***
Дело № 2а-266/2023
***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2024 г. город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.О.,
при секретаре Ведерниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу-исполнителю ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области Самусевич А.А., УФССП России по Мурманской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства №, возбужденного в отношении Исаева С.В.,
УСТАНОВИЛ:
СОА «ВСК» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области Самусевич А.А., УФССП России по Мурманской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства №, возбужденного в отношении Исаева С.В.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании исполнительного документа № о взыскании с должника Исаева С.В. в пользу САО «ВСК» денежных средств в размере 675 920 рублей 60 копеек, административным ответчиком возбуждено исполнительное производство
№, соответственно, административный истец является стороной данного исполнительного производства.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом не осуществлены.
Полагает факт бездействия судебного пристава-исполнителя установленным, в связи с чем административный истец просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области Самусевич А.А. по неисполнению требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В судебное заседание представитель административного истца САО «ВСК» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области Самусевич А.А., представитель административного ответчика УФССП России по Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. До судебного заседания представили заверенные копии материалов исполнительного производства №, а также письменные возражения относительно заявленных требований, в которых со ссылкой на необоснованность доводов административного искового заявления просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Исаев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке, возражения относительно заявленных требований не представил.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства № суд приходит к следующему.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России могут быть оспорены в суде в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статья 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из приведенных норм права следует, что для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: его несоответствие закону и нарушение им прав и свобод заявителя.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами гл. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
По смыслу приведенных норм статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» истечение двухмесячного срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не влечет утрату взыскателем прав на удовлетворение своих требований, поскольку указанный срок не является пресекательным. Следовательно, истечение двухмесячного срока для исполнения требований исполнительного документа само по себе прав взыскателя не нарушает.
В соответствии с части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия, в том числе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В судебном заседании установлено, что заочным решением *** суда *** от ***, с учетом определения об устранении описки от ***, по гражданскому делу № с Исаева С.В. в пользу САО «ВСК» в счет возмещения ущерба в порядке суброгации взысканы денежные средства в размере 666060 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9860, 60 рублей, а всего взыскано 675920, 60 рублей.
*** судебным приставом-исполнителем ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области на основании выданного Кольским районным судом Мурманской области исполнительного листа серии № возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения: задолженность в размере 675920, 60 рублей.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику разъяснены нормы действующего законодательства – Федерального закона «Об исполнительном производстве», Гражданского процессуального кодекса РФ, КоАП РФ относительно исполнения требований по исполнительному документу, а также последствия уклонения от исполнения данных требований. В соответствии с пунктом 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копии постановления о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства.
В рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области в целях обеспечения исполнения исполнительного документа направлены запросы в государственные органы, осуществляющие контрольные и организационные функции для установления имущества и места работы должника, а именно истребованы сведения в регистрирующих органах, Пенсионном фонде РФ, ФНС России, ГУВМ МВД России, ГИБДД УМВД России по Мурманской области, а также в банках и иных кредитных организациях – о наличии лицевого, расчетного, ссудного, депозитного и иных счетов, открытых на имя должника.
Так, *** судебным приставом-исполнителем направлены запросы в следующие Банки: ООО «ХКФ Банк», филиал ПАО Банк «Открытие», ПАО Росбанк, ПАО КБ «Восточный», ПАО «Сбербанк России», АО Банк Дом.РФ, АО Тинькофф Банк, ПАО Банк Алекандровский, ПАО Банк Зенит, АО Россельхозбанк, АО СМП Банк, АО КБ Модульбанк, АО Альфа-Банк, ПАО Банк ВТБ, АО ГПБ Банк, ПАО Банк Возрождение, ПАО Банк ТРАСТ, ОАО Калужский газовый и энергетический акционерный банк «Газэнергобанк», ОАО СКБ Банк, ООО Экспобанк, ООО КБЭР Банк Казани, ООО Русфинанс Банк, ПАО Азиатско-Тихоокеанский Банк, ПАО Совкомбанк, ПАО АК Барс Банк, ПАО Банк Уралсиб, ПАО Записбком- банк, ПАО МТС-Банк, ПАО Промсвязьбанк, АО Почта Банк, АО Райффайзенбанк, на которые были получены ответы в установленный 7-дневный срок в соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
На основании статей 68-70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» ***, *** вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника.
*** судебным приставом-исполнителем направлен запрос в ПФРФ о предоставлении сведений по СНИЛС в отношении должника Исаева С.В.
Также *** судебным приставом-исполнителем посредством электронного документооборота направлен запрос в ГИБДД МВД России о наличии за должником зарегистрированного авто-транспортного средства, на который был получен ответ об отсутствии сведений в отношении должника. Направлены запросы сотовым операторам связи Билайн, ОАО «Мегафон», ОАО «МТС» посредством электронного документооборота.
***, ***, *** судебным приставом-исполнителем направлен запрос в ФНС России о предоставлении сведений об ИНН, о счетах, регистрации в качестве индивидуально предпринимателя, о наличии зарегистрированной контрольно-кассовой техники.
*** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
***, ***, *** судебным приставом-исполнителем направлен запрос в ПФ РФ о месте работы, либо о получении выплат пенсионных или заработной платы. Установлено, что должник пенсионером не является, официального дохода не имеет.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по месту жительства должника. В ходе совершения исполнительных действий установить факт проживания должника не представилось возможным, о чем составлен соответствующий акт от ***
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Вместе с тем, правом на ознакомление с материалами исполнительного производства взыскатель не воспользовался.
Кроме того, в ходе ведения данного исполнительного производства административный истец в адрес ОСП Кольского района Мурманской области с заявлением о розыске должника-гражданина или его имущества не обращался, а правом самостоятельного применения данной меры судебный пристав-исполнитель положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» не наделен.
Все принятые судебным приставом-исполнителем меры по взысканию задолженности по исполнительному производству отражены в сводке по исполнительному производству.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами исполнительного производства, пояснениями административных ответчиков в письменных возражениях. Доказательств обратного суду не представлено и судом в ходе рассмотрения административного дела не установлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП Кольского района УФССП по Мурманской области в ходе исполнительного производства №, ввиду того, что факт бездействия судебного пристава-исполнителя не нашел подтверждение в судебном заседании.
Напротив, материалы исполнительного производства свидетельствуют о принятии судебным приставом-исполнителем в рамках предоставленных полномочий полного комплекса предусмотренных статьей 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с частью 8 указанной статьи не является пресекательным, и его истечение не ведет к обязательному окончанию или прекращению исполнительного производства.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом, что в рассматриваемом случае отсутствует.
Доказательств нарушения прав взыскателя в соответствии с требованиями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку действия судебного пристава-исполнителя ОСП Кольского района УФССП России по Мурманской области соответствуют требованиям статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», им были предприняты все предусмотренные законом меры для исполнения требований исполнительного документа, каких-либо нарушений Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствующих о бездействии судебного пристава-исполнителя, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░