Дело № 2а-1970/2023
УИД № 02RS0001-01-2023-002018-68
категория 3.207
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2023 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сабаевой Л.С.,
при секретаре Белешевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства экономического развития Республики Алтай к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Алтай обратилось в суд с административным иском к МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением заместителя начальника отделения- заместителя старшего судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай в отношении должника Министерства экономического развития Республики Алтай в пользу взыскателя Шандановой А.А., предмет исполнения: предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Заявленные требования мотивированы тем, что приобретение жилых помещений осуществляется министерством в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. В целях формирования специализированного жилищного фонда на электронной площадке РТС-тендер размещены извещения о закупках, из них по некоторым извещениям аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. На исполнении находится 291 судебное решение. Норма предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот установлена республиканским законом 33 кв.м. В целях решения дефицита жилых помещений особенно на территории г. Горно-Алтайска и Майминского района принято решение об увеличении строительства жилых помещений с выделением дополнительного финансирования, ведутся работы по разработке проектной документации. Таким образом, министерство принимает разноплановые меры для формирования специализированного жилищного фонда и обеспечения исполнения решений суда.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник отделения- судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП и розыску Казюта А.Н., УФССП по Республике Алтай.
В судебном заседании административный соответчик Казюта А.Н. по требованиям административного истца возражал, пояснив, что оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора, не имеется.
Иные стороны по делу в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав административного соответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Из материалов дела в суде установлено, что на основании исполнительного документа серии ФС №, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерства экономического развития Республики Алтай. Должнику предложено исполнить решение суда: предоставить Шандановой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес> Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в течение 5 дней со дня получения постановления.
В приведенном постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии названного постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, представленный для добровольного исполнения, и не предоставления доказательств того, что исполнение невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Постановлением начальника отделения- старшего судебного пристава МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай Казюта А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
При разрешении поставленного должником вопроса, последним не оспаривалось, что решение до настоящего времени не исполнено, взыскатель жилым помещением не обеспечен.
Способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот установлены в виде: приобретения в собственность жилых помещений на рынке жилья; строительства жилых помещений.
Приобретение жилых помещений осуществляется государственным органом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает следование заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, статьей 70 данного федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Судом установлено, что фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у министерства отсутствовала, поскольку министерство реализует полномочия за счет средств федерального и республиканского бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда.
Последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - спецжилфонд), включения жилого помещения в спецжилфонд, исключения жилого помещения из спецжилфонда и процедуру заключения договора социального найма в отношении жилого помещения, исключенного из спецжилфонда, регулируется Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденными Постановлением Правительства Республики Алтай от 19 ноября 2019 года N 321.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, разъяснениями высших судебных инстанций, исходя из того, что министерство не уклонялось от исполнения решения суда, в предоставленный пятидневный срок реально исполнить решение суда не могло вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения для Шандановой А.А., возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в свою очередь требует значительного времени, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Министерства экономического развития Республики Алтай удовлетворить.
Освободить Министерство экономического развития Республики Алтай от взыскания исполнительского сбора на основании постановления начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП полностью в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Л.С. Сабаева
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2023 года.