Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-738/2024 ~ М-370/2024 от 29.02.2024

Дело № 2а-738/2024

Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

г. Вязьма                                                                                              1 апреля 2024 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Титовой Е.В.,

при секретаре Афанасьевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Смоленской области к Егоровой Н. В. о взыскании налогов, пени,

У С Т А Н О В И Л:

УФНС России по Смоленской области обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Егорова Н.В., являясь собственником недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, имеет задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 28 487 руб., за несвоевременную уплату земельного налога начислены пени в размере 34,71 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 60 597 руб., за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц начислены пени в размере 42,92 руб. В 2020 году административный ответчик являлся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налог в размере 451 руб. не уплачен, в связи с чем начислены пени в размере 0,38 руб. За несвоевременно предоставление налоговой декларации по ЕНВД за 2 квартал 2020 года административный ответчик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 1000 руб. Налогоплательщику были выставлены требования об уплате налогов и пени, которые им не исполнены. Административный истец просит суд взыскать с административного ответчика в доход бюджета вышеуказанные суммы.

В судебное заседание представитель административного истца – УФНС России по Смоленской области не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик Егорова Н.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу требований п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Порядок уплаты земельного налога установлены главой 31 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 396 НК НРФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пунктом 4 ст. 391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, который представляются в налоговый органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастрового учета невидимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 3 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 данной статьи, определяется исходы из их инвентаризационной стоимости.

Налог подлежит уплате по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления и уплачивается в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 346.28 НК РФ (ллава 26.3. НК РФ «Система налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход отдельных видов деятельности» изложена в редакции, действующей до 01.01.2021), налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой. Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.

За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета п. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В соответствии с требованиями ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Как следует из материалов дела, Егорова Н.В. в 2019 году являлась плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц в связи с нахождением у нее в собственности земельного участка и индивидуального жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, земельных участков и иных строений, помещений и сооружений, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> (л.д. 9-10).

В 2020 году Егорова Н.В. являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Решением №1529 от 23.10.2020 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 000 руб. (л.д. 13-14).

В связи с неуплатой в установленный в налоговом уведомлении срок единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 111135 об уплате штрафа в размере 1000,00 рублей и пени в размере 91,76 руб. в срок до 29.12.2020 (л.д. 17).

В адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № 44254499 от 01.09.2020 с требованием об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 35 576 руб., земельного налога за 2019 год в размере 28 487 руб., налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 60 597 руб. (л.д. 15-16).

В связи с неуплатой в установленный в налоговом уведомлении срок налогов налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 111851 об уплате налогов и пени в размере 442702,73 руб. в срок до 29.12.2020 (л.д. 18).

В установленный срок требования налогового органа в полном объеме исполнены не были.

Доказательств обратного Егоровой Н.В. в материалы дела не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно буквальному толкованию положений п. 1 ст. 48 НК РФ налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Принудительный порядок взыскания недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В силу положений ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статья 289 КАС РФ устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, соблюден ли срок обращения в суд.

На основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с Егоровой Н.В.

11 февраля 2021 года мировым судьей судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области вынесен судебный приказ о взыскании с Егоровой Н.В. обязательных платежей и санкций в размере 126 199,68 руб. и государственной пошлины в размере 1 862,00 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 27.11.2023 судебный приказ отменен в связи с поступившими от Егоровой Н.В. возражениями относительно исполнения судебного приказа (л.д. 29-об.-30).

Административное исковое заявление поступило в суд 29.02.2024.

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ является препятствием для выдачи судебного приказа.

Таким образом, проверка соблюдения сроков до обращения с заявлением о выдаче судебного приказа входит в компетенцию мирового судьи.

Соответственно, суд при рассмотрении административного иска после отмены судебного приказа обязан проверить лишь соблюдение установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячного срока.

Таким образом, срок обращения в суд с административным иском УФНС по Смоленской области с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа не пропущен.

В рассматриваемом деле судебный приказ выдан мировым судьей 11.02.2021, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).

При этом, правомерность выдачи судебного приказа после его отмены по заявлению должника при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций не может являться предметом проверки в порядке главы 32 КАС РФ.

Доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб., от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░: ░░░░░ ░░░), ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 28 487 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 60 597 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 451 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 (░░░░░░░░) ░░░░░░ 18 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 42 (░░░░░ ░░░) ░░░░░ 92 ░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 38 ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░: 90 598 (░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 48 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 03.05.2024

2а-738/2024 ~ М-370/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УФНС России по Смоленской области
Ответчики
Егорова Наталья Викторовна
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Титова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vyazma--sml.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация административного искового заявления
29.02.2024Передача материалов судье
01.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее