№ 2а-718/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года г. Дюртюли
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Загртдиновой Г.М.,
с участием представителя административного истца Хайруллиной И.Д.,
при секретаре Галиуллине Б.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан к начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по г. Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по РБ Назарову К.А., ГУФССП по РБ об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан обратилась в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом ОСП по г. Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по РБ Назаровым К.А от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, указав в обоснование, что решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворён иск Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах Кучкаровой Ж.Н Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить Кучкаровой Ж.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение и заключить договор специализированного жилищного найма. На основании исполнительного листа от 09.02.2023 возбуждено исполнительное производство, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения. В указанный срок решение суда не может быть исполнено, поскольку Администрация является органом местного самоуправления, обязано использовать бюджетные средства исключительно по целевому назначению. Финансовые средства передаются бюджету муниципального образования в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете на очередной финансовый год. Согласно заключенному соглашению №53 от 03.03.2023 о предоставлении субвенций бюджету муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан общий объем выделенных средств составил 19 335 888 руб. Ежегодно Администрацией в Министерство финансов Республики Башкортостан направляются письма об оказании содействия в увеличении объемов финансирования переданных государственных полномочий по обеспечению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, предоставляемым по договорам найма. В 2021 году администрацией района заключено 6 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений, в 2022 году – 14 муниципальных контрактов, также заключено соглашение о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 111 798 руб. В 2023 году заключено 8 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений на общую сумму 16 510 643,92 руб., двум гражданам выданы социальные выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения, удостоверяемые жилищными сертификатами. ДД.ММ.ГГГГ был объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения в <адрес>, однако торги были признаны не состоявшимися, поскольку не было подано ни одной заявки на участие в торгах. К настоящему моменту остаются неисполненными 11 судебных решений об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Исполнительский сбор наложен необоснованно по причине невозможности исполнить требования исполнительного документа в 5-дневный срок. Администрация муниципального района была обязана предоставить взыскателю по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств бюджета РФ и РБ. Исполнение решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает исполнение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органов власти РФ и субъекта РФ.
В судебном заседании представитель истца Хайруллина И.Р. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
В судебное заседание представители административных ответчиков не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании положений ст. 150 КАС РФ суд определил провести разбирательство в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу п. 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Закона.
Согласно части 12 указанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, возможно при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, для удовлетворения заявления о снижении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года N 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Из представленных материалов усматривается, что решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ иск Дюртюлинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Кучкаровой Ж.Н. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет удовлетворен, постановлено обязать Администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан предоставить в пределах Дюртюлинского района Республики Башкортостан Кучкаровой Ж.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г.Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по РБ Латыповой А.Т. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику – Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ вручена должнику нарочно 02.03.2023.
11.04.2023 начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по г.Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по РБ Назаровым К.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 руб. в связи с тем, что должник в добровольном порядке требования исполнительного документа не исполнил, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.05.2023.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец указал, что невозможность в срок исполнить решение суда от 02.02.2021 вызвана объективными причинами, не зависящими от Администрации муниципального района.
20.02.2023 глава Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан обратился в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, в Министерство финансов Республики Башкортотстан с письмом об оказании содействия в увеличении объемов финансирования в 2023 году переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Из ответов на обращения следует, что выделение дополнительных средств отдельным муниципальным образованиям республики поставит в неравные условия другие муниципальные образовании, в связи с чем выделение администрации муниципального района Республики Башкортостан дополнительного объема субвенций за счет нераспределенной субвенции из бюджета Республики Башкортостан не предоставляется возможным.
06.03.2023 глава Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан обратился в совет муниципального района Дюртюлинский район с письмом о финансировании приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район РБ от 29.03.2023 №31/280 отказано в выделении средств бюджета муниципального района.
На основании вышеуказанных правовых норм и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии виновных действий, бездействия Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан по неисполнению решения суда от 02.02.2021 в установленный срок, в связи с чем заявленное требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 11.04.2023 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №№/23/02020-░░, ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 16.08.2023.