на дверях помещений складского и технического назначения не обеспечено наличие обозначений категории (п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч.3 ч. 4 ст.4; ст.5; п.2 ч. 1 ст.6, ч.1,3,21 ст. 27 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», - п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479; п. 4.5 СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты; п. 5.1.2 СП 4.1.3130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты»;
- Общая инструкция о мерах пожарной безопасности разработана в отступление от требований, установленных разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации (п.2, п.393(л) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020г №1479);
- Запор на эвакуационных дверях, ведущих непосредственно наружу из спортзала и из кухни, не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа (п.26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства 16.09.2020г. № 1479);
- Двери эвакуационных выходов и расположенных на лестничных клетках, препятствующие распространению опасных факторов пожара не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч.3, ст.4;. 5; п.2 ч. 1 ст. 6, ст. 51, п. 1,2,4 ст. 52, п. 1 ч. 2 ст. 53, ч. 19 ст. 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п.14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479);
- Деревянные чердачные конструкции здания не обработаны огнезащитным составом, не ниже II группы огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292 (документация не представлена) (п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2,3,4 ст.4; п.2 ч.1 ст.6, 9.6 ст. 52, ст.57, ст. 58 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», ранее п. 5.4.5 СП 2.131 02012; п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479);
- Техническое обслуживание и эксплуатация средств обеспечения пожарной безопасности (автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) осуществляются без учета регламента технического обслуживания указанных систем, утверждаемого руководителем организации, составленного в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем (регламент отсутствует, не представлен) (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479, п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч. 3 ст.4; т.5; п.2 ч. 1 ст.6; п. 3 ст.52; п. 3 ч. 2 ст. 53; ст. 54; ч. 1,3,4 ст. 81; ст. 83, ст.84. Ф3-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Ширина в свету эвакуационных выходов из столовой, лестничной клетки 1го этажа непосредственно наружу менее требуемой в 1,2 м (п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч. 3 ч.4 ст.4; ст.5; п.2 ч. 1 ст. 6, п. 2 ст. 52 ст. 53 ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; ранее п.8.1 12 СП 1.13130.2009);
- В холе, кабинете русского языка и литературы допускается эксплуатация электрической распределительной коробки без крышки, предусмотренной конструкцией (п.35 б- Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479);
- Эвакуационный выход с лестничной площадки 1 этажа (мл. крыло) в коридор, из коридора на лестничную площадку (ст. крыло) не обозначены соответствующими знаками;
- На объекте защиты не хранится документация, подтверждающая показатели пожарной опасности напольного покрытия коридора 2го этажа (п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479);
- Не представлена программа противопожарного инструктажа (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479);
- Напольное покрытие на путях эвакуации в коридоре 1го этажа выполнено материалом класса пожарной опасности, выше требуемого КМ 2 (дощатый пол) (ст. 53, 134 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На объекте защиты на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение (п. 4.3.12 СП 1.13130.2020).
Министерством просвещения России разработаны и утверждены 15.02.2022 методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что замок на двери, ведущей из кухни непосредственно наружу находится в неисправном состоянии. В целях устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес МБОУ СОШ с. Маяк ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил предварительный ответ директора МБОУ СОШ с. Маяк от ДД.ММ.ГГГГ № на указанное представление прокурора района, фактически были устранены 3 нарушения. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ директора МБОУ СОШ с. Маяк от ДД.ММ.ГГГГ № на указанное представление прокурора района, фактически были устранены 6 нарушений. Согласно информации директора школы от ДД.ММ.ГГГГ№ остальные выявленные проверкой нарушения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устранены. Таким образом нарушения, выявленные в ходе проверки исполнены не в полном объеме, что свидетельствует о не соблюдении МБОУ СОШ с. Маяк в полной мере требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму и экстремисткой деятельности.
Указанное не позволяет обеспечить пожарную безопасность и санитарно- эпидемиологическое благополучие несовершеннолетних обучающихся в образовательном учреждении.
На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие МБОУ СОШ с.Маяк, управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края и возложить обязанности на управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края в течении трех месяцев после вступления в законную силу решения суда профинансировать расходы МБОУ СОШ с.Маяк по устранению выявленных нарушений, возложить обязанности на МБОУ СОШ с.Маяк после доведения лимитов бюджетных обязательств в течении трех месяцев устранить выявленные нарушения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены: Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам, министерство образования и науки Хабаровского края.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ от представителя истца поступило заявление о частичном отказе от исковых требований, в связи с частичным устранением выявленных нарушений, последствия отказа от иска истцу известны, в остальной части требования поддерживает.
Представитель ответчика-директор школы МБОУ СОШ с.Маяк Сотникова Е.В. не возражала против прекращения производства по делу в части устраненных нарушений.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований к МБОУ СОШ № с.Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанностей по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности, а именно:
1.в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, оборудовать следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, цех первичной обработки овощей, мясо-рыбный цех, цех вторичной обработки овощей (п. 2.4.6.1 СП 2.4.3648-20);
2.обеспечить на объекте защиты периодичность осмотра и проверки огнетушителей, с внесением записей в специальный журнал (отсутствуют записи о проведенных ежеквартальных проверках) (п. 1 ч.2 ст.1; ч. 2 ч.3 ч.4 ст.4; ст.5; п.2 ч.1 ст.6, п.9 ст.52, ст.60 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008; п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства от 16.09.2020 № 1479; раздел 4.3 СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации);
3.провести категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классу зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и обеспечить размещение табличек (кладовые, эл.щитовая и пр.) на дверях помещений складского и технического назначения с обеспечением категории (п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч.3 ч. 4 ст.4; ст.5; п.2 ч. 1 ст.6, ч.1,3,21 ст. 27 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», - п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479; п. 4.5 СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты; п. 5.1.2 СП 4.1.3130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты».
В судебном заседании представитель административного ответчика - МБОУ СОШ № с.Маяк - Сотникова Е.В., согласилась с оставшейся частью требований, суду пояснив, что нарушения действительно имеются, исполнение оставшихся требований административного истца зависит от финансирования управления образования администрации района, сроки указанные административным истцом являются достаточными для устранения оставшихся нарушений.
Административный ответчик - управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, заинтересованные лица: администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края, отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому районам, министерство образования и науки Хабаровского края в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Согласно представленного отзыва министерства образования и науки Хабаровского края, МБОУ СОШ с.Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края не является подведомственным министерству учреждением. Какой-либо информацией по спорному вопросу министерство не располагает, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Согласно ч.7 ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Из положений ст.46 Конституции РФ и ст.ст.218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административный иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закона) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 названного Закона предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Нормами ч.6, ч.7 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 названного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 3 статьи 39 данного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Согласно п.п. 2.2.6, 2.11.9. СП 2.4.3648-20 на собственной территории должно быть обеспечено отсутствие грызунов и насекомых, в том числе клещей, способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами. В помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. Внутри помещений допускается дополнительное использование механических методов.
Согласно п.2.4.4 СП 2.4.3648-20 при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью) нужно учитывать ее размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Учебные доски должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
Согласно п.3.4.9 СП 2.4.3648-20 при спортивных залах оборудуются снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек, туалеты, душевые.
Согласно п.2.8.9 СП 2.4.3648-20 все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений
Согласно п.2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком.
Согласно п.2.4.6.1 СП 2.4.3648-20 в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
Согласно п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20 окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, - москитными сетками.
Согласно п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20 конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года.
Согласно п. 2.7.5 СП 2.4.3648-20 ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не допускаются.
Согласно п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20 на собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Согласно п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20 2 остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Правоотношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со ст. 21 указанного Закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Статьей 37 указанного Закона предусмотрена обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п.13Правил (далее Правил) противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
Согласно п. 2, п. 393 (л) Правил руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
Согласно п. 3 Правил лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации.
Согласно п. 12 Правил руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности.
Согласно п.14 Правил руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств "антипаника", замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
Согласно п. 23 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно п. 35Б Правил запрещается пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями.
Согласно п. 25 Правил в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Согласно п. 26 Правил запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений, за исключением объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Согласно п.54 Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Согласно п. 60 Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 179 утвержден и введен в действие СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации.
Согласно разделу 4.3 СП 9.13130.2009 огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей. О проведенных проверках делают отметку в журнале учета огнетушителей.
Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 утвержден и введен в действие свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Согласно п. 4.4.6 СП 13130.2020 выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир.
Согласно п.4.2.19 СП 1.13130.2020 ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся через указанные выходы 50 человек и более должна быть не менее 1,2 м.
Согласно п.4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Приказом МЧС России от 12.03.2020 N 151 утвержден и введен в действие свод правил СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты".
Согласно п.5.4.5 СП 2.13130.2020 пределы огнестойкости и классы пожарной опасности конструкций чердачных покрытий в зданиях всех степеней огнестойкости не нормируются, а кровлю, стропила и обрешетку, а также подшивку карнизных свесов допускается выполнять из горючих материалов.
Согласно п.4.5 СП 2.13130.2020 категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с положениями СП 12.13130.
Правоотношения в области противодействия терроризму регулируются Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и иными нормативно правовыми актами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.п. «в» п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция) одним из основных внутренних факторов, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, является недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму.
Основными задачами противодействия терроризму, как следует из п.п «д» п. 11 Концепции, являются, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.п. «б» п. 13 Концепции, одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленные на обеспечение антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
В силу части 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3, юридические лица; выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом 5 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность (далее - АТЗ) объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Пунктом п. 18 Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Министерством просвещения России разработаны и утверждены 15.02.2022 методические рекомендаций «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (далее по тексту - Методические рекомендации).
Пунктом 4.1 раздела 4 Методических рекомендаций установлено, что обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов достигается путем: обеспечения целостности периметрального ограждения, препятствующего неправомерному проникновению на объекты (территории) и исключающего беспрепятственный проезд транспортных средств; организацией пропускного режима на всех точках входа и выхода с объекта (территории); пресечением несанкционированного доступа через элементы конструкции объекта (территории) не оборудованные для организации пропускного режима; оборудования оконных проемов и дверных конструкций объектов (территорий) средствами, препятствующими незаконному проникновению на объект (территорию); опломбирования вентиляционных коробов, люков и других технологических каналов.
Судом установлено, из материалов дела следует, что при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о соблюдении требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, законодательства о противодействии терроризму, прокуратурой района на основании решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, с участием государственного инспектора ОНД и ПР по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам, гласного специалиста - эксперта Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, начальника ПЦО ОВО по Нанайскому району, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, законодательства о противодействии терроризму, которые выразились в следующем.
В здании имеются разрушения наружной стены в нижней части, что способствует проникновению грызунов в помещения школы. В кабинете химии, в кабинете № на окнах отсутствуют москитные сетки. В зоне рекреации на 2м этаже конструкция окон не обеспечивает возможность проветривания помещений в любое время года ввиду ветхости. В зоне рекреации на 2м этаже и учебных кабинетах отсутствуют ограждающие устройства отопительных приборов. В туалете для мальчиков 1 унитаз в нерабочем состоянии, отсутствуют держателе для полотенец или электросушители для рук, нет дозатора для жидкого мыла, отсутствуют урны. В женском туалете отсутствуют держатели для полотенец, отсутствуют урны. В кабинете № не работает подсветка для ученической доски, в кабинете № учебная доска не оборудована дополнительным источником искусственного освещения. Душевые комнаты в раздевалках для девочек и мальчиков при спортзале не работают, отсутствует снарядная. В спортивном зале 3 источника искусственного освещения находятся в неисправном состоянии. В производственном цехе пищеблока стены имеют дефекты и повреждения отделки. Площадка для сбора ТКО не имеет твердого покрытия, размеры площадки не превышают площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны. Окна в столовой (второе и последнее слева) имеют трещины. В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, отсутствуют следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей. На объекте защиты не обеспечена периодичность осмотра и проверки огнетушителей, с внесением записей в специальный журнал (отсутствуют записи о проведенных ежеквартальных проверках). Места расположения ручных пожарных извещателей не обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Не проведено категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классу зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и не обеспечено размещение табличек (кладовые, эл.щитовая и пр.) на дверях помещений складского и технического назначения не обеспечено наличие обозначений категории. Общая инструкция о мерах пожарной безопасности разработана в отступление от требований. Запор на эвакуационных дверях, ведущих непосредственно наружу из спортзала и из кухни, не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа. Двери эвакуационных выходов и расположенных на лестничных клетках, препятствующие распространению опасных факторов пожара не оборудованы приспособлениями для самозакрывания. Деревянные чердачные конструкции здания не обработаны огнезащитным составом, не ниже II группы огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292 (документация не представлена). Техническое обслуживание и эксплуатация средств обеспечения пожарной безопасности (автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) осуществляются без учета регламента технического обслуживания указанных систем, утверждаемого руководителем организации, составленного в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем (регламент отсутствует, не представлен). Ширина в свету эвакуационных выходов из столовой, лестничной клетки 1го этажа непосредственно наружу менее требуемой в 1,2 м. В холе, кабинете русского языка и литературы допускается эксплуатация электрической распределительной коробки без крышки, предусмотренной конструкцией. Эвакуационный выход с лестничной площадки 1 этажа (мл. крыло) в коридор, из коридора на лестничную площадку (ст. крыло) не обозначены соответствующими знаками. На объекте защиты не хранится документация, подтверждающая показатели пожарной опасности напольного покрытия коридора 2го этажа. Не представлена программа противопожарного инструктажа. Напольное покрытие на путях эвакуации в коридоре 1го этажа выполнено материалом класса пожарной опасности, выше требуемого КМ 2 (дощатый пол). На объекте защиты на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение. Замок на двери, ведущей из кухни непосредственно наружу находится в неисправном состоянии.
В связи с установленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ СОШ с.Маяк прокурором района внесено представление № об устранении нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ СОШ с.Маяк Сотниковой Е.В. дан ответ № на преставление прокурора района, согласно которому были устранены собственными силами следующие нарушения: заведен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, разработана общая инструкция о мерах пожарной безопасности, разработана программа противопожарного инструктажа.
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ СОШ с.Маяк Сотниковой Е.В. дан ответ № на преставление прокурора, согласно которому были устранены собственными силами следующие нарушения: отремонтирован унитаз в туалете мальчиков, установлен дозатор для жидкого мыла, держатели для туалетной бумаги, урны в туалетных кабинках, держатели полотенец в туалетах, душевые комнаты в раздевалках для девочек и мальчиков находятся в рабочем состоянии, устранили трещины и дефекты в помещении пищеблока, заменили подсветку для ученической доски в 4м кабинете, в 5м кабинете учебная доска оборудована дополнительными источниками искусственного освещения, обозначили соответствующими знаками места расположения ручных пожарных извещателей, оборудовали снарядную, в холе и кабинетах оборудовали крышкой электрическую распределительную коробку. Другие нарушения, выявленные в ходе проверки требуют дополнительного финансирования, в связи с чем разработана проектно-сметная документация, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены отношения за №, № в управление образования администрации Нанайского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ СОШ с.Маяк Сотниковой Е.В. дан ответ № на запрос прокурора района о предоставлении информации, согласно которого для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, которые не были устранены за счет собственных средств, необходимо дополнительное финансирование, в связи с чем были направлены письма в управление образования администрации Нанайского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, устранение указанных нарушений включены в план ремонтных работ к новому учебному году 2024/2025. Управлением образования района подана потребность в проекте формирования муниципального бюджета на 2024 год.
Поскольку в настоящее время выявленные нарушение требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, законодательства о противодействии терроризму ответчиками не устранены в полном объеме, прокурор Нанайского района Хабаровского края обратился в суд с настоящим иском.
На основании ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что МБОУ СОШ с.Маяк является юридическим лицом, имеет лицевые счета, открытые в установленном порядке в финансовом органе в отделении по Нанайскому району Управления Федерального казначейства (УФК) по Хабаровскому краю, печать установленного образца, штамп. Финансовое обеспечение функционирования учреждения осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджета Нанайского муниципального района в порядке, установленном администрацией Нанайского муниципального района (п. 5.7 Устава МБОУ СОШ с.Маяк).
Согласно п. п. 1.3 Устава МБОУ СОШ с.Маяк учредителем школы и собственником ее имущества является Нанайский муниципальный район Хабаровского края.
Функции и полномочия учредителей осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). 10 Главным распорядителем бюджетных средств (абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
В силу п. 5.6 Устава муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) формирует и утверждает управление образования в порядке, установленном администрацией Нанайского муниципального района.
Согласно п. 1.8 Положения об управлении образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ № управлению образования подотчетны и подконтрольны муниципальные образовательные и иные подведомственные учреждения на территории района. Из п. 1.9 Положения, в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что управление образования исполняет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных, в том числе, общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений, Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования центра внешкольной работы сельского поселения « Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края, Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования центра детского творчества Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края» и иных подведомственных учреждений на территории района в соответствие с муниципальными правовыми актами. Согласно п.1.10 Положения в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ № управление образования является главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным монопольным казенным учреждениям, осуществляет финансовое обеспечение их деятельности. Формирует и утверждает муниципальные задания для автономных и бюджетных муниципальных учреждений. Имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципальными автономными, бюджетными учреждениями муниципальных заданий в пределах утвержденного бюджета отрасли « Образования». Осуществляет контроль за 11 деятельностью подведомственных учреждений и иные полномочия, установленные действующим законодательством, муниципальными правовыми актами района. Основными задачами управления образования в силу п.п. 2.4, 2.4.1, 2.5 Устава являются создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных учреждений, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных учреждений в целях обеспечения деятельности учреждений, подведомственных управлению образования. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий. Функциями управления образования в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ № являются, в том числе, в силу п. 3.1 Устава выступать от имени района учредителем подведомственных образовательных и иных учреждений, в соответствии п. 3.24 Устава осуществлять бюджетные полномочия по отрасли «Образования», установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, принимаемыми в соответствие с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, кроме того в силу п. 3.24.1 Устава разрабатывать предложения по формированию. Местного бюджета по вопросам отрасли «Образование». Согласно п. 7.4.3 Устава в ред. Решения от ДД.ММ.ГГГГ № начальник управления образования является главным распорядителем бюджетных средств, обладает правом первой подписи на финансовых и иных документах управления образования, утверждает муниципальные задания образовательных и иных учреждений.
Исходя из вышеизложенного следует, что, обязанности по обеспечению финансирования, также как и бремя содержания имущества возложены нормами закона на управление образования. Вместе с тем, школа - как юридическое лицо, имеет обособленное имущество и самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
В судебном заседании было установлено, что административный ответчик МБОУ СОШ с. Маяк за счет собственных средств, частично исполнил выявленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, законодательства о противодействии терроризму до обращения административного истца с иском в суд.
Кроме того, административный истец в ходе судебного разбирательства отказался от трех требований ввиду их добровольного исполнения, а именно: - в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, оборудовать следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей; - обеспечить на объекте защиты периодичность осмотра и проверки огнетушителей, с внесением записей в специальный журнал; - провести категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классу зоны.
Однако иные нарушения до настоящего времени административными ответчиками не устранены, что свидетельствует об их бездействии. При таких обстоятельствах, требования прокурора Нанайского района Хабаровского края Совы А.В. подлежат удовлетворению.
Учитывая наличие нарушений требований санитарно эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности при оказании услуг по воспитанию и обучению детей и молодежи, не устраненных ко дню судебного заседания, суд пришел к выводу, что бездействие управления образования администрации Нанайского муниципального района, МБОУ СОШ с.Маяк, не соответствующее вышеуказанным нормам закона и нарушающее права обучающихся на безопасное пребывание в образовательной организации, а также на безопасные условия обучения, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации, установлено.
Принимая во внимание, объем предстоящих работ, суд полагает необходимым установить административному ответчику - управлению образования администрации Нанайского муниципального района срок для финансирования расходов по устранению выявленных нарушений в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Установить административному ответчику - МБОУ СОШ с.Маяк срок для выполнения указанных работ по устранению выявленных нарушений в течение 3 месяцев после доведения лимитов бюджетных обязательств.
Анализируя изложенные обстоятельства, требования прокурора, являются законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края Совы А.В. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Маяк», управлению образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать бездействие управления образования администрации Нанайского муниципального района в части финансирования расходов, связанных с устранением нарушений санитарно - эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности, выявленных в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе с.Маяк»- незаконным.
Возложить обязанности на управление образования администрации Нанайского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по устранению нарушений санитарно - эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности, выявленных в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе с.Маяк».
Признать бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с.Маяк» в части устранения нарушений санитарно - эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности - незаконным.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Среднюю общеобразовательную школу с.Маяк» после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение трех месяцев:
- устранить разрушения в нижней части наружной стены здания школы (п.п. 2.2.6, 2.11.9. СП 2.4.3648-20);
- установить москитные сетки на окнах в кабинете химии, в кабинете №, в соответствии с п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20;
- заменить окна в зоне рекреации на 2м этаже (п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20);
- обеспечить наличие ограждающих устройств отопительных приборов в зоне рекреации на 2м этаже и учебных кабинетах в соответствии с п. 2.7.5 СП 2.4.3648-20;
- заменить в спортивном зале источники искусственного освещения, находящиеся в неисправном состоянии в соответствии с п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20;
- обеспечить наличие твердого покрытия площадки для сбора ТКО в соответствии с п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20 (размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны);
- заменить 2 окна имеющие трещины в столовой (второе и последнее слева) в соответствии с п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20;
- обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа эвакуационных дверей, ведущих непосредственно наружу из спортзала и из кухни в соответствии с п.26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. №;
- оборудовать приспособлениями для самозакрывания двери эвакуационных выходов и расположенных на лестничных клетках, препятствующих распространению опасных факторов пожара в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч.3, ч. 4 ст.4;. 5; п.2 ч. 1 ст. 6, ст. 51, п. 1,2,4 ст. 52, п. 1 ч. 2 ст. 53, ч. 19 ст. 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479;
- получить документацию об огнезащитной эффективности (не ниже II группы) защитного состава, которым обработаны деревянные чердачные конструкции здания (в случае несоответствия защитного состава требованиям ГОСТ 53292, либо невозможности получения такой документации, обработать деревянные чердачные конструкции здания огнезащитным составом, не ниже II группы огнезащитной эффективности по ГОСТ 53292) в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2,3,4 ст.4; п.2 ч. 1 ст.6, 9.6 ст. 52, ст.57, ст. 58 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», ранее п. 5.4.5 СП 2.131 02012; п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479;
- обеспечить наличие в МБОУ СОШ с. Маяк регламента технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности (автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479, п. 1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч. 3 ст.4; т.5; п.2 ч. 1 ст.6; п. 3 ст.52; п. 3 ч. ст. 53; ст. 54; ч. 1,3,4 ст. 81; ст. 83, ст.84. ФЭ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- обеспечить ширину в свету эвакуационных выходов из столовой, лестничной клетки 1го этажа непосредственно наружу в соответствии с требованиями пожарной безопасности (не менее 1,2 м.) в соответствии с п.1 ч.2 ст. 1; ч.2 ч. 3 ч.4 ст.4; ст.5; п.2 ч. 1 ст. 6, п. 2 ст. 52 ст. 53 ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
- обозначить эвакуационные выходы с лестничной площадки 1 этажа (мл. крыло) в коридор, из коридора на лестничную площадку (ст. крыло) соответствующими знаками в соответствии с п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479;
- обеспечить хранение на объекте защиты документации, подтверждающей показатели пожарной опасности напольного покрытия коридора 2го этажа в соответствии с п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479;
- привести напольное покрытие на путях эвакуации в коридоре 1го этажа в соответствие с п.1 ч.2 ст.1; ч.2 ч.З ч.4 ст.4; ст.5; п.1 ч.1 ст.6; ст. 51, п. 2, 5 ст. 52, ч.1 п.2 ч.2 ст. 53, ч.1 ст. 89, ч. 1, 2, 6 ст. 134, таблица 28 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020г. № 1479;
- обеспечить на объекте защиты аварийное освещение на путях эвакуации в соответствии с п. 4.3.12 СП 1.13130.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 07.02.2024.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья Е.Л. Караулова