Дело №2а-1625/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего Истягиной Н.М.,
при секретаре судьи Бабинец Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ГБУ «Специализированная служба похоронного дела города Севастополя» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, заинтересованные лица – прокурор Нахимовского района г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя об освобождении от взыскания исполнительского сбора, о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ГБУ «Специализированная служба похоронного дела города Севастополя» обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, заинтересованные лица – прокурор Нахимовского района г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя об освобождении от взыскания исполнительского сбора, о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенное административным ответчиком 22.03.2022 года за №.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что истцом 08.04.2022 года получено постановление административного ответчика о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора от 22.03.2022 года № в размере 50000 руб. Указанное постановление вынесено в связи с неисполнением требования судебного пристава от 23.06.2020 года в рамках исполнительного производства №-ИП. В свою очередь исполнительное производство №-ИП возбуждено по исполнительному листу, выданному на основании решения Ленинского районного суда от 15.04.2019 по делу №.
По заявлению Департамента городского хозяйства города Севастополя Ленинским районным судом г. Севастополя были вынесены два определения об отсрочке исполнения решения от 22.01.2019 по гражданскому делу №. Первым определением, вынесенным 17.08.2020 года, предоставлена отсрочка исполнения судебного решения до 17.08.2021 года, вторым определением срок отсрочки исполнения решения Департаменту городского хозяйства города Севастополя продлен до 31.12.2021 года. Таким образом, срок исполнения решения Департаментом городского хозяйства города Севастополя был перенесен на 31.12.2021 года.
Административный истец своими силами принимал меры по исполнению решения суда. В феврале 2022 год административный истец инициировал проверку кладбищ Нахимовского района г. Севастополя прокурором Нахимовского района г. Севастополя. По результатам проверки прокурором Нахимовского района г. Севастополя 16.02.2022 года направлено письмо об окончании исполнительного производства в связи с исполнением судебного решения. Факт направления данного письма установлен Ленинским районным судом г. Севастополя в определении от 21.02.2022 года по делу №
Административный истец полагает, что он не имел возможности добровольно исполнить судебный акт, вследствие законного неисполнения Департаментом городского хозяйства города Севастополя своих обязанностей по судебному акту. После окончания срока отсрочки для исполнения судебного акта административный ответчик исполнил свои обязанности в разумный срок, составляющий менее 6 месяцев.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Согласно статье 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 112 Федерального закона 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Ленинского районного суда города Севастополя от от 22.01.2019 по гражданскому делу № суд обязал: Департамент городского хозяйства города Севастополя в установленном порядке профинансировать расходы, связанные с благоустройством ГБУ ««Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» территории кладбищ расположенных в Нахимовском районе города Севастополя; ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры о приведению территории Мемориального Братского кладбища 1854-1855 г.г., кладбища Северной стороны (военное), кладбища Северной стороны, кладбища Северной стороны (расширенное), а также кладбища Мекензиевы годы (1 -4 очереди) в соответствии с требованиями действующего законодательства, оборудовать и соответствующим ограждениям, воротами, системой водоснабжения, общественными туалетами, урнами для сбора мусора, контейнерными площадками, а также произвести обваловку территории.
Решение суда вступило в законную силу 15.04.2020 года.
По заявлению Департамента городского хозяйства города Севастополя Ленинским районным судом г. Севастополя были вынесены два определения об отсрочке исполнения решения от 22.01.2019 по гражданскому делу №. Первым определением, вынесенным 17.08.2020 года, предоставлена отсрочка исполнения судебного решения до 17.08.2021 года, вторым определением срок отсрочки исполнения решения Департаменту городского хозяйства города Севастополя продлен до 31.12.2021 года. Таким образом, срок исполнения решения Департаментом городского хозяйства города Севастополя был перенесен на 31.12.2021 года.
Прокурором Нахимовского района г. Севастополя в адрес УФССП России по г. Севастополю 16.02.2022 года направлено письмо о принятии решения об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением судебного решения.
Постановлением административного ответчика от 23.03.2022 г. № возбуждено исполнительное производство в отношении административного истца, предмет исполнения – исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в части 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Учитывать наличие (отсутствие) вины должника, степень его вины в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, иные существенные обстоятельства, уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа, а также оценивать поведение должника вправе только суд.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для освобождения от взыскания с должника исполнительского сбора, при этом оснований для признания незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора, у суда не имеется, поскольку оно вынесено до рассмотрения вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд возложена на административного истца, а соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организацию, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ГБУ «Специализированная служба похоронного дела города Севастополя» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств – удовлетворить частично.
Освободить ГБУ «Специализированная служба похоронного дела города Севастополя» от исполнительского сбора наложенного постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю.
В остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.06.2022 года.
Судья Н.М. Истягина