Дело № 2а-2134/2023
УИД 33RS0011-01-2023-002685-60
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 28 июля 2023 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Никифорова К.С.,
при секретаре Алекаевой А.А.,
с участием представителя административного истца ООО «Комсервис» Куиной В.Н. по доверенности,
представителя заинтересованного лица администрации Ковровского района Кузнецовой А.А. по доверенности,
старшего помощника Ковровского городского прокурора Завьяловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО «Комсервис» об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ковровского района Тазиной А.А. в рамках исполнительного производства <№>-ИП от <дата>,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Комсервис» обратилось в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ковровского района Тазиной А.А. в рамках исполнительного производства <№>-ИП от <дата>.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Ковровского городского суда Владимирской области от 20.10.2020, вступившим в законную силу 27.11.2020, по гражданскому делу <№> удовлетворены исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Ковровского района, ООО «Комсервис» о возложении обязанности по обеспечению соответствия санитарным нормам и правилам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты с очистных сооружений в п. Малыгина, п. Пакино, п. Нерехта Ковровского района, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. 27.05.2022 в отношении ООО «Комсервис» возбуждено исполнительное производство <№>-ИП на основании исполнительного документа, выданного судом по данному гражданскому делу. Во исполнение решения суда ответчиком в 2021 году были проведены работы по модернизации очистных сооружений в п. Малыгино и п. Пакино Ковровского района, установлены станции приготовления и дозирования гипохлорита натрия. Текущее состояние очистных сооружений в п. Нерехта не позволяет провести аналогичные мероприятия, требуется строительство новых очистных сооружений. Примерная стоимость строительства всего комплекса очистных сооружений оценивается в 45-48 миллионов рублей. Основным видом деятельности ООО «Комсервис» является предоставление коммунальных услуг населению, затраты на строительство очистных сооружений в тарифы включены быть не могут. Прибыль предприятия за 2022 год составила 383 029 рублей. Единственным источником финансирования по строительству очистных сооружений являются бюджетные средства, при этом требуется разработка проектной документации, обеспечение производства государственной экспертизы проектной документации. ООО «Комсервис» дважды обращалось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки, однако, последнее определение суда о предоставлении отсрочки было отменено вышестоящими инстанциями (апелляционное определение Владимирского областного суда от 17.01.2023, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023). 22.05.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Вместе с тем, в 2022 году были проведены конкурсные процедуры, заключён договор на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию очистных сооружений п. Нерехта Ковровского района, стоимостью 1 700 000 рублей. Проектно-сметная документация получена обществом и направлена для прохождения государственной экспертизы в ГАУ ВО «Владоблгосэкспертиза», по завершении которой будут реализованы дальнейшие мероприятия по строительству очистных сооружений.
В судебном заседании представитель ООО «Комсервис» Куина В.Н. поддержала заявленные требования в полном объёме. Дополнительно представила копию договора на проведение государственной экспертизы проектной документации от 10.07.2023, копию платёжного поручения, пояснила суду, что обществом принимаются все возможные меры, направленные на исполнение решения суда.
Представитель администрации Ковровского района Кузнецова А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме, представив суду письменный отзыв. Просила принять во внимание финансовое положение ООО «Комсервис», длительность установленных законом конкурсных процедур, мероприятий по производству государственной экспертизы проектной документации.
Старший помощник Ковровского городского прокурора Завьялова Т.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что ООО «Комсервис» предоставлялось значительное время для исполнения решения суда. Обстоятельств непреодолимой силы, свидетельствовавших бы о невозможности исполнения решения суда, при рассмотрении дела не установлена. Вместе с тем, указала, что размер исполнительского сбора может быть снижен судом не более чем на одну четверть от установленного размера.
Судебный пристав-исполнитель ОСП Ковровского района Тазина А.А. в судебное заседание не явилась, представила суду письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения заявленных требований, извещена надлежащим образом, равно как и УФССП России по Владимирской области.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с административными исковыми требованиями, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Исходя из частей 1-3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из пунктов 74-76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ковровского городского суда Владимирской области от 20.10.2020, вступившим в законную силу 27.11.2020, по гражданскому делу <№> удовлетворены исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Ковровского района, ООО «Комсервис» о возложении обязанности по обеспечению соответствия санитарным нормам и правилам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты с очистных сооружений в п. Малыгина, п. Пакино, п. Нерехта Ковровского района, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
<дата> в отношении ООО «Комсервис» возбуждено исполнительное производство <№>-ИП на основании исполнительного документа, выданного судом по данному гражданскому делу.
Во исполнение решения суда ответчиком в 2021 году были проведены работы по модернизации очистных сооружений в п. Малыгино и п. Пакино Ковровского района, установлены станции приготовления и дозирования гипохлорита натрия. Текущее состояние очистных сооружений в п. Нерехта не позволяет провести аналогичные мероприятия, требуется строительство новых очистных сооружений. Примерная стоимость строительства всего комплекса очистных сооружений оценивается в 45-48 миллионов рублей. Основным видом деятельности ООО «Комсервис» является предоставление коммунальных услуг населению, затраты на строительство очистных сооружений в тарифы включены быть не могут. Прибыль предприятия за 2022 год составила 383 029 рублей. Единственным источником финансирования по строительству очистных сооружений являются бюджетные средства, при этом требуется разработка проектной документации, обеспечение производства государственной экспертизы проектной документации.
ООО «Комсервис» дважды обращалось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки, однако, последнее определение суда о предоставлении отсрочки было отменено вышестоящими инстанциями (апелляционное определение Владимирского областного суда от 17.01.2023, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023).
22.05.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. При этом из материалов дела следует, что в 2022 году были проведены конкурсные процедуры, заключён договор на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию очистных сооружений п. Нерехта Ковровского района, стоимостью 1 700 000 рублей. Проектно-сметная документация получена обществом и направлена для прохождения государственной экспертизы в ГАУ ВО «Владоблгосэкспертиза», по завершении которой будут реализованы дальнейшие мероприятия по строительству очистных сооружений.
10.07.2023 ООО «Комсервис» заключён договор с ГАУ ВО «Владоблгосэкспертиза» на проведение государственной экспертизы проектной документации, копия которого, равно как и копия платёжного поручения на сумму 710 584,10 руб. от 10.07.2023, представлена в материалы дела.
Вышеназванные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в частности, определением Ковровского городского суда Владимирской области от 25.11.2021 по делу <№> о предоставлении ООО «Комсервис» отсрочки исполнения решения суда до 27.11.2022, аналогичным определением от 31.10.2022 о предоставлении отсрочки до 27.11.2023, апелляционным определением Владимирского областного суда от 17.01.2023, копией постановления о возбуждении исполнительного производства <№>-ИП от <дата>, копией постановления о взыскании исполнительского сбора от 22.05.2023, копией заключения ООО «Проектно-Экспертная Компания «СФ» о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций здания насосной на территории очистных сооружений в п. Нерехта Ковровского района, согласно которому технический ресурсу основных несущих конструкций здания исчерпан, требуется его снос и строительство нового здания, а также иными письменными доказательствами.
Оценивая доводы административного истца о необходимости освобождения общества от уплаты исполнительского сбора, суд приходит к выводу о том, что обстоятельств непреодолимой силы, исключавших бы своевременное исполнение решения суда, по настоящему делу не установлено. ООО «Комсервис» фактически был предоставлен срок в 2 года для исполнения судебного акта (1 год по решению суда, 1 год по определению о предоставлении отсрочки), на что обоснованно указано прокурором Завьяловой Т.Е. в ходе рассмотрения дела.
Одновременно с этим суд соглашается с доводами представителей ООО «Комсервис» и администрации Ковровского района Куиной В.Н. и Кузнецовой А.А. о том, что обществом принимались меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в частности, 10.07.2023 был заключён договор на проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство новых очистных сооружений, произведён платёж по данному договору, приняты меры к приведению иных очистных сооружений (п. Пакино, п. Малыгино) в нормативное состояние.
Данные обстоятельства свидетельствуют о возможности снижения размера исполнительского сбора не более чем на одну четверть от установленного, то есть с 50 000 рублей до 37 500 рублей.
В соответствии с положениями ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действия судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ административные дела об оспаривании действий (бездействий) судебных приставов рассматриваются судами по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, в т.ч. и с учётом правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
По настоящему административному делу названной совокупности не установлено, однако, имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора по постановлению от 22.05.2023 с 50 000 руб. до 37 500 руб.
Кроме того, суд разъясняет административному истцу, что в случае производства удержаний в счёт оплаты исполнительского сбора по постановлению от 22.05.2023 (на сумму, превышающую 37 500 руб.) с расчётных счетов ООО «Комсервис», должник вправе обратиться в ОСП Ковровского района с заявлением о возврате удержанных денежных средств с учётом требований Правил возврата должнику исполнительского сбора, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 (ред. от 14.10.2022).
Руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО «Комсервис» об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ковровского района Тазиной А.А. в рамках исполнительного производства <№>-ИП от <дата>, удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ковровского района Тазиной А.А. от 22.05.2023, вынесенным в рамках исполнительного производства <№>-ИП от <дата>, с 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей, в отношении ООО «Комсервис» (ИНН 3317015795)
В удовлетворении остальной части требований ООО «Комсервис» отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья К.С. Никифоров
Решение в окончательной форме изготовлено 7 августа 2023 года.