Дело № 2а-1171/2023
34RS0004-01-2023-000729-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2023 г. г. Волгоград
Волгоградская область
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Яровой О.В.,
при секретаре судебного заседания Шипиловой Д.С.,
с участием административного ответчика Василенко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к Василенко С.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 11 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным иском к Василенко С.Н. о взыскании с него обязательных платежей и санкций. Свои требования мотивирует тем, что административный ответчик состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС Росси № 11 по Волгоградской области и является плательщиком транспортного налога. В налоговом периоде 2017 год имел в собственности объекты налогообложения: автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 22.07.2011. В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление от 12.07.2018 № 2978844 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 2300 руб. В связи с частичным погашением задолженности по транспортному налогу в соответствии со ст.69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации направлялось требование от 05.02.2019 № 20108 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1310,90 руб., пени в размере 21,08 руб., на общую сумму 1331,37 руб. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 1310,90 руб., пеня в размере 21,08 руб., на общую сумму 1331,37 руб., в пользу Межрайонной ИФНС Росси № 11 по Волгоградской области, расходы по уплате государственной пошлины возложить на административного ответчика.
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области и привлечённые к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – начальник Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области Конева Л.В., ГУ МВД России по Волгоградской области, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством размещения информации по делу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте Красноармейского районного суда г. Волгограда – http://krasn.vol.sudrf.ru, в судебное заседание явку представителей не обеспечили; Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области и ГУ МВД России по Волгоградской области ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие; ранее представитель Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области по доверенности Кузнецова М.Е., принимая участие в судебном заседании, настаивала на удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объёме.
Административный ответчик Василенко С.Н., в судебном заседании возражая по доводам административного иска и представив документальное подтверждение уплаты им транспортного налога за 2017 год, просил в иске отказать в полном объёме.
Руководствуясь положениями ст.150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом обстоятельства дела и мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело при установленной явке.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела № 2А-95-1639/2022, суд приходит к следующему.
Положениями ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст.57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган.
Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (п.5 ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации).
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
На территории Волгоградской области транспортный налог установлен и введён в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 года № 750-ОД «О транспортном налоге»; законом закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.
Налогоплательщиками данного налога положениями ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, к которым относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями п.1 ст.362, п.3 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу положений ст.360, 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме (п.5).
Таким образом, по смыслу закона сумма задолженности по пени может быть взыскана только после уплаты плательщиком налогов (страховых взносов) в полном размере.
Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административный ответчик состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС Росси № 11 по Волгоградской области и является плательщиком транспортного налога.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии со ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик Василенко С.Н. в налоговом периоде 2017 год имел в собственности объект налогообложения: автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 22.07.2011.
В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление от 12.07.2018 № 2978844 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 2300 руб.
В связи с частичным погашением задолженности по транспортному налогу в соответствии со ст.69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации направлялось требование от 05.02.2019 № 20108 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1310,90 руб., пени в размере 21,08 руб., на общую сумму 1331,37 руб., со сроком уплаты до 12 марта 2019 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском налоговый орган указал, что задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1310,90 руб., а также пени в размере 21,08 руб., налогоплательщиком до настоящего времени не погашена.
В связи с неисполнением указанных требований, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 95 Красноармейского судебного района г. Волгограда Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
31 августа 2022 года мировым судьёй судебного участка № 95 Красноармейского судебного района г. Волгограда Волгоградской области вынесен судебный приказ, который отменён 10 октября 2022 года на основании возражений должника.
Между тем, в ходе судебного разбирательства административным ответчиком в материалы дела представлены копии платёжных документов об оплате транспортного налога, в том числе за 2017 год, в размере 2300 руб.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком представлены доказательства уплаты указанной задолженности полностью, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 1310,19 руб. и пени в размере 21,08 руб.
Одновременно суд отмечает, что в силу п.3 ст.3 Налогового кодекса налоги должны иметь экономическое обоснование.
Согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Из приведённого правового предписания следует вывод о наличии презумпции добросовестности налогоплательщика.
Статьёй ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок уплаты налога на имущество устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть налог за 2017 года должен быть уплачен не позднее 3 декабря 2018 года (с учётом переноса нерабочего дня (суббота) – 1 декабря 2018 года), а, следовательно, трёхгодичный срок взыскания заканчивается 3 декабря 2021 года.
Руководствуясь изложенным и ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к Василенко С.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Яровая
Мотивированное решение составлено 11 августа 2023 года.