Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-872/2022 ~ М-804/2022 от 13.10.2022

дело №2а-872/2022

УИД №68RS0024-01-2022-000973-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2022 года р.п. Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Карнауховой И.А.,

с участием помощника прокурора Сосновского района Тамбовской области Никишиной Я.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно - коммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта с URL- адресом:х,информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском, в котором просит признать информацию, размещённую в сети «Интернет» на странице с URL – адресом: х, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и направить копию вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области для включения указателей страницы сайта с URL – адресом: х в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки в сфере соблюдения законодательства о противодействии терроризму с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что на странице сайта с URL- адресом: х в свободном доступе размещена информация о реализации и возможности приобретения СИМ-карт различных операторов сотовой связи без паспорта и оформления каких-либо документов. Со ссылкой на Федеральный закон от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи», Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2014 года №1342, Федеральный закон от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» считает, что на вышеуказанном интернет-сайте публично размещена запрещенная информация, нарушающая права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку создает условия, способствующие совершению преступлений, в том числе экстремисткой и террористической направленности.

Вход на данный сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет - пользователь. Прокурор указывает, что информация, размещенная на указанном сайте, противоречит и нарушает положения Кодекса об административных правонарушениях РФ, Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также законодательство о противодействии экстремистской и террористической деятельности. При исследовании данного Интернет-сайта установлено, что указатель страниц интернет-сайта, расположенного по URL-адресу: х, в Единый реестр доменных имен, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, не включен.

В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Никишина Я.О. исковые требования о признании информации, размещённой на интернет - странице по URL-адресу: х, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, поддержала и просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области, извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Между тем, реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи29 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничения доступа к информации устанавливаются федеральными законами и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Частью 6 статьи 10 названного федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из материалов дела следует, что в рамках осуществления полномочий в сфере соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в сфере соблюдения законодательства о противодействии террористической деятельности прокуратурой Сосновского района Тамбовской области 19 сентября 2022 года проведен мониторинг Интернет - ресурсов сети Интернет, в ходе которого установлено, что на странице сайта с URL - адресом: х в свободном доступе размещена информация о реализации и возможности приобретения СИМ-карт различных операторов сотовой связи без паспорта и оформления каких-либо документов, на сайте указана их стоимость, способы приобретения, цели, для которых могут использоваться такие СИМ-карты при эксплуатации, а также указан порядок связи потенциальных покупателей с субъектом, реализующим указанный товар, что вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет – пользователь.

В подтверждение такой информации в материалы дела представлены скрин-шоты вышеуказанного сайта.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи», согласно статье 44 которого лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязано внести в него достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи, и направить один экземпляр договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором. На заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами без документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи, установлен запрет.

Пунктом 22 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1342 от 09 декабря 2014 года, установлено, что в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны сведения об абоненте – фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность – для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения (юридический адрес и адрес фактического нахождения), номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуальный номер налогоплательщика – для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер - для индивидуального предпринимателя.

При этом, ст. 13.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и ст.13.30 КоАП РФ за невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов.

Федеральным законом от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Понятие противодействие терроризму определено в статье 3 данного Федерального закона как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактики терроризма).

Согласно ст.4 Федерального закона "О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1 не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайне, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.

С учетом вышеуказанных норм закона, реализация СИМ-карт с нарушением требований действующего законодательства может способствовать терроризму, создавать условия для совершения преступлений в различных сферах, затруднять работу спецслужб, что связано с нарушением публичных интересов Российской Федерации.

Таким образом, сведения, размещенные на странице сайта с URL - адресом: х подрывают социальную стабильность общества и основы конституционного строя государства, так как распространяются на неограниченный круг лиц и вводят в заблуждение относительно законности приобретения СИМ-карт с нарушением требований действующего в Российской Федерации законодательства.

Суд приходит к выводу, что доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, следовательно, в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация на вышеуказанном сайте может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения установлено, что на день рассмотрения настоящего административного дела указатель страницы интернет-сайта, расположенного по URL - адресу: х в Единый реестр доменных имен, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, не включен, что подтверждается информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области от хх.хх.хххх х, от хх.хх.хххх х, согласно которой URL - адрес: х доступен для просмотра и содержит признаки информации, указанной в административном исковом заявлении прокурора.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.

Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.

Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлены владельцы сайта в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации, то есть лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области представлены данные о том, что информацией о владельцах сайта Управление не располагает.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Информацию, размещенную на интернет странице с URL – адресом: х, следует признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.175-176,178-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Сосновского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайта с URL – адресом: х, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение в соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

Копию настоящего решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области для включения страницы сайта с URL – адресом: х в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 15 ноября 2022 года.

Судья И.А.Карнаухова

2а-872/2022 ~ М-804/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сосновского района Тамбовской области в интересх неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Тамбовской области
Суд
Сосновский районный суд Тамбовской области
Судья
Карнаухова И.А.
Дело на сайте суда
sud20--tmb.sudrf.ru
13.10.2022Регистрация административного искового заявления
13.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2022Подготовка дела (собеседование)
21.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее