Дело № 2а-179/2023
УИД 24RS0036-01-2023-000078-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
с участием представителя административного истца администрации Рыбинского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края Калугиной Н.В.,
при секретаре Беляускас В.О.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Рыбинского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края к Отделению судебных приставов по Мотыгинскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Рыбинского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края в лице представителя Калугиной Н.В., действующей на основании доверенности, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что постановлением ОСП по Мотыгинскому району от 21.02.2023 с администрации Рыбинского сельсовета взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением решения Мотыгинского районного суда от 28 мая 2018 года по делу № 2а- 226/2018, вступившему в законную силу 29.06.2018г. об обязании администрацию Рыбинского сельсовета в срок до 31.12.2018 произвести землеустроительные и кадастровые работы, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественным кладбищем, расположенных с. Рыбное, п. Вельск, п. Пашино Рыбинского сельсовета. С наложением на администрацию Рыбинского сельсовета исполнительского сбора не согласны по следующим основаниям. С учетом положений ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве и п. 1 ст. 401 ГК суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа. Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса о том, приняла ли администрация все зависящие от нее меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне ее контроля и препятствующие исполнению требований исполнительного документа. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Глава Рыбинского сельсовета – Кондратьева В.Н. избрана на должность 14.02.2020г., с указанного времени она в большей части исполнила решение суда, оформив в муниципальную собственность два кладбища, расположенные в п.Рыбное и п. Бельск, что подтверждается выписками из ЕГРН. Администрация Рыбинского сельсовета утвердила схему земельного участка в п. Пашино для эксплуатации кладбища и неоднократно направляла письма в администрацию Мотыгинского района об утверждении этой схемы, однако позже, в процессе утверждения стало известно, что земельный участок частично пересекает границы Мотыгинского лесничества, соответственно необходимо согласование с Министерством лесного хозяйства. Указанное обстоятельство препятствовало оформлению земельного участка. В настоящее время кадастровый инженер и служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района, в связи с передачей им полномочий по земле, проводят мероприятия по оформлению земельного участка в п. Пашино. Таким образом, процесс исполнения судебного акта муниципальным органом носил объективно длительный характер и зависел не только от действий администрации, но и от участия третьих лиц. То есть, неисполнение требований судебного пристава, связанное с необходимостью соблюдения муниципальным органом требований нормативно-правовых актов, очевидно не свидетельствует о его вине и не может являться причиной для взыскания исполнительского сбора, а объем действий должника - администрации сельсовета, направленных на исполнение решения суда, не может свидетельствовать о намеренном уклонении от исполнения решения суда. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. администрацию Рыбинского сельсовета Мотыгинского района по постановлению ОСП по Мотыгинскому району от 21.02.2023г.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Рыбинского сельсовета Калугина Н.В., действующая на основании доверенности от 21.07.2022г., требования поддержала в полном объеме, пояснив, что решением Мотыгинского районного суда от 28.05.2018г. на администрацию Рыбинского сельсовета возложена обязанность в срок до 31.12.2018 произвести землеустроительные и кадастровые работы, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественным кладбищем, расположенных с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино. В настоящее время решение суда администрацией в большей части исполнено. Оформлено в муниципальную собственность два кладбища, расположенные в п. Рыбное и п. Бельск, утверждена схема земельного участка в п. Пашино для эксплуатации кладбища и неоднократно направлялись письма в администрацию Мотыгинского района об утверждении этой схемы, однако позже, в процессе утверждения стало известно, что земельный участок частично пересекает границы Мотыгинского лесничества, соответственно необходимо согласование с Министерством лесного хозяйства. Указанное обстоятельство препятствовало оформлению земельного участка. В настоящее время кадастровый инженер и служба земельно-имущественных отношений Мотыгинского района, в связи с передачей им полномочий по земле, проводят мероприятия по оформлению земельного участка в п. Пашино. Таким образом, процесс исполнения судебного акта муниципальным органом носил объективно длительный характер и зависел не только от действий администрации, но и от участия третьих лиц. Считает, что имеются основания для уменьшения суммы исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного ответчика Отделения судебных приставов по Мотыгинскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении делане ходатайствовали.
В судебном заседании 14.03.2023г. представитель административного ответчика Отделения судебных приставов по Мотыгинскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю врио. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Мотыгинскому району ГУФССП по Красноярскому краю – Дидюк В.В. суду показал, что 17.01.2019 г. в ОСП по Мотыгинскому району было возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Рыбинского сельсовета об обязании произвести землеустроительные и кадастровые работы, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественным кладбищем, расположенных с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино. До настоящее времени решение суда исполнено не в полном объеме. С учетом обстоятельств дела, не возражает против уменьшения суммы исполнительского сбора.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный соответчик извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, его явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца администрации Рыбинского сельсовета Калугину Н.В., исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в административном иске, подлежат частичному удовлетворению.
На основании части 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 11 указанной статьи установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Часть 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям в том числе относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2017 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
Пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 50) устанавливает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из указанных разъяснений освобождение или уменьшение исполнительского сбора является правом, а не обязанностью суда и разрешая данный вопрос суд должен оценить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по спору.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что решением Мотыгинского районного суда от 28.05.2018г. на администрацию Рыбинского сельсовета возложена обязанность в срок до 31.12.2018 произвести землеустроительные и кадастровые работы, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественным кладбищем, расположенных с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино.
Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 29.06.2018г.
На основании вышеуказанного решения суда, 02.07.2018г. Мотыгинским районным судом был выдан исполнительный лист ФС № в отношении должника администрации Рыбинского сельсовета.
На основании исполнительного листа ФС № от 02.07.2018г. 17.01.2019г. в ОСП по Мотыгинскому району было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотыгинскому району Потаповой И.В. должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней, а также должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения с должника будет взыскан исполнительский сбор, если должник не представит судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
О возбужденном исполнительном производстве администрация Рыбинского сельсовета осведомлена как минимум с февраля 2019 г., что подтверждается письмом администрации Рыбинского сельсовета от 12.02.2019г. исх. № 26, согласно которого администрация сообщает, что во исполнение решения Мотыгинского районного суда о проведении землеустроительных и кадастровых работ занятых по общественным кладбищем п. Бельск, п. Рыбное, п. Пашино администрацией был заключен муниципальный контракт № 37/18 с ООО « Бином» на постановку на кадастровый учет земельных участков, произведена оплата, ведутся кадастровые работы., однако необходимо согласовать схемы земельного участка с Министерством лесного хозяйства Красноярского края.
Как следует из материалов исполнительного производства в период с 2019 г. по настоящее время администрацией Рыбинского сельсовета были разработаны схемы расположения земельных участков ( мест захоронений) на кадастровом плане территорий в п. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино.
Схемы были направлены в администрацию Мотыгинского района для утверждения путем принятия постановлений.
Администрацией Мотыгинского района вышеуказанные схемы были направлены в Министерство лесного хозяйства Красноярского края для согласования.
По состоянию на 14.03.2023г. администрация Рыбинского сельсовета оформила в муниципальную собственность два места захоронения, расположенные в п. Рыбное, п. Бельск.
В процессе утверждения схемы земельного участка, занятым под общественным кладбищем, расположенным в п. Пашино стало известно, что земельный участок частично пересекает границы Мотыгинского лесничества.
22.03.2023г. администрация Рыбинского сельсовета обратилась в администрацию Мотыгинского района с заявлением об утверждении схемы земельного участка, занятым под общественным кладбищем, расположенным в п. Пашино.
27.03.2023г. администрация Рыбинского сельсовета обратилась в администрацию Мотыгинского района, Министерство лесного хозяйства Красноярского края за разъяснениями каким образом в настоящее время решается вопрос оформления вышеуказанного земельного участка, какие действия должна совершить администрация рыбинского сельсовета для скорейшего оформления земельного участка.
21.02.2023г. ОСП по Мотыгинскому району в отношении должника администрации Рыбинского сельсовета было вынесено предупреждение.
В связи с тем, что должником – администрацией Рыбинского сельсовета исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения не был исполнен, а так же доказательств того, что администрацией Рыбинского сельсовета предприняты все необходимые меры для исполнения решений суда, а исполнение решения суда в срок в добровольном порядке невозможно по объективным причинам не представили, 21.02.2023г. врио. начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Мотыгинскому району Дидюком В.В. вынесено постановление о взыскании с администрации Рыбинского исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что должником - администрацией рыбинского сельсовета требования исполнительного документа до настоящего времени в полном объеме не исполнены, врио. начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Мотыгинскому району Дидюком В.В. обоснованно, в рамках предоставленных ему законом полномочий, вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в установленном частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При установленных обстоятельствах и с учетом приведенного нормативного регулирования, суд приходит к выводам о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания администрации Рыбинского сельсовета исполнительского сбора и отсутствии обстоятельств, допускающих освобождение его от уплаты данного сбора, а также соответствии закону действий судебного пристава-исполнителя при осуществлении соответствующих действий.
Доказательств, подтверждающих факт обращения должника в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда, на основании которого был выдан исполнительный лист в материалы дела не представлено.
Однако, с учетом фактических обстоятельств дела, доводов представителя административного истца, представленных им документов в обоснование своих требований, суд приходит к выводу о том, что нарушение административным истцом установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в совокупности дающие основания для уменьшения исполнительского сбора, суд считает разумным снизить исполнительский сбор на одну четверть с учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░ ░░ 21 ░░░░░░░2023░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №
№-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 17.01.2019░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 37 500 ( ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2023░