Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-178/2023 (2а-3270/2022;) ~ М-2793/2022 от 26.09.2022

Дело № 2а-178/2023

24RS0028-01-2022-003858-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Красноярск 16 января 2023 года

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Мугако М.Д.,

при секретаре Болдаревой Е.Е.,

с участием административного истца Белова А.В., представителя административных ответчиков Убоженко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО8 о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Кировский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействие) МВД России, выразившиеся в нарушении условий содержания под стражей 09.03.2021, с 10.03.2021 по 11.03.2021, с 15.03.2021 по 18.03.2021, 23.03.2021 и 13.04.2021 в изоляторе временного содержания ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское». Как указывает истец, в ИВС отсутствовало помещение для проведения обыска и осмотра медицинском работником, данные действия производились в коридоре в присутствии других людей, в том числе женщин, велась видеозапись, вещи складывались на целлофановый пакет на полу в связи с отсутствием обыскного стола, окна в камерах не соответствовали требованиям, отсутствовало проветривание, искусственное освещение было не достаточным, вентиляция была не исправна, нарушалась норма площади на одного человека, санузел не обеспечивал приватность, в помещении для проведения следственных действий отсутствовал стол, общение с адвокатом и ознакомление с делом происходило через форточку одновременно с проведением следственных действий с другими лицами, в связи с тем, что он является ВИЧ инфицированным он содержался с иными инфицированными лицами, не обеспечивался повышенной нормой питания в связи с имеющимся заболеванием ВИЧ инфекцией, не обеспечивался сухим пайком, не предоставлялись ежедневные прогулки и помывки в душе. Белов А.В. просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Истец в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчиков МВД России и МУ МВД России «Красноярское» просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Красноярскому краю, извещенный надлежащим образом, в суд не явился.

Согласно ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Оснований для признания обязательной явки не явившихся лиц не имеется.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые) (ст. 4).

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ст. 7).

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 15).

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату (ст. 16).

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23).

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

Порядок реализации данной обязанности урегулирован, в частности, Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, которым утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140 дсп, которым утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Как следует из книги учета лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» Белов А.В. содержался под стражей в период с 10-30 до 17-00 23.03.2021 и с 10-20 до 17-00 13.04.2021.

Вопреки доводам истца в иные даты, указанные в исковом заявлении, согласно книге учета лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» содержалось иное лицо Белов А.Н. с иной датой рождения. Оснований не доверять записям в книге учета у суда не имеется.

Согласно п. 25, 26 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру. Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

Наличие каких-либо специальных помещений для личного обыска и досмотра вещей, так же обязательное осуществление медицинского смотра Правилами не предусмотрено.

Пунктами 28, 30 предусмотрено, что совместно с медицинским работником при личном обыске проверяются пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки. Присутствие медицинского работника при личном обыске обеспечивается в необходимых случаях.

Как следует справки врио начальника ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» досмотровые мероприятия осуществлялись в помещении дежурной части ИВС, в месте оборудованном откидной столешницей, прикрепленной к стене. При этом, предлагалось снять верхнюю одежду и обувь, без обнажения и раздевания до нижнего белья. Применялся металлоискатель. Ручная кладь досматривалась на откидном столе. Фельдшером осуществлялся опрос на предмет жалоб, измерение температуры и давления.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что нарушены права Белова А.В. в связи с его личными обысками и досмотрами его вещей не имеется. Поскольку обнажение Белова А.В. не производилось, осуществление в целях безопасности видеозаписи не может нарушить его права.

Относительно доводов истца о несоответствии окон в камерах ИВС требованиям п. 17.11 Свода правил N 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (Милиции) МВД России» суд установил следующее.

Пункт 17.11 Свода правил № 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (Милиции) МВД России», принятого и введенного в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года № 1-95, предусматривает, что размеры оконных проемов в ИВС должны составлять не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине.

Согласно техническому паспорту ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» построен в 1975 году. В каждой из камер ИВС имеется окно.

Согласно разделу 1 Свода правил № 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (Милиции) МВД России», принятого и введенного в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года № 1-95 нормы данной инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел (милиции); городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел (милиции) городов (районов, районов в городах); линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; специализированных учреждений милиции - изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц (ИВС); специальных приемников для лиц, административно арестованных; приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; приемников-распределителей для несовершеннолетних; медицинских вытрезвителей; регистрационно-экзаменационных подразделений Государственной автомобильной инспекции.

Указанный Свод правил введен в действие 01.07.1995.

Таким образом, перечисленные обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что положения Свода правил № 12-95 «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (Милиции) МВД России», принятого и введенного в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 № 1-95, распространяют требования на правоотношения, связанные с устройством ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское», построенного в 1975 году. Сведений о том, что осуществлялась реконструкция здания ИВС, в техническом паспорте не имеется.

Согласно ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов

Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Красноярска от 26.01.2021 по иску прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, нарушений в части нарушений размера окон в камерах ИВС так же установлено, указано, что Свод правил № 12-95 в данной части на здание ИВС не распространяется.

Следовательно, оснований для признания незаконным бездействия в части несоответствия окон требованиям п. 17.11 Свода правил № 12-95 не имеется.

Пункт 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предусматривает, что камеры ИВС оборудуются приточной и/или вытяжной вентиляцией.

Как следует из справки врио начальника ИВС ОП № № МУ МВД России «Красноярское» установленная в 2016 году приточно-вытяжная вентиляция работала в штатном режиме.

Решением Кировского районного суда г. Красноярска от 26.01.2021 по иску прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, установлено, что ИВС оборудован приточно-вытяжной вентиляцией.

Учитывая изложенное, оснований полагать, что на момент содержания в ИВС Белова А.В. отсутствовала необходимая вентиляция или она была неисправна, не имеется.

В части доводов Белова А.В. о несоответствии искусственного освещения требованиям пункта 6.16 Приказа МВД Российской Федерации от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» суд установил следующее.

Согласно пункту 6.16 указанного Приказа МВД Российской Федерации во всех помещениях изолятора временного содержания устанавливается электрическое рабочее освещение. Общее освещение обеспечивается антивандальными светильниками, которые устанавливаются на потолке. Для дежурного освещения применяются светильники с лампами накаливания, которые размещаются в нишах над дверью и закрываются плафонами с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним.

Как следует из возражений представителя административных ответчиков и справки врио начальника ИВС ОП № № МУ МВД России «Красноярское», освещение в камере имелось, как искусственное лампами, так и естественное через окна.

Решением Кировского районного суда г. Красноярска от 26.01.2021 по иску прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, нарушений в части организации искусственного освещения не установлено, при этом принято во внимание, что в камерах установлены светильники в наддверной нише, которые имеют регулировку мощности освещения. Указанное расположение исключает возможность доступа к ним содержащихся лиц.

Кроме того, следует учесть, что Приказ МВД Российской Федерации от 25.07.2011 № 876 устанавливает дополнительные меры в целях усиления инженерно-технической укрепленности конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, а не регулирует вопросы каких-либо гарантий для лиц содержащихся под стражей.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

Данные требования закона при содержании под стражей Белова А.В. не нарушены, поскольку он содержался в камере № 3 площадью согласно техническому паспорту 18,93 кв.м. с тремя иными лицами. Соответственно, норма санитарной площади в камере на одного человека составляла более 4,7 кв.м.

Доводы Белова А.В. о необеспечении приватности в туалетной комнате и запахе из унитаза не нашли своего подтверждения.

Как следует из справки врио начальника ИВС ОП № № МУ МВД России «Красноярское» камеры ИВС оборудованы в соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, а именно приватными перегородками и дверцами высотой 104 см., что соответствует требованиям п. 17.16 Свода правил № 12-95 «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (Милиции) МВД России». Камеры оборудованы напольными унитазами, конструктивно содержащими водяную пробку, препятствующую проходу запахов из канализации. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями.

Пунктом 1 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел обязанность проведения уборки камер и других помещений возложена на лиц, содержащихся в ИВС.

Согласно п. 135, 140 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику ИВС видеть их, но не слышать.

В соответствии с п. 146, 149 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел администрация ИВС обеспечивает следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение ИВС в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц.

По письменному указанию следователя, лица, производящего дознание, для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других исследований на территории ИВС его администрация обязана: предоставить помещение; доставить подозреваемого или обвиняемого и обеспечить его охрану; обеспечить в установленном порядке допуск в ИВС лиц, привлекаемых для участия в следственных действиях.

Как следует из справки врио начальника ИВС ОП № № МУ МВД России «Красноярское» ИВС оборудовано следственными комнатами с приточно-вытяжной вентиляцией, окном дневного света и регулируемым искусственным освещением. Размер следственной комнаты составляет 100*100 см., высота 250 см. исходя из фототаблицы в комнате имеется стул и стол для лиц, содержащихся под стражей.

Ограничения в помещениях для производства следственных действий продиктованы соображениями безопасности и исключения возможности передачи подозреваемым и обвиняемым посторонних предметов.

Вопросы о формах ознакомления с материалами уголовного дела не входят в компетенцию администрации ИВС и решаются лицом, в чьем производстве находится уголовное дело. Администрацией ИВС, как следует из искового заявления, была обеспечена возможность общения с защитником путем предоставления помещения.

Конкретных требований для таких помещений законодательством не предусмотрено.

Напротив Приказом МВД Российской Федерации от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в целях усиления инженерно-технической укрепленности конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, в том числе побегу предусмотрены дополнительные требования к оборудованию помещений для производства следственных действий металлическими решетчатыми перегородками из стальных прутьев, дверями с замками камерного типа, жестком креплении мебели к полу, установке на окнах металлических решеток.

Согласно справке КГАУЗ «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» Белов А.В. с 2018 года состоит на учете с ВИЧ инфекцией.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при размещении подозреваемых и обвиняемых в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Как предусмотрено п. 17, 18, 126 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел размещение больных производится по указанию медицинского работника медицинского пункта ИВС. Лица, в отношении которых имеются подозрения на наличие инфекционных заболеваний, размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется по медицинским показаниям. Больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. Больные острыми формами инфекционных и паразитарных заболеваний (в том числе при обострении хронических) подлежат обязательной госпитализации в инфекционный стационар.

Конкретных сведений о фактах содержания с лицами, страдающими острыми формами инфекционных заболеваний административным истцом в иске и в судебном заседании не приведено.

ВИЧ инфекция у истца возникла задолго до его содержания под стражей в ИВС. Сведений о его заражении иными инфекционными заболеваниями в период содержания в ИВС не имеется.

Согласно журналу медицинских осмотров Белов А.В. и иные лица, содержащиеся в ИВС, жалоб на состояние здоровья не высказывали.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел).

Организация горячего питания в ИВС ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 обеспечивалась на основании государственного контракта от 21.10.2019. Оснований не доверять представленной электронной копии данного контракта у суда не имеется.

Обеспечение лиц, содержащихся в ИВС, сухим пайком предусмотрено лишь в случае участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях и вследствие этого невозможности обеспечения горячим питанием (п. 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел).

К следственным действиям и судебным заседаниям за пределами ИВС Белов А.В. с 23.03.2021 и 13.04.2021 не привлекался.

Приказом МВД России от 19.10.2012 № 966 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту» повышенные нормы питания для лиц, имеющих ВИЧ инфекцию, не предусмотрены.

Согласно п. 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой.

Как указывалось выше Белов А.В. содержался под стражей в период с 10-30 до 17-00 23.03.2021 и с 10-20 до 17-00 13.04.2021. При этом, в период содержания в ИВС он участвовал в следственных действиях 23.03.2021 с 14-40 до 15-30 часов и 13.04.2021 с 14-10 до 15 часов. Прогулками Белов А.В. не обеспечивался.

Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для вывода о нарушении прав Белова А.В. при содержании под стражей, поскольку с учетом периода содержания под стражей в ИВС без ночного пребывания и необходимости обеспечения проведения следственных действий с Беловым А.В. следователем, оснований для предоставления прогулки не имелось.

Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (действовавшим до 16.07.2022) установлен механизм, согласно которому, в случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности (п. 134).

Белов А.В. не был лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении дополнительных прогулок в администрацию следственного изолятора, где он содержался под стражей.

Согласно п. 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

С учетом непродолжительного времени пребывания в ИВС оснований для предоставления Белову А.В. помывки в душе не имелось.

Таким образом, судом не установлено сведений о фактах нарушений прав и свобод Белова А.В. при его содержании под стражей. Ранее с жалобами на условия содержания под стражей Белов А.В. не обращался.

Оснований не доверять письменным пояснениям представителя ответчиков, справке врио начальника ИВС и иным представленным ими документам у суда не имеется.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 ч. 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца), возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Из содержания ст. 227 КАС РФ, следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов Белова А.В. судом не установлено.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена ст. 227.1 КАС РФ (особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении), вступил в силу 27.01.2020.

При этом, ст. 5 данного Федерального закона предусматривает, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Период предполагаемых истцом нарушений при его содержании под стражей окончился 13.04.2021. Как пояснил в судебном заседании административный истец, в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей он не подавал.

С административным иском в суд Белов А.В. обратился 22.09.2022 (согласно штемпелю на конверте), то есть более чем через 1 год и 5 месяцев лет со дня окончания предполагаемого нарушения его прав.

Доказательств уважительности причин пропуска обращения в суд Белов А.В. не представил. Каких-либо препятствий для обращения в суд с требованиями о компенсации морального вреда у Белова А.В. не имелось. Отсутствие юридических познаний и обращения в органы прокуратуры не является объективным препятствием для обращения в суд.

Таким образом, срок обращения в суд является пропущенным без уважительной причины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме изготовлено 17.01.2023.

                    

Судья          Мугако М.Д.

2а-178/2023 (2а-3270/2022;) ~ М-2793/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белов Александр Владимирович
Ответчики
МВД России
МУ МВД России "Красноярское"
ОП № 3 МУ МВД России "Красноярское"
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Мугако М.Д.
Дело на сайте суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация административного искового заявления
27.09.2022Передача материалов судье
29.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2022Рассмотрение дела начато с начала
28.10.2022Подготовка дела (собеседование)
28.10.2022Рассмотрение дела начато с начала
07.11.2022Подготовка дела (собеседование)
28.11.2022Подготовка дела (собеседование)
28.11.2022Рассмотрение дела начато с начала
28.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.01.2023Судебное заседание
17.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Дело оформлено
02.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее