Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4125/2023 ~ М-3743/2023 от 07.12.2023

                                      Дело №2а-4125/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2023 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Степановой Ю.С.,

при секретаре Мартьяновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Краснокутской Нины Николаевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Краснокутская Н.Н. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, на основании п. 4 ст. 18 Закона Севастополя № 106-ЗС граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны).

Истицей подано заявление от 27.06.2023 г. № в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ДИЗО) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов.    

По результатам рассмотрения указанного заявления, ДИЗО принял решение от 27.11.2023 об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которой не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее – ДаиГ) в соответствии с Приказом Минкультуры от 12.08.2016 № 1864 с изменениями от 30.06.2018 испрашиваемый земельный участок относится к зоне Р-3-3 уч. Л-37. По мнению ДИЗО данное обстоятельство в дальнейшем может привести к невозможности использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования.

Несогласие административного истца с вышеуказанным решением послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ, размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда города Севастополя в сети Интернет.

В силу ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, письменные доказательства в их совокупности, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Статьей 210 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено 27.11.2023 года, административное исковое заявление предъявлено в суд 07.12.2023 года, то есть в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями – это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 г. №4-П, от 03.02.1998 г. №5-П, от 28.05.1999 г. №9-П, от 11.05.2005 г. №5-П и др.).

Формальное удовлетворение требований, без цели их восстановления и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Краснокутская Н.Н. является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Законом города Севастополя от 23.01.2015 г. № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее – Закон Севастополя №106-ЗС).

Так, указанный Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года.

Частью 4 ст. 18 Закона Севастополя № 106-ЗС, предусмотрены меры социальной поддержки граждан из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны), а именно первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

Учитывая, что Краснокутская Н.Н., 07.06.1938 года рождения, проживает и зарегистрирована на территории города Севастополя с 1984 года, то по состоянию на 02.09.1945 её возраст составлял 7 лет (менее 18 лет), согласно норм Закона Севастополя № 106-ЗС истец отнесен к категории граждан детей войны, для которой предусмотрено первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

Первоочередность, в свою очередь, предусматривает предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов и вне конкурса.

Первоочередность, в свою очередь, предусматривает предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, вне конкурса и в установленный законом срок предоставления государственной услуги.

Истицей Краснокутская Н.Н., 07.06.1938 года рождения, подано заявление от 27.06.2023 г. № в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ДИЗО) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов.    

По результатам рассмотрения указанного заявления, ДИЗО принял решение от 27.11.2023 № об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которой не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее – ДаиГ) в соответствии с Приказом Минкультуры от 12.08.2016 № 1864 с изменениями от 30.06.2018 испрашиваемый земельный участок относится к зоне Р-3-3 уч. Л-37. По мнению ДИЗО данное обстоятельство в дальнейшем может привести к невозможности использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно пункту 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Заявление административного истца о предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности от 27.06.2023 г. подлежало рассмотрению административным ответчиком согласно административного регламента, утвержденного Приказом №11-АР от 07.12.2021 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» и должна была быть оказана в течение месяца со дня обращения заявителя. Однако, отказ ДИЗО от 27.11.2023 № был предоставлен с нарушением сроков исполнения государственной услуги более чем на 5 месяцев.

Административный ответчик, принимая решение об отказе в предоставлении государственной услуги административному истцу, руководствовался заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, согласно которому испрашиваемый земельный участок в соответствии с Приказом Минкультуры от 12.08.2016 № 1864 с изменениями от 30.06.2018 относится к зоне Р-3-3 уч. Л-37, и, по мнению ДИЗО данное обстоятельство в дальнейшем может привести к невозможности использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования.

Суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления Краснокутская Н.Н. испрашиваемый истцом земельный участок подлежал проверке на соответствие градостроительной документации, действовавшей на момент подачи административным истцом данного заявления.

Таким образом, решение административного ответчика со ссылкой на заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее – ДаиГ), о том, что при рассмотрении материалов, предоставленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, было выявлено, что в соответствии с Приказом Минкультуры от 12.08.2016 № 1864 с изменениями от 30.06.2018 испрашиваемый земельный участок относится к зоне Р-3-3 уч. Л-37, суд считает их необоснованными, учитывая, что в Правилах землепользования и застройки (далее по тексту ПЗЗ), утвержденными Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 г. № 730-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского, муниципальных округов и города Инкермана», согласно которых испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2.1 (индивидуальная жилая застройка).

Таким образом, при рассмотрении заявления Краснокутская Н.Н. с учетом наличия утвержденных в установленном законом порядке Правил землепользования и застройки государственный орган не имел права ссылаться на иные нормативные акты, содержащие градостроительные регламенты, в том числе и Приказ Минкультуры России от 12.08.2016 № 1864 с изменениями от 30.06.2018 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе", послуживший основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого решения.

В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок расположен в зоне существующей жилой застройки, на смежных территориях существуют ранее учтенные жилые дома и землеотводы под строительство и обслуживание жилых домов, на которых зарегистрировано право собственности.

Положения вышеуказанного приказа Минкультуры России не запрещают предоставление, формирование и передачу земельного участка, а устанавливают ограничения по его использованию.

Кроме того, запрета на предоставление земельных участков в собственность или на их перераспределение данный нормативный правовой акт не содержит, устанавливая лишь ограничения по использованию.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не представлено надлежащих и допустимых доказательств в обоснование доводов, указанных в обжалуемом решении, отказ в предоставлении государственной услуги нельзя признать обоснованным.

Земли населённых пунктов – это те территории населенных пунктов, на которых ведётся застройка. Задача таких земель – развитие города или поселения, к которому они относятся. Граница земель населённого пункта или поселения – линия на его картах, схемах и планах, отграничивающая его территориальные пределы (ст.83 ЗК РФ).

Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

При этом суд учитывает, что в силу требований пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченным органом в решении должны быть приведены все основания отказа.

Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в оспариваемом решении Департаментом не указано, ссылок на наличие иных оснований, не учтенных в отказе, не приведено. При этом суд учитывает, что в силу требований пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченным органом в решении должны быть приведены все основания отказа.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц.

Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.

К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, недвусмысленности актов органов власти.

Оспариваемое решение уполномоченного органа указанным требованиям законодательства не соответствует, из отказа Департамента не усматривается, каким образом указанные в ответе административного ответчика основания препятствуют формированию земельного участка.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконным отказа административного ответчика являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по <адрес> с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1000 кв.м., зарегистрированное под от 27.06.2023 г.

Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца, а срок достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Краснокутская Н.Н. удовлетворить частично.

Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес>, изложенное в письме от 27.11.2023 , об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, незаконным.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 10-ти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление административного истца Краснокутская Н.Н. (вх. от 27.06.2023 г.) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов.

    Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу уведомить суд и административного истца о принятом решении.

    В остальной части административного иска отказать.

    Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                          Ю.С. Степанова

2а-4125/2023 ~ М-3743/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краснокутская Нина Николаевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Сердюк Юлия Александровна
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация административного искового заявления
08.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Дело оформлено
19.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее