Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1161/2022 ~ М-929/2022 от 13.07.2022

Дело № 2а-1161/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт. Каа-Хем                                           6 октября 2022 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Бадмаевой Н.Б., при секретаре Шожунчап У.А., с участием помощника Кызылского межрайонного прокурора Сакак А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ооржак А.С. в интересах неопределенного круга лиц к Хуралу представителей с. Целинное Кызылского района Республики Тыва, Главе сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва Монгуш Д.С. о признании незаконным бездействия по непринятию мер по приведению в соответствие законодательству нормативных правовых актов, ненаправлению сведений в Министерство Юстиции Республики Тыва для внесения в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Ооржак А.С. обратился в суд с административным иском к Хуралу представителей сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер по приведению в соответствие законодательству нормативных правовых актов Хурала представителей с. Целинное Кызылского района Республики Тыва: 1) Решение от 20 декабря 2019 года № 20 «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории сельского поселения Целинный по проекту документа территориального планирования, градостроительного зонирования, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий»; 2) Решение от 14 июня 2019 года № 7 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения сумона Целинный Кызылского кожууна»; 3)Решение от 11 апреля 2014 года № 5 «О нотариальных действиях совершаемых на уровне муниципального образования сельского поселения сумона Целинный Кызылского кожууна»; 4) Решение от 10 апреля 2014 года № 4 «Об утверждении тарифов платных услуг по предоставлению услуги ксерокопирования, выдачи справок»; 5) Решение от 10 апреля 2014 года № 10 «Об утверждении правил содержания собак и кошек, о создании бригады по отлову собак, кошек и Положению по отлову собак на территории сельского поселения сумон Целинный и о нахождении их в пункте временного содержания»; 6) Решение от 10 апреля 2014 года № 6 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в сельском поселении сумон Целинный Кызылского района»; 7) Решение от 27 марта 2014 года № 3 «Об утверждении тарифов платных услуг МБУ ЦЦК и БО с. Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва на 2014 год»; 8) Решение от 30 января 2013 года № 2 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги ООО «Чедер» с. Целинное Кызылского кожууна на 2013 год»; 9) Решение от 30 января 2013 года № 7 «Об установлении и введении земельного налога на территории сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна»; 10) Решение от 30 января 2013 года № 3 «Об утверждении тарифов платных услуг по предоставлению услуги ксерокопирования, выдачи справок и нотариальных действий»; 11) Решение от 30 января 2013 года № 6 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва», ненаправлению сведений в Министерство Юстиции Республики Тыва для внесения в федеральный регистр указанных муниципальных нормативных правовых актов и возложении обязанности устранить нарушения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 11 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва Монгуш Д.С.

Представитель административного ответчика Хурала представителей сельского поселения с.Целинное Кызылского района Республики Тыва, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, по неизвестной суду причине не явился, в связи с чем, судом принято решение в порядке ст. 150 КАС РФ.

Административный ответчик Глава сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва Монгуш Д.С., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, по неизвестной суду причине не явился, в связи с чем, судом принято решение в порядке ст. 150 КАС РФ.

Представитель заинтересованного лица – Министерство юстиции Республики Тыва, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания не явился, в связи с чем, судом принято решение в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

По результатам проведенной проверки Кызылской межрайонной прокуратурой главе-Председателю Хурала представителей с. Целинное Кызылского района внесено представление от 15.12.2021 года об устранении нарушений федерального законодательства путем принятия мер по приведению в соответствие законодательству нормативных правовых актов Хурала представителей: 1) Решение от 20 декабря 2019 года № 20 «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории сельского поселения Целинный по проекту документа территориального планирования, градостроительного зонирования, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий»; 2) Решение от 14 июня 2019 года № 7 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения сумона Целинный Кызылского кожууна»; 3)Решение от 11 апреля 2014 года № 5 «О нотариальных действиях совершаемых на уровне муниципального образования сельского поселения сумона Целинный Кызылского кожууна»; 4) Решение от 10 апреля 2014 года № 4 «Об утверждении тарифов платных услуг по предоставлению услуги ксерокопирования, выдачи справок»; 5) Решение от 10 апреля 2014 года № 10 «Об утверждении правил содержания собак и кошек, о создании бригады по отлову собак, кошек и Положению по отлову собак на территории сельского поселения сумон Целинный и о нахождении их в пункте временного содержания»; 6) Решение от 10 апреля 2014 года № 6 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в сельском поселении сумон Целинный Кызылского района»; 7) Решение от 27 марта 2014 года № 3 «Об утверждении тарифов платных услуг МБУ ЦЦК и БО с. Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва на 2014 год»; 8) Решение от 30 января 2013 года № 2 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги ООО «Чедер» с. Целинное Кызылского кожууна на 2013 год»; 9) Решение от 30 января 2013 года № 7 «Об установлении и введении земельного налога на территории сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна»; 10) Решение от 30 января 2013 года № 3 «Об утверждении тарифов платных услуг по предоставлению услуги ксерокопирования, выдачи справок и нотариальных действий»; 11) Решение от 30 января 2013 года № 6 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва», направления соответствующих сведений в Министерство юстиции Республики Тыва для внесения в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Требования прокурора, изложенные в представлении, административными ответчиками, не выполнены, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

В соответствии с информацией Министерства юстиции Республики Тыва по состоянию на 3 октября 2022 года согласно регистру муниципальных актов Хуралом представителей с. Целинное Кызылского кожууна приведено в соответствие только Решение от 30.01.2013 № 2 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги ООО «Чедер» с. Целинное Кызылского кожууна на 2013 года».

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

При этом в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением й собственностью (ст. 12, ч.1 ст. 30 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Исходя из смысла приведенных норм, решение вопроса об отмене, изменении муниципальных нормативных правовых актов осуществляется либо самим органом местного самоуправления в порядке самоконтроля или судом, в случае установления их противоречия положениям иных нормативных правовых актам, имеющим большую юридическую силу. Органы прокуратуры данными полномочиями не обладают, а могут лишь вносить в орган местного самоуправление на рассмотрение предложения о внесении изменений, а в случае отказа в их удовлетворении – оспаривать нормативные правовые акты путем подачи в суд соответствующего административного иска.

Согласно части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1); об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 3).

Административное исковое заявление в соответствии с требованиями части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может содержать требования, в частности: о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком (пункт 1); о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) (пункт 2); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 3).

В соответствии с разъяснениям, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, правом инициировать рассмотрение судом общей юрисдикции дела об оспаривании нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, наделен в том числе и прокурор.

Принимая во внимание, что решения Хурала представителей с. Целинное Кызылского района Республики Тыва: 1) Решение от 20 декабря 2019 года № 20 «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории сельского поселения Целинный по проекту документа территориального планирования, градостроительного зонирования, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий»; 2) Решение от 14 июня 2019 года № 7 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения сумона Целинный Кызылского кожууна»; 3)Решение от 11 апреля 2014 года № 5 «О нотариальных действиях совершаемых на уровне муниципального образования сельского поселения сумона Целинный Кызылского кожууна»; 4) Решение от 10 апреля 2014 года № 4 «Об утверждении тарифов платных услуг по предоставлению услуги ксерокопирования, выдачи справок»; 5) Решение от 10 апреля 2014 года № 10 «Об утверждении правил содержания собак и кошек, о создании бригады по отлову собак, кошек и Положению по отлову собак на территории сельского поселения сумон Целинный и о нахождении их в пункте временного содержания»; 6) Решение от 10 апреля 2014 года № 6 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в сельском поселении сумон Целинный Кызылского района»; 7) Решение от 27 марта 2014 года № 3 «Об утверждении тарифов платных услуг МБУ ЦЦК и БО с. Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва на 2014 год»; 8) Решение от 30 января 2013 года № 2 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги ООО «Чедер» с. Целинное Кызылского кожууна на 2013 год»; 9) Решение от 30 января 2013 года № 7 «Об установлении и введении земельного налога на территории сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна»; 10) Решение от 30 января 2013 года № 3 «Об утверждении тарифов платных услуг по предоставлению услуги ксерокопирования, выдачи справок и нотариальных действий»; 11) Решение от 30 января 2013 года № 6 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва» являются нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, их оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Избранным прокурором способ защиты – признание незаконным бездействия по не принятию мер по приведению в соответствие законодательству нормативных правовых актов является неверным, то есть прокурором избран ненадлежащий способ защиты.

Доводы административного искового заявления о том, что избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц обусловлен результатами мониторинга федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов в РФ на портале Министерства юстиции Российской Федерации, и длительным неисполнением требований, изложенных в представлении прокурора, не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствие нормативного правового акта органа местного самоуправления, нормативным актам, имеющим большую юридическую силу не может быть проверено путем оценки законности информации в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов и представления прокурора, в том числе в порядке возложения обязанности внести изменения в нормативные правовые акты в соответствии с информацией Министерства юстиции Республики Тыва.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия Хурала представителей с. Целинное Кызылского района по непринятию мер по приведению в соответствие законодательству нормативных правовых актов, возложении обязанности совершить требуемые действия.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административный иск не содержит доводов о том, какой, по мнению прокурора, был принят муниципальный нормативный правой акт Хуралом представителей с. Целинное Кызылского района Республики Тыва и не был направлен в Министерство Юстиции Республики Тыва для внесения в регистр муниципальных нормативных правовых, который привел к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, исковые требования о признании незаконным бездействия по направлению сведений о приведении в соответствие законодательству нормативных правовых актов в Министерство юстиции Республики Тыва, возложении обязанности совершить требуемые действия суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░

2а-1161/2022 ~ М-929/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора РТ
Ответчики
Глава муниципального района с. Целинное Кызылского района Республики Тыва Монгуш Демир-оол Сат-оолович
Хурал представителей с. Цклинное Кызылского района РТ
Другие
Министерство юстиции
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Судья
Бадмаева Надежда Бадмаевна
Дело на сайте суда
kizilskiy-r--tva.sudrf.ru
13.07.2022Регистрация административного искового заявления
14.07.2022Передача материалов судье
15.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
09.09.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.10.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее