Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-57/2023 ~ М-29/2023 от 31.01.2023

УИД 55RS0024-01-2023-000037-72

Дело № 2а-56/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Нововаршавка, Омской области              4 апреля 2023 года

    Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шмидт Н.В., при секретаре судебного заседания Горячун А.В., с участием помощника судьи Протасовой Л.А., с участием помощника прокурора Нововаршавского района Омской области Головко П.А., представителя ответчика – администрации Нововаршавского муниципального района – Эбергардт О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нововаршавского муниципального района об оспаривании бездействия ответчика и возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в Нововаршавский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нововаршавского муниципального района об оспаривании бездействия ответчика и возложении обязанности в срок до 30.09.2024:

- Признать незаконным бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов:

- с. Ермак - земельный участок ...;

- с. Александровка - земельный участок ...;

- а. Алкул - земельный участок ...;

- с. Береговое - земельный участок ...;

- а. Караман - земельный участок ....

2. Обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области в срок до 30.09.2024 ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов:

- с. Ермак - земельный участок ...;

- с. Александровка - земельный участок ...;

- а. Алкул - земельный участок ...;

- с. Береговое - земельный участок ...;

- а. Караман - земельный участок ....

В обоснование иска указано земельный участок с кадастровым номером №... принадлежат на праве собственности Нововаршавскому муниципальному району Омской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области. Из приложения № 8 следует, что в адресном перечне мест несанкционированного размещения отходов указаны несанкционированные свалки в ....

Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Расположенные на территории Бобринского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов существуют на протяжении длительного времени, в связи с чем подлежат ликвидации в установленном законом порядке.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления 30.11.2021 главе Нововаршавского муниципального района Омской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению допущенных нарушений не приняты.

В судебном заседании помощник прокурора Нововаршавского района Головко П.А. исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, указанным в иске.

    Представитель ответчика администрации Нововаршавского муниципального района – Эбергардт О.В., в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, предоставила отзыв на иск, просила предоставить более длительный срок для устранения нарушений, а именно до 2025 года, в связи с невозможностью исполнения решения в указанный истцом срок, так как отсутствует финансирование и место для размещения ТКО на санкционированной свалке.

Представители заинтересованного лица – Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, администрации Ермаковского сельского поселения Нововаршавского муниципального района в судебное заседание не явился.

Выслушав помощника пом. прокурора, доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», регламентирующая участие прокурора в рассмотрении дел судами, закрепляет право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Обращение прокурора района в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено тем, что невыполнение ответчиком возложенных на него требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, проживающих на территории Нововаршавского муниципального района Омской области, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам.

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, помимо прочего, отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Аналогичное полномочие установлено ч. 2 ст. 8 Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов местного самоуправления, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Статьей 7 Федерального закона № 7-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Право собственности на отходы определяется в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ.

Пунктом 7.8 Международного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст., предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии со ст. 3 Устава Нововаршавского муниципального района Омской области организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения Нововаршавского муниципального района Омской области.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что на территории населенного пункта, входящих в состав Ермаковского Нововаршавского муниципального района Омской области, размещено 1 место несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках с кадастровыми номерами, в том числе №....

Указанный земельный участок принадлежат на праве собственности Нововаршавскому муниципальному району Омской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области. Из приложения № 8 следует, что в адресном перечне мест несанкционированного размещения отходов указаны несанкционированная свалка в ....

Как следует из схемы размещения ТКО по географическим координатам с. Ермак площадь загрязнения установлена в границах точек с географическими координатами: с географическими координатами: №...;

- с. Александровка - земельный участок ...;

- а. Алкул - земельный участок ...;

- с. Береговое - земельный участок ...;

- а. Караман - земельный участок ....

Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления. Вместе с тем расположенные на территории Ермаковского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов существуют на протяжении длительного времени, в связи с чем подлежат ликвидации в установленном законом порядке.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления 30.11.2021 главе Нововаршавского муниципального района Омской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению допущенных нарушений не приняты.

В настоящее время Администрацией работа по ликвидации вышеуказанных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не проводится.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. Суд считает возможным, с учетом мнения сторон, предоставить разумный срок для исполнения решения суда – 30.09.2025 года.

Административный ответчик в силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождается.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 п.1 ч.2 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Нововаршавского муниципального района Омской области в защиту неопределенного круга лиц – удовлетворить.

- Признать незаконным бездействие администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов:

- с. Ермак - земельный участок ...;

- с. Александровка - земельный участок ...;

- а. Алкул - земельный участок ...;

- с. Береговое - земельный участок ...;

- а. Караман - земельный участок ....

2. Обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области в срок до 30.09.2025 ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов:

- с. Ермак - земельный участок ...;

- с. Александровка - земельный участок ...;

- а. Алкул - земельный участок ...;

- с. Береговое - земельный участок ...;

- а. Караман - земельный участок ....

Обязать администрацию Нововаршавского муниципального района Омской области в течение одного месяца со дня исполнения решения по настоящему административному исковому заявлению сообщить о его исполнении в Нововаршавский районный суд Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский Областной суд с подачей жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.    

Судья              Н.В. Шмидт

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2023 года

2а-57/2023 ~ М-29/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нововаршавского района Омской области
Ответчики
Администрация Нововаршавского муниципального района Омской области
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Администрация Ермаковского сельского поселения
Суд
Нововаршавский районный суд Омской области
Судья
Шмидт Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
novovorshcourt--oms.sudrf.ru
31.01.2023Регистрация административного искового заявления
31.01.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
04.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Дело оформлено
15.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее