УИД: 57RS0019-01-2024-000020-63
Производство № 2а-1-97/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2024 года пгт. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гнеушевой Е.Н.,
с участием представителя административного истца – администрации Урицкого района Орловской области Олейника А.С., действующего на основании доверенности №11-юр от 09.03.2023,
при секретаре судебного заседания Птушкиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Урицкого района Орловской области к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов, Специализированному отделению судебных приставов по Орловской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
установил:
администрация Урицкого района Орловской области обратилась в суд с иском к Специализированному отделению судебных приставов по Орловской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Урицкого районного суда Орловской области от 30 ноября 2016 года по гражданскому делу №2-750/2016 администрация Урицкого района Орловской области обязана предоставить Мусатовой Д.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории Урицкого района Орловской области общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров, подлежащей уменьшению не более чем на 5 квадратных метров или увеличению не более чем на 7 квадратных метров, в случае отсутствия такого жилого помещения на территории Урицкого района Орловской области из-за технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома. 18.12.2020 на основании исполнительного листа серии ФС № вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства 73058/20/57024-ИП в отношении Администрации Урицкого района Орловской области. 16.04.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем Котяковой С.И. было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с Администрации Урицкого района Орловской области в размере 50 000 рублей. Административный истец считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, поскольку Администрация, как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2006 № 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа". Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий Администрацией осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образования устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В целях реализации Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 11 февраля 2021 года на заседании комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе в присутствии Мусатовой Д.А. было принято решение о закреплении за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 35,5 кв.м, которое приобретено в соответствии с Требованиями к жилому помещению, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МДС 13-21.2007 (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47). 15 февраля 2021 года постановлением администрации Урицкого района №48 было предоставлено жилое помещение Мусатовой Д.А. 17 февраля 2021 года на имя главы администрации Урицкого района поступило заявление от Мусатовой Д.А, о замечаниях по указанному жилому помещению. 10 марта 2021 года в адрес Мусатовой Д.А. был дан ответ о том, что данный дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, приобретаемым для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 08 октября 2021 года в адрес администрации Урицкого района поступило заявление от Мусатовой Д.А., в котором она просит отменить закрепление за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая, решение Урицкого районного суда Орловской области от 30 ноября 2016 года, согласно которого Администрацию Урицкого района Орловской области обязали предоставить Мусатовой Д.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории Урицкого района Орловской области, 14 октября 2021 года на заседании комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе было принято решение отменить закрепление за Мусатовой Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и провести аукционные процедуры по приобретению жилого помещения (квартиры, жилого дома, жилого дома блокированной застройки) в муниципальную собственность Урицкого района для предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Мусатовой Д.А. на территории Урицкого района Орловской области в целях исполнения решения Урицкого районного суда Орловской области от 30 ноября 2016 года. Мусатова Д.А. находилась в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на момент написания её заявления под номером 1 среди тех лиц, в отношении которых имеются решения суда и 1 среди тех, кому жилое помещение должно быть предоставлено на территории Урицкого района. 29 октября 2021 года было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по приобретению жилого помещения на территории Урицкого района Орловской области, со сроком подачи заявок до 10.11.2021 года. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 12 ноября 2021 года - электронный аукцион признан несостоявшимся, подана одна заявка, с единственным участником, подавшим заявку на участие, 26 ноября 2021 года заключен муниципальный контракт. Согласно выписке из ЕГРН от 22.02.2022г. квартира площадью 31,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Муниципального образования Урицкий район Орловской области с 10.12.2021 года. 10 января 2022 года на заседании комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе в присутствии Мусатовой Д.А. было принято решение о закреплении за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 31,1 кв.м, которое приобретено в соответствии с Требованиями к жилому помещению, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МДС 13-21.2007 (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47). Письмами от 22.12.2021 года №5194 и от 11.01.2022 №32 администрация Урицкого района приглашала Мусатову Д.А. в администрацию для заключения договора специализированного найма, однако она не явилась для подписания данного договора. 16 марта 2022 года Администрация обратилась в Урицкий районный суд Орловской области с исковым заявлением к Мусатовой Д.А. о понуждении к заключению договора найма муниципального специализированного жилого помещения. 05.05.2022 заочным решением Урицкого районного суда заявленные требования удовлетворены. Договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с Мусатовой Д.А. подписан 24.01.2023. Соответственно, администрация Урицкого района предпринимала попытки, в рамках действующего законодательства, для исполнения решения суда, однако по независящим от неё обстоятельствам решение суда фактически исполнено только в январе 2023 года, в связи с тем, что Мусатова Д.А. (взыскатель) намеренно отказывалась от предоставляемых жилых помещений, предоставляемых ей в рамках имеющегося решения суда. Нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием вины Администрации, поскольку были предприняты все зависящие меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия жилых помещений находящихся в муниципальной собственности Урицкого района, которые предназначены для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что является основанием для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора. Просила суд освободить от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50 000 рублей.
При принятии административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству 26.01.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов.
В судебном заседании представитель административного истца – администрации Урицкого района Орловской области Олейник А.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котякова С.И. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Представители административных ответчиков Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов и специализированного отделения судебных приставов по Орловской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела были извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки не известны.
Представителем специализированного отделения судебных приставов по Орловской области ФИО1 заявлено о пропуске срока для обращения в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007№229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229- ФЗ) постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом № 229-ФЗ, согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 30 указанного Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона №229-ФЗ об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний статьи 112 поименованного закона исполнительский сбор- это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава- исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.п. 1 и 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом- исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.
Согласно статье 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной категории.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 указанного Закона финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
В судебном заседании установлено, что решением Урицкого районного суда Орловской области от 30 ноября 2016 года по гражданскому делу №2-750/2016 на администрацию Урицкого района Орловской области возложена обязанность предоставить Мусатовой Диане Артуровне по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории Урицкого района Орловской области общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров, подлежащем уменьшению не более чем на 5 квадратных метров или увеличению не более чем на 7 квадратных метров, в случае отсутствия такого жилого помещения на территории Урицкого района Орловской области из-за технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома. (Л.д. 12 – 17).
18.12.2020 судебным приставом – исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам ФИО2 на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Урицким районным судом Орловской области по гражданскому делу №2-750/2016, в отношении Администрации Урицкого района Орловской области возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить требования исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 50 000 рублей.
Администрацией Урицкого района Орловской области в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа не исполнены.
16.04.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. вынесено постановление о взыскании с должника - администрации Урицкого района Орловской области исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, представитель администрации Урицкого района Орловской области ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием вины Администрации, поскольку были предприняты все зависящие меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия жилых помещений находящихся в муниципальной собственности Урицкого района, которые предназначены для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что является основанием для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 23.12.2020 комиссией администрации Урицкого района Орловской области проведена проверка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (Л.д. 19-20)
14 января 2021 Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области составлено заключение о соответствии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> требованиям «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47(Л.д. 21-22)
11 февраля 2021 года на заседании комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе было принято решение о закреплении за Мусатовой Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу: Орловская область, Урицкий район, пгт. Нарышкино, пер. Карьерный, д. 2/1, что подтверждается выпиской из протокола №55 (Л.д. 18)
15 февраля 2021 года постановлением администрации Урицкого района №48 было предоставлено жилое помещение Мусатовой Д.А. (Л.д. 23)
17 февраля 2021 года на имя главы администрации Урицкого района поступило заявление от Мусатовой Д.А, о замечаниях по указанному жилому помещению. (Л.д. 24)
10 марта 2021 года в адрес Мусатовой Д.А. был дан ответ о том, что данный дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, приобретаемым для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (Л.д. 25-26)
08 октября 2021 года в адрес администрации Урицкого района поступило заявление от Мусатовой Д.А., в котором она просит отменить закрепление за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.(Л.д. 27-28)
14 октября 2021 года на заседании комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе было принято решение отменить закрепление за Мусатовой Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и провести аукционные процедуры по приобретению жилого помещения (квартиры, жилого дома, жилого дома блокированной застройки) в муниципальную собственность Урицкого района для предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей Мусатовой Д.А. на территории Урицкого района Орловской области в целях исполнения решения Урицкого районного суда Орловской области от 30 ноября 2016 года, что подтверждается протоколом заседания комиссии №60 (Л.д. 29-31)
После чего, Администрацией Урицкого района Орловской области было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по приобретению жилого помещения на территории Урицкого района Орловской области, со сроком подачи заявок до 10.11.2021 года.
26 ноября 2021 года был заключен муниципальный контракт на приобретение администрацией Урицкого района Орловской области жилого помещения – квартиры, площадью 31,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. (Л.д. 40 – 47)
10 января 2022 года на заседании комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе в присутствии Мусатовой Д.А. было принято решение о закреплении за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (Л.д. 54 -55).
Мусатова Д.А. вызывалась в администрацию Урицкого района Орловской области для заключения договора специализированного найма, однако она не явилась для подписания данного договора. В связи с чем, 16 марта 2022 года Администрация обратилась в Урицкий районный суд Орловской области с исковым заявлением к Мусатовой Д.А. о понуждении к заключению договора найма муниципального специализированного жилого помещения.
Заочным решением Урицкого районного суда Орловской области от 05.05.2022 исковые требования главы администрации Урицкого района Орловской области к Мусатовой Д.А. о понуждении к заключению договора найма муниципального специализированного жилого помещения, удовлетворены. На Мусатову Д.А. возложена обязанность заключить с администрацией Урицкого района Орловской области договор найма муниципального специализированного жилого помещения – квартиры, площадью 31,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> в течении 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в силу.
Договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с Мусатовой Д.А. подписан 24.01.2023.
27.02.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам ФИО3 исполнительное производство №-ИП окончено в связи с выполненными требованиями исполнительного документа должником.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в предоставленный срок реально исполнить решение суда администрация Урицкого района Орловской области не могла вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения для Мусатовой Д.А., возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в свою очередь требует значительного времени, для принятия мер, направленных на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом администрация Урицкого района Орловской области не уклонялась от исполнения решения суда, ею принимались все необходимые меры для исполнения решения суда, однако по независящим от неё обстоятельствам решение суда фактически исполнено только в январе 2023 года.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации Урицкого района Орловской области в неисполнении решения суда в установленный срок при вышеизложенных обстоятельствах и об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Довод представителя специализированного отделения судебных приставов по Орловской области ФИО1 о пропуске административным истцом трех месячного срока для обращения в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд признает несостоятельным, поскольку администрация Урицкого района не оспаривает законность постановления пристава исполнителя, в связи с чем указанный в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок, предусматривающий возможность обратиться в суд в течение трех месяцев, при рассмотрении настоящего административного искового заявления применению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление администрации Урицкого района Орловской области к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов, Специализированному отделению судебных приставов по Орловской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП - удовлетворить.
Освободить администрацию Урицкого района Орловской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей по постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И. от 16.04.2021 по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 18.12.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 февраля 2024 года.
Председательствующий Е.Н. Гнеушева