Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-101/2024 ~ М-99/2024 от 26.02.2024

УИД 72RS0001-01-2024-000123-42 № 2а-101/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Абатское 16 апреля 2024 года

Абатский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего - судьи Гостюхина А.А.,

при помощнике судьи Киприной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Планета» к УФССП России по Тюменской области, начальнику отделения-старшему судебному приставу Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьеву А.И., судебному приставу-исполнителю Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В. о признании незаконными бездействия начальника отделения - старшего судебного пристава Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьева А.И., судебного пристава-исполнителя Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В., обязании должностных лиц Абатского РОСП устранить допущенные нарушения,

установил:

ООО «Планета» в лице представителя по доверенности Касимовой Д.Д. обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Тюменской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьеву А.И., судебному приставу-исполнителю Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В. о признании незаконными бездействия начальника отделения - старшего судебного пристава Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьева А.И., судебного пристава-исполнителя Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В., обязании должностных лиц Абатского РОСП устранить допущенные нарушения. Свои требования мотивирует тем, что в производстве Абатского РОСП находилось исполнительное производство возбужденное на основании исполнительного листа по делу о взыскании задолженности с ФИО5. В связи с отсутствием информации о ходе исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ взыскатель обратился на официальный интернет-портал ФССП России, из которого было установлено, что указанное исполнительное производство окончено на основании пп.3-4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», при этом задолженность в полном объёме взыскателю не перечислена. По истечении длительного времени оригинал исполнительного документа, постановление об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя не направлены. Просит суд, признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава Абатского РОСП Афонасьева А.И., выразившееся в отсутствии контроля за направлением взыскателю в установленный законом срок постановления об окончании исполнительного производства -ИП и оригинала исполнительного документа - исполнительного листа №ВС по делу о взыскании задолженности с ФИО5, признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2 Е.В., выразившееся в направлении взыскателю в установленный законом срок постановления об окончании исполнительного производства -ИП и оригинала исполнительного документа - исполнительного листа по делу о взыскании задолженности с ФИО5, обязании должностных лиц Абатского РОСП устранить допущенные нарушения.

Представитель административного истца ООО «Планета» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в просительной части административного искового заявления просит рассмотреть указанное административное исковое заявление без участия представителя ООО «Планета» (л.д.6, 38, 99).

Представитель административного ответчика УФССП России по Тюменской области, Врио начальника отделения - старший судебный пристав Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьев А.И., судебный пристав-исполнитель Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачева Е.В., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 38, 39, 95).

Заинтересованное лицо ФИО5, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.40, 97).

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Абатского районного суда Тюменской области abatsky.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство). Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконным решений, действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Под бездействием судебного пристава-исполнителя следует понимать неисполнение судебным приставом-исполнителем обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона № 229-ФЗ взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (далее - извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу) в следующих случаях: если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Согласно п. 3 ч. 1 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 вышеуказанной статьи копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1)взыскателю и должнику;

2)в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3)в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4)в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Согласно положениям ст. 4 Закона № 229-ФЗ, ст. 12, ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Закон № 118-ФЗ) исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Таким образом, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ст. 1).

Предметом оспаривания по настоящему делу является бездействие должностных лиц Абатского РОСП, выразившееся в не направлении взыскателю оригинала исполнительного документа – исполнительного листа №ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьёй судебного участка №5 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики по делу , а также постановления об окончании исполнительного производства , в срок, предусмотренный законодательством.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судомустановлена.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Абатским РОСП УФССП России по Тюменской области было возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ выданного мировым судьей судебного участка №5 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики по делу в отношении должника ФИО5 (л.д.47-49). Из представленных сведений из автоматизированной системы запросов и ответов следует, что Абатским ФИО6 были осуществлены запросы в государственные органы с целью выявления у должника имущества, банковских счетов и установления иных сведений, необходимых для выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 68-93). ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств (л.д.50-51). ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации (л.д.52-53, 54-55). ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (л.д.56-57). ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выезд по месту жительства должника, о чем составлен соответствующий акт, в ходе которого установлено, что имущество ФИО5, на которое можно обратить взыскание, отсутствует (л.д.58). В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В. составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу не возможно (л.д. 60). ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю (л.д.61-62). Из справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в пользу взыскателя перечислены денежные средства в размере 4000 руб. (л.д. 59).

Из списка внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Абатским РОСП было отправлено в адрес ООО «Планета» по адресу: <адрес> постановление об окончании и возвращении ИД по исполнительному производству (л.д.63-67). Вместе с тем, данный список внутренних почтовых отправлений не может являться надлежащим доказательством направления оригинала исполнительного документа, а также постановления об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя, поскольку в нём отсутствует подпись лица, осуществляющего приём почтового отправления, не заверен оттиском печати Почты России.

Как указано в пункте 1 части 6 статьи 47 Закона № 229-ФЗ, копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Учитывая изложенные разъяснения, несвоевременное направление исполнительного документа и постановления взыскателю в установленный законом срок обозначает допущенное судебным приставом-исполнителем незаконное бездействие - неисполнение установленной законом обязанности по своевременному направлению взыскателю копии постановления и исполнительного документа.

Из материалов дела усматривается допущенное со стороны судебного пристава бездействие, выразившееся в нарушении сроков направления постановления об окончании исполнительного производства при установленном законом – ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в рассматриваемом случае нарушенные права административного истца не были восстановлены административным ответчиком и после предъявления административного искового заявления, поскольку представленный список внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ без штемпеля почтового отделения о принятии почтового отправления не позволяет достоверно установить факт устранения нарушения прав взыскателя. Представляя указанный список внутренних почтовых отправлений судебный пристав-исполнитель, по сути, признал требования административного истца.

При этом в силу части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признание административным ответчиком административного иска и принятие его судом является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В нарушение положений частей 9, 11 статьи 226, статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебным приставом-исполнителем Рачевой Е.В. не представлено доказательств направления копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа взыскателю в указанный срок, при этом ООО "Планета" аргументированно указано на нарушение его прав и законных интересов.

Учитывая вышеуказанные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд считает, что судебный пристав-исполнитель Рачева Е.В. в данном случае не совершила необходимые действия по направлению копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа в адрес взыскателя в сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве, Врио начальника отделения-старший судебный пристав Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьев А.И. не совершил необходимые действия контроля по направлению копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа в адрес взыскателя в сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве, чем допустили ущемление прав и законных интересов взыскателя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия Врио начальника отделения-старшего судебного пристава Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьева А.И., судебного пристава-исполнителя Рачевой Е.В., были нарушены права и законные интересы административного истца, в том числе на своевременное повторное предъявление исполнительного документа, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения настоящего административного искового заявления.

С учётом изложенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу, что административное исковое заявление ООО "Планета" о признании незаконным бездействия Врио начальника отделения - старшего судебного пристава Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьева А.И., судебного пристава-исполнителя Рачевой Е.В. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Планета» к УФССП России по Тюменской области, начальнику отделения-старшему судебному приставу Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьеву А.И., судебному приставу-исполнителю Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В. о признании незаконными бездействия начальника отделения-старшего судебного пристава Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьева А.И., судебного пристава-исполнителя Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Е.В., обязании должностных лиц Абатского РОСП устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Рачевой Екатерины Владимировны в части не направления постановления об окончании исполнительного производства , оригинала исполнительного документа - исполнительного листа по делу о взыскании задолженности с ФИО5 в установленные федеральным законом сроки.

Признать незаконным бездействие Врио начальника отделения - старшего судебного пристава Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьева Алексея Игоревича в отсутствии контроля за направлением взыскателю в установленные федеральным законом сроки постановления об окончании исполнительного производства , оригинала исполнительного документа - исполнительного листа по делу о взыскании задолженности с ФИО5.

Признать нарушенными сроки отправки оригинала исполнительного документа и постановления об окончании исполнительного производства .

Обязать судебного пристава-исполнителя Абатского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Рачеву Екатерину Владимировну, Врио начальника отделения - старшего судебного пристава Абатского РОСП УФССП России по Тюменской области Афонасьева Алексея Игоревича, УФССП России по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав взыскателя ООО «Планета» в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд Тюменской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Гостюхин

Мотивированное решение суда составлено 16 апреля 2024 года.

2а-101/2024 ~ М-99/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Планета"
Ответчики
Афонасьев Алексей Игоревич
Рачева Екатерина Владимировна
УФССП России по Тюменской области
Другие
Козлов Виктор Анатольевич
Суд
Абатский районный суд Тюменской области
Судья
Гостюхин Андрей Александрович
Дело на сайте суда
abatsky--tum.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация административного искового заявления
26.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Подготовка дела (собеседование)
28.03.2024Рассмотрение дела начато с начала
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2024Дело оформлено
12.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее