Дело № 2а-463/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Отрадная 17 апреля 2023 г.
Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Новиковой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Слухаевой С.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Отрадненского района Д.Д. Росляк,
представителя административного ответчика администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района по доверенности С.А. Перехода,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Отрадненского района к администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района о признании незаконным бездействия по приведению дорог сельского поселения в соответствие с требованиями законодательства
установил:
Прокурор Отрадненского района в порядке ст. 39, 218 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района, выразившееся в непринятии мер по приведению дорог сельского поселения в соответствие с требованиями законодательства и обязать устранить дефекты проезжей части в виде выбоин на дорогах: в <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> уголок от домовладения №Б до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Отрадненского района Д.Д. Росляк поддержал исковые требования, пояснив суду, что указанные в иске нарушения были выявлены в ходе проведения прокуратурой Отрадненского района проверки. В адрес администрации Отрадненского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.
Представитель административного ответчика администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района, Перехода С.А. представил заявление о частичном признании иска, суду пояснил, что администрация Отрадненского сельского поселения Отрадненского района требования административного истца признает в части касающейся необходимости устранения дефектов проезжей части на указанных в иске улицах. В части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по приведению дорог сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства возражал, так как полагает, что администрацией Отрадненского сельского поселения в объемах, предусмотренных в бюджете бюджетных ассигнований в установленном порядке принимались необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения поселения, а именно ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Комплексное и устойчивое развитие Отрадненского сельского поселения <адрес>» в рамках которой на капитальный ремонт, содержание и ремонт автомобильных дорог предусмотрены денежные средства в размере 10 млн.191 тыс. руб. В свою очередь содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется за счет средств дорожного фонда от ежемесячно поступающих доходов от уплаты акцизов. Так как расходы бюджета спланированы с учетом ежемесячного поступления доходов, и в связи с большой протяженностью дорог поселения (142,5 км), осуществить единовременное выделение денежных средств на содержание всей улично -дорожной сети объективно, в силу независящих о администрации обстоятельств, не представляется возможным. В этой связи ремонт автомобильных дорог на территории Отрадненского сельского поселения, в том числе гравийных дорог, осуществляется поэтапно. Так в период с января по март 2023 года выполнен ремонт части гравийных дорог в населенных пунктах Отрадненского сельского поселения (работы по грейдированию и уплотнению дорожного полотна), что подтверждается Договорами от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Проведение работ по ремонту дорог, указанных в административном исковом заявлении, был предусмотрен на 2 квартал 2023 года. ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры на выполнение работ по ремонту указанных автомобильных дорог, срок окончания работ ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом администрация Отрадненского сельского поселения не бездействовала, а в рамках установленных полномочий приняла меры по разработке муниципальной программы, предусматривающей финансирование проведения работ по ремонту автомобильных дорог, исходя из установленных сроков поступления денежных средств в дорожный фонд в период с января по март 2023 года осуществила ремонт части дорог сельского поселения, приведя их в нормативное состояние, так же был заключен договор по ремонту дорог, указанных в исковом заявлении, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Просил суд отказать административному истцу в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Отрадненского сельского поселения. Так же пояснил, что в административном исковом заявлении не определен срок в течение которого администрация Отрадненского сельского поселения должна будет обеспечить исполнение обязанности по проведению ремонта дорог, в связи с чем соответствующие ремонтные работы должен быть завершены немедленно после вступления решения суда в силу, что невозможно будет обеспечить исходя из объемов подлежащих выполнению ремонтных работ, а так же сроков окончания производства работ, установленных заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункта 5.2. которого, сроки выполнения работ определены сторонами до ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи, просил суд установить в решении суда срок, в течение которого администрация Отрадненского сельского поселения должна будет обеспечить исполнение обязанности по ремонту дорог, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск прокурора <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 8 августа 2016 г. N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п. 5 ч.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, которым к вопросам местного значения сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п. 3 ст. 15 и п.1 ст. 17 указанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а так же организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Из указанных положений законодательства следует, что лицом ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения сельского поселения на территории населенных пунктов Отрадненского сельского поселения является администрация Отрадненского сельского поселения.
Судом установлено, что прокуратурой Отрадненского района совместно с ОГИБДД России по Отрадненскому району проведена проверка в порядке контроля исполнения законодательства органами и учреждениями обеспечивающими безопасность дорожного движения, по результатам которой на территории Отрадненского сельского поселения <адрес> выявлен ряд недостатков в содержании улично-дорожной сети, а именно в <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> уголок от домовладения №Б до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> в ходе эксплуатации автомобильной дороги в осенне-зимний период, в условиях перепадов температур воздуха, переувлажнения их конструктивных элементов, образовались дефекты проезжей части дороги в виде выбоин.
Указанные недостатки в содержании улично-дорожной сети влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, что в силу ст. 39 КАС послужило основанием для обращения прокурора в суд.
Административный иск в части необходимости устранения дефектов проезжей части автомобильных дорог в виде выбоин признан административным ответчиком в адресованном суду письменном заявлении.
В соответствии со статьей 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно статьи 157 КАС РФ, при допустимости совершения распорядительных действий данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Последствия частичного признания иска, предусмотренные статьей 157 КАС РФ административному ответчику известны, о чем указано в письменном заявлении, и он с ними согласился.
Поскольку частичное признание исковых требований административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание исковых требований прокурора Отрадненского района к администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района в части возложения на администрацию Отрадненского сельского поселения обязанности привести участок дороги в соответствие с требованиями законодательства, а именно в <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> уголок от домовладения №Б до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> устранить дефекты проезжей части в виде выбоин.
В указанной части требования административного иска подлежат удовлетворению.
В части признания незаконным бездействия администрации Отрадненского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по приведению дорог сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства, административный иск не подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как установлено судом и следует из материалов дела администрация Отрадненского сельского поселения исходя из установленного бюджетным законодательством порядка формирования муниципального дорожного фонда, предусматривающего плановое периодическое ежемесячное зачисление средств от поступающих акцизов на цели финансирования дорожной деятельности, не имела объективной возможности в первом квартале финансового года единовременно обеспечить финансирование осуществления ремонта всех дорог местного значения сельского поселения, составляющих более 142 км. Поэтапное проведение ремонтных работ улично-дорожной сети объективно обусловлено тем обстоятельством, что расходы бюджета, в соответствии с решением о бюджете на 2023 год, спланированы с учетом ежемесячного поступления бюджетных ассигнований в муниципальный дорожный фонд.
Из представленных административным ответчиком материалов следует, что 20.01.2023 утверждена муниципальная программа «Комплексное и устойчивое развитие Отрадненского сельского поселения Отрадненского района» в рамках которой на капитальный ремонт, содержание и ремонт автомобильных дорог предусмотрены денежные средства в размере 10 млн.191 тыс. руб. В период с января по март 2023 года выполнен ремонт части гравийных дорог в населенных пунктах Отрадненского сельского поселения (работы по грейдированию и уплотнению дорожного полотна), что подтверждается Договорами от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Проведение работ по ремонту дорог, указанных в административном исковом заявлении, был предусмотрен на 2 квартал 2023 года. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда на выполнение работ по ремонту гравийных дорог <адрес>, Кирова, Трудовой, Дружный уголок, Артельная, в <адрес>, указанных в административном исковом заявлении, со сроком окончания работ по договору ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация Отрадненского сельского поселения не бездействовала в реализации возложенных на нее законом полномочий по приведению дорог сельского поселения в соответствие с требованиями законодательства, а для финансового обеспечения дорожной деятельности приняла меры по разработке муниципальной программы, предусматривающей финансирование проведения работ по ремонту автомобильных дорог, так же исходя из установленных сроков зачисления денежных средств в муниципальный дорожный фонд, поэтапно, в период с января по март 2023 года осуществила ремонт части дорог сельского поселения, приведя их в нормативное состояние, так же заключила с подрядной организацией договор по ремонту дорог, указанных в административном исковом заявлении, со сроком окончания работ, до 30.06.2023 года
В соответствии со статьей 187 КАС решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исходя из характера заявленных требований о возложении обязанности по ремонту шести автомобильных дорог, сроков завершения ремонтных работ, предусмотренных Договором подряда от 20.03.2023 года (пункт. 5.2. Договора), суд приходит к выводу о необходимости установить срок, в течение которого администрация Отрадненского сельского поселения должна исполнить возложенные на нее обязанности - до 1 июля 2023 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 187, 226–228, КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Отрадненского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Отрадненского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести участок дороги сельского поселения в соответствие с требованиями законодательства, а именно в <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> уголок от домовладения №Б до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> устранить дефекты проезжей части в виде выбоин.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М. Новикова