Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-516/2023 ~ М-421/2023 от 29.06.2023

������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

УИД 44RS0004-01-2023-000476-90

Мотивированное решение

изготовлено 26 июля 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 года г. Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,

с участием представителя истца помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Антипиной Н.Н., при секретаре Кудряшовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Мантурово Костромской области о признании бездействия незаконным и обязании провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации городского округа город Мантурово Костромской области о признании бездействия администрации городского округа город Мантурово Костромской области в части непринятия мер к проведению паспортизации и оценки технического состояния автомобильной дороги незаконным и обязании провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,842 км., идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-150, в срок до 01.12.2025 года. В обоснование исковых требований указано, что в нарушение ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.13,15,17 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а так же требований "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенного в действие приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 1004-ст и приказом Минтранса России от 07.08.2020 N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" паспортизация и оценка технического состояния данной автомобильной дороги не произведены. Принятыми мерами прокурорского реагирования, внесенным 20.01.2022 года в адрес главы г.о.г. Мантурово представлением, нарушения не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора Антипина Н.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г.о.г. Мантурово в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, согласно направденному в суд отзыву исковые требования признают, просят рассмотреть в их отсутствие (л.д.43-44,47).

Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Костромской области и Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, в судебное заседание не явились, согласно поступившим в суд ходатайствам разрешение дела оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело без участия представителей (л.д.41-42,46,48-49).

Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств и отзыва не направил (л.д.45)

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу норм ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, что относится к задачам Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту – Закон №196-ФЗ)

Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст.2 Закона №196-ФЗ).

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст.ст. 1, 4, 5 Закона №196-ФЗ).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее по тексту Закон №257-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1 и 9 ст. 6 Закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

В силу подп.6 ч.1 ст.13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Закона №257-ФЗ).

В соответствии с подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

В силу положений п.1 ст.12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2020 N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.

В силу подп.4 п. 9 приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В силу п.п. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.

Согласно п.9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.

Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

По итогам проведенной прокурорской проверки главе г.о.г.Мантурово 20 января 2022 года заместителем Мантуровского межрайонного прокурора внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе законодательства о безопасности дорожного движения. В представлении прокурор требовал принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и условий, им способствующих, а именно: провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильных дорог, входящих в состав муниципальной собственности г.о.г. Мантурово (л.д.12-17).

В ответе от 21 февраля 2022 года №616 на представление прокурора, глава г.о.г.Мантурово сообщил, что МБУ «Благоустройство» планирует заключить договор на паспортизацию и оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Мантурово (л.д.18-19).

Как следует из перечня автомобильных дорог подъездных и улично-дорожной сети г.о.г. Мантурово, автомобильная дорога г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,842 км., идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-150 (л.д.20-29).

Решением Мантуровского районного суда Костромской области по делу 2а-34/2021 от 20.01.2021г., вступившее в законную силу 25.02.2021г., подтверждается право собственности муниципального образования г.о.г.Мантурово Костромской области на автомобильную дорогу г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого (л.д.7-11).

Согласно ст.ст.5, 6, 34 Закона №196-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

С учетом нахождения в муниципальной собственности г.о.г.Мантурово Костромской области автомобильной дороги г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого, обязанность проведения паспортизации и оценки технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения возлагается на муниципальное образование, в черте которого находится автомобильная дорога.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у администрации г.о.г. Мантурово Костромской области в силу закона обязанности проведения паспортизации и оценки технического состояния автомобильной дороги Костромская область, г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого.

Неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных и материальных затрат, необходимых для их выполнения, а также позицию ответчика по признанию исковых требований, и полагает достаточным и разумным срок до 01.12.2025 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области к Администрации городского округа город Мантурово Костромской области о признании бездействия незаконным и обязании провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: Костромская область, г. Мантурово ул. Богдана Хмельницкого, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации городского округа город Мантурово Костромской области в части непринятия мер к проведению паспортизации и оценки технического состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,842 км., идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-150, незаконным.

Обязать администрацию городского округа город Мантурово Костромской области провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Богдана Хмельницкого, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,842 км., идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-150, в срок до 01.12.2025 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                Е.С. Хасаншина

2а-516/2023 ~ М-421/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мантуровский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация г.о.г. Мантурово
Другие
Управление Росреестра по Костромской области
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Хасаншина Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
manturovsky--kst.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация административного искового заявления
29.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Дело оформлено
11.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее