Дело № 2а-1181/2022 22 февраля 2022 года
78RS0008-01-2021-007957-27 Санкт-Петербург
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Репиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы № 21 по Санкт-Петербургу к Егоровой Наталье Сергеевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС№ 21 по Санкт-Петербургу обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Егоровой Н.С., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 38 165 рублей, пени в размере 505 рублей 05 копеек, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 6 642 рублей 76 копеек, за 2017 год в размере 1 873 рублей 76 копеек.
В обоснование иска указано, что административный ответчик не исполнил возложенную на нее обязанность по оплате транспортного налога и пени. Определением мирового судьи судебного участка №86 Санкт-Петербурга от 22.03.2021 отменен судебный приказ от 24.02.2021 о взыскании с Егоровой Н.С. задолженности по налогам и пеням в связи с поступившими возражениями должника. Учитывая вышеизложенное, инспекция направляет административное исковое заявление для рассмотрения дела по существу.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не явка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению частично, руководствуясь следующим.
Как следует из материалов дела, Егоровой Н.С. заказным письмом по адресу: <адрес>, налоговым органом направлено налоговое уведомление №68378742 от 23.08.2019 об уплате до 02.12.2019, транспортного налога за 2018 год в размере 38 165 рублей (автомобиль марки FREGHTLIN, г.р.з.<№>) (л.д. 10).
Обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком не была исполнена, поэтому 11.02.2020 Егоровой Н.С. налоговым органом заказным письмом было направлено требование №26869 от 04.02.2020 об уплате до 17.03.2020 транспортного налога за 2018 год в размере 38 165 рублей, пени в размере 505,05 рублей (л.д. 15, 23).
Кроме того, за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016, 2017 года налоговой инспекцией произведен расчет пеней и в адрес ответчика направлено требование №94702 по состоянию на 11.07.2019 со сроком уплаты до 13.11.2019 об уплате пеней в размере 8 516,52 рублей (л.д. 17).
По причине неисполнения административным ответчиком требований налогового органа об уплате налогов и пени, МИФНС №21 обратилась к мировому судье судебного участка № 86 Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Егоровой Н.С. указанных в требовании сумм налога и пеней.
В связи с поступившими от Егоровой Н.С. возражениями, определением мирового судьи судебного участка № 86 Санкт-Петербурга от 22.03.2021 отменен ранее выданный судебный приказ от 24.02.2021 о взыскании с Егоровой Н.С. транспортного налога за 2018 год и пеней. МИФНС №21 предложено обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам и пеням в порядке административного судопроизводства (л.д. 6).
В силу п. 1 ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 359 НК Российской Федерации, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговая ставка, в соответствии со ст. 361 НК Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных размерах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абзац 2 п.1 ст.45 НК Российской Федерации).
Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
НК Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК Российской Федерации, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК Российской Федерации
В силу ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 3 ст. 48 НК Российской Федерации установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Производство по административным делам о вынесении судебного приказа отнесено к компетенции мировых судей.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если: из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Следовательно, проверка процессуального срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возложена на мировых судей и поэтому не подлежит проверке судами общей юрисдикции при рассмотрении административных исковых заявлений о взыскании обязательный платежей, поданных после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, из анализа положений ст. ст. 286, 123.3 - 123.4 КАС Российской Федерации и ст. 48 НК Российской Федерации следует, что при обращении в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей суд общей юрисдикции проверяет соблюдение налоговым органом шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, до даты подачи в суд административного искового заявления.
В данном случае процессуальный срок обращения в суд не истек, так как в суд административный истец обратился 22.09.2021, то есть в пределах 6-ти месячного срока с даты отмены судебного приказа, вынесенного 22.03.2021.
Поскольку доказательств погашения задолженности по уплате транспортного налога, а также погашения пени за 2018 год, начисленных в связи с его неуплатой, административным ответчиком суду не представлено, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, как сведений о выбытии из собственности ответчика объектов недвижимости, срок обращения в суд не пропущен, суд полагает подлежащими удовлетворению требование административного истца о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 года и пени.
Проверив расчет сумм налога и пени суд находит его арифметически верным, ответчиком доказательств погашения задолженности по транспортному налогу и пеням суду не представлено, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, как сведений о выбытии из собственности ответчика транспортных средств, срок обращения в суд соблюден, в связи с чем, полагает подлежащей взысканию с административного ответчика задолженность по транспортному налогу 2018 год в размере 38 165 рублей, пени в размере 505,05 рублей.
Между тем требования в части взыскания пеней за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 6 642,76 рублей, за 2017 год в размере 1 873,76 рублей, удовлетворению не подлежат на основании следующего.
Так, пунктом 1 статьи 72 НК Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно пункту 1 статьи 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК Российской Федерации).
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Доказательств взыскания недоимок по транспортному налогу за 2016, 2017 года в принудительном порядке административный истец суду не представил, напротив, согласно материалов дела указанная недоимка с Егоровой Н.С., не взыскивалась, в связи с чем, оснований для взыскания пени за указанный период не возникло.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу требований в части о взыскания с Егоровой Н.С. сумм пени начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2016, 2017 года.
Согласно требованиям ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Егоровой Н.С. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 1 360 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Егоровой Натальи Сергеевны в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы № 21 по Санкт-Петербургу задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 38 165 рублей, пени в размере 505 рублей 05 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Егоровой Натальи Сергеевны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 360 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2022 года.