Дело № 2а-1543/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года г.Учалы РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Тутаевой Л.Ш., при секретаре Рябенко А.А.,
с участием помощника Учалинского межрайонного прокурора РБ Нуриева Д.А.,
представителя администрации МР <адрес> РБ Аделгужина Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Учалинского межрайонного прокурора Жданова И.М. к МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ, Администрации МР <адрес> РБ о понуждении к исполнению требований градостроительного законодательства, законодательства об образовании и о противодействии терроризму,
У С Т А Н О В И Л :
Учалинский межрайонный прокурор обратился с указанным иском, которым просит (с учетом уточнения требований) обязать Администрацию МР <адрес> РБ обеспечить финансирование мероприятий по обследованию технического состояния зданий и сооружений МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ, силами специализированных организаций в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ, провести обследование технического состояния зданий и сооружений, путем заключения договора на техническое обследование зданий и сооружений со специализированной организацией в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение указания прокурора Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № р «Об организации исполнения в прокуратуре Республики Башкортостан приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части доступности и безопасности пребывания детей в образовательных организациях, в том числе исполнение требований градостроительного законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации зданий и сооружений, и законодательства о противодействии терроризму, в ходе, которой выявлены нарушения законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений. В ходе проверки установлено, что за МАДОУ Детский сад № <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на праве оперативного управления закреплено обособленное имущество в виде зданий и сооружений, расположенное по адресам: <адрес> (первый корпус), <адрес> (второй корпус), используемые для осуществления образовательной деятельности, обследование технического состояния которых до настоящего времени не проведено. Согласно информации, представленной МКУ Отдел образования МР <адрес> РБ, техническое обследование объектов образования согласно ГОСТ 31937-2011, не проводился.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме и по указанным основаниям просил их удовлетворить, уточнив в части срока исполнения решения суда.
Представитель Администрации МР <адрес> с учетом срока исполнения решения суда исковые требования прокурора признал.
Представитель административного ответчика МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, уточненные исковые требования признают.
Представитель заинтересованного лица МКУ Отдел образования МР <адрес> РБ извещен надлежащим образом, также не явился в судебное заседание.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положением п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) обязанность по контролю за техническим состоянием зданий и сооружений, их безопасностью в процессе эксплуатации возлагается на собственника имущества и руководителя организации. Сроки проведения ремонта зданий, объектов, элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.
Частью 5 вышеуказанной статьи ГрК РФ установлено, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, согласно разделу 3 которого контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Одновременно нормативной основой для контроля технического состояния зданий и сооружений, оценки степени их механической безопасности является Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (ГОСТ 31937-2011), введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», применение которого осуществляется на обязательной основе.
Согласно п. 4.1, 4.3, 5.1 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится силами специализированных организаций оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию, в дальнейшем - не реже одного раза в 10 лет. К числу оснований для обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений образовательных организаций относится также истечение нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений, обнаружение значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, стихийные бедствия, изменение технологического назначения здания (сооружения), инициатива собственника. По результатам обследования составляется заключение, на основание которого определяется возможность дальнейшего его использования и перечень работ по обновлению, усилению конструкций и отдельных элементов.
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что образовательным учреждением допущены нарушения требований ч. 1, ч. 5 ст. 55.25 ГрК РФ, ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу п. «д» ст. 11 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.
Согласно статье 2, 3 Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. К числу мер по противодействию терроризму относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования).
В соответствии с п.п. «б» п. 11 Требований при категорировании объекта комиссия изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории).
В соответствии с п. 12 Требований при категорировании объекта в качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
- зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
- другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Частью 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Из положений п. 8 ст. 2 ГрК РФ следует, что законодательство о градостроительной деятельности основывается, в том числе, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Таким образом, обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения является необходимым элементом оценки уровня безопасности, по результатам проведения которого при необходимости возможно усиление конструкций и отдельных элементов здания, а также его антитеррористической защищенности.
В обоснование исковых требований административным истцом представлена справка о результатах проверки соблюдения требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой установлено, что в МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ техническое обследование объектов образования согласно ГОСТ 31937-2011, не проводилось.
Указанный факт также подтверждается справкой №, выданной начальником МКУ Отдел Образования МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями устава учредителем МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ является муниципальный район <адрес> Республики Башкортостан.
Функции и полномочия учредителя образовательной организации осуществляет администрация МР <адрес> РБ.
МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ находится в ведении муниципального казенного учреждения отдел образования МР <адрес> РБ, которое является главным распорядителем бюджетных средств образовательной организации и уполномоченным органом Учредителя в области образования на территории МР <адрес> РБ.
То есть, администрация МР <адрес> РБ, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес>, в силу положений, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделена полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в том числе МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ.
Таким образом, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что непроведение эксплуатационного контроля за состоянием здания МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращение прокурора в суд справедливо обусловлено защитой прав неопределенного круга несовершеннолетних, поскольку несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания влечет нарушение прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Таким образом, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В силу требований статьи 187 КАС РФ и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Из разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» также следует, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Основываясь на приведенных положениях закона, принимая во внимание объем предполагаемых действий и затрат, необходимых для исполнения решения, необходимость мер по обеспечению финансирования мероприятий по обследованию технического состояния зданий и сооружений МАДОУ Детский сад № <адрес> МР <адрес> РБ, возложенной решением суда обязанности, время, требующееся исполнение такого решения, а также затруднительность выполнения указанных работ в период учебного процесса, суд с учетом также позиции самого прокурора и представителя административного ответчика, приходит к выводу об исполнимости решения суда в предложенный прокурором срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░), <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░), <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.